Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История СЗИ / Блок 4. 1941- г и до конца 50х годов.doc
Скачиваний:
171
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
361.98 Кб
Скачать

4. Организация защиты информации во второй половине 50-х годов

4.1. Реорганизации кгб ссср на начальном этапе деятельности (1955-1959 гг.)

26 апреля 1955 г. был организован 6-й спецотдел КГБ СССР (перлю­страция телеграфной и почтовой корреспонденции) и Воен­но-строительный отдел, позже преобразованный в Военно-строительное управление.

В соответствии с Конституцией СССР обеспечение государственной безопасности относилось к ведению Союза ССР, в связи с чем его высший законодательный орган издавал законы в области государственной безопасности, а Совет министров был уполномочен объединять и направлять работу министерств и ведомств союзных республик, призванных участвовать в этом процессе в соответствии со своей компетенцией.

Непосредственно определенная компетенция в области обеспечения госбезопасности была определена также для министерств иностранных дел, обороны, здравоохранения, транспорта, связи, МВД и ряда других министерств и ведомств.

КГБ при СМ СССР являлся, на правах союзно-республиканского министерства, центральным органом государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности Советского Союза.

Следует также подчеркнуть, что де-факто получив статус союзно-республиканского ведомства, КГБ им не являлся, как не имел он и более высокого статуса государственного комитета, который он приобрел только 5 июля 1978 г., лишившись в своем официальном наименовании приставки "при СМ СССР". С учетом этого обстоятельства мы и будем в дальнейшем использовать обобщающий акроним КГБ СССР.

Столь существенное понижение государственно-правового статуса госбезопасности по сравнению с существовавшим с 1946 г. министерством госбезопасности, связано с определенным недоверием и подозрительностью Хрущева и других тогдашних руководителей страны в отношении руководителей и органов госбезопасности в целом.

Последние обстоятельства не в последнюю очередь сказались как на обстановке в самом КГБ СССР, так и на судьбе страны в целом, о чем речь пойдет далее.

Данный урок истории показывает, что вопрос о состоянии и системе мер по обеспечению безопасности страны требует к себе беспристрастного, всестороннего и взвешенного отношения. Что допускаемые при его решении перекосы способны принести существенный и непоправимый ущерб интересам граждан, общества и государства.

Согласно решению ЦК КПСС перед Комитетом госбезопасности при СМ СССР были поставлены следующие основные задачи:

а) ведение разведывательной работы в капиталистических странах;

б) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР;

в) борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР;

г) контрразведывательная работа в Советской Армии и Военно-Морском флоте;

д) организация шифровального и дешифровального дела в стране;

е) охрана руководителей партии и правительства.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему укреплению социалистической законности и усилению прокурорского надзора " от 19 января 1955 г. было разработано Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета(ПВС) СССР от 24 мая 1955 г. Для осуществления надзора за следствием в органах КГБ при СМ СССР в Прокуратуре СССР был создан специальный отдел.

В соответствии с Указом ПВС СССР от 17 сентября 1955 г. "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны" были освобождены из заключения бывшие военнослужащие РККА и ВМФ, осужденные за сдачу в плен врагу.

Также были приняты указы об освобождении и возвращении на родину немецких и японских военнопленных, находившихся в лагерях военнопленных, или отбывавшие наказание по суду как военные преступники.

После ХХ съезда КПСС наряду с развернувшейся массовой работой по пересмотру уголовных и следственных дел, проводившейся при участии сотрудников КГБ под руководством работников прокуратуры, Верховным Советом СССР был принят ряд законодательных актов, отменявших ранее принятые указы, создававшие основу для массовых нарушений прав граждан.

Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1956 г. были отменены постановления Президиума ЦИК от 1 декабря 1934г. "О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов" и от 14 сентября 1937 г. "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик", устанавливающие особый, "упрощенный" порядок судебного рассмотрения дел по данным обвинениям.

В период 1956-1957 годов приходится отмена ранее принятых законодательных актов в отношении некоторых народов, проживавших ранее на временно оккупированной в годы войны советской территории, в связи с чем были отменены неконституционные меры в отношении многих "спецпереселенцев" и "спецпоселенцев".

В январе 1957 г. была восстановлена национальная государственность балкарского, калмыцкого, карачаевского, ингушского и чеченского народов.

Следует также подчеркнуть, что с момента образования КГБ при СМ СССР контроль за его деятельностью осуществлялся ЦК КПСС, в частности, Отделом административных органов, в который поступали все жалобы и заявления граждан в отношении действий сотрудников КГБ, адресованные в партийные инстанции, и который организовывал их проверку и рассмотрение, Советом министров и Генеральной прокуратурой СССР, а также некоторыми другими государственными органами, например, министерством финансов.

В этой связи однозначно нельзя отождествлять КГБ СССР с его историческими предшественниками НКВД и МГБ, не смотря на недостатки, а подчас и серьезные упущения, имевшие место в его работе.

Известно, что Н.С.Хрущев неоднократно официально заявлял, что органы госбезопасности "вышли из под контроля партии и поставили себя над партией", что далеко не в полной мере соответствует исторической правде, означало очередную мифологизацию истории органов госбезопасности. Ныне этот миф убедительно развеивается недавно изданными сборниками документов "Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 - декабрь 1936 (М.,2003) и "Сталин и ГУГБ НКВД. Декабрь 1936 - 1937г.(М.,2004).

Под лозунгом "исключить возможность возврата к 1937 году", в нарушение конституционного принципа равенства всех граждан перед законом, ЦК КПСС органам КГБ при СМ СССР было запрещено собирать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской номенклатуры. Правда, подобное решение принималось еще и ранее, в декабре 1938 г., но тогда номенклатура не могла чувствовать себя в безопасности перед грозными очами генсека ЦК ВКП(б).

По мнению многих исследователей, это ошибочное и противоправное политическое решение 1956 г. положило начало росту коррупции и зарождению организованной преступности в нашей стране, ибо вывело значительные контингенты лиц, наделенных административными властно-распорядительными, контрольными и хозяйственными полномочиями, из-под контроля правоохранительных органов, в том числе КГБ СССР.

С одной стороны, создавая некое подобие касты "неприкасаемых", оно в то же время, способствовало зарождению "телефонного права", получившего особое распространение в середине 80-х годов прошлого века.

В то же время, это обстоятельство облегчало зарубежным спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия и устремлений спецслужб иностранных государств.

А в совокупности это решение имело самые негативные последствия для судьбы страны и советского государства.

2 апреля 1957 г. в ведение КГБ перешли погранвойска, для чего было образовано Главное управление пограничных войск, а также Военно-строительное управление бывшего Главного управления пограничных и внутренних войск МВД. 8 апреля 1957 г. в составе комитета появилось Управление военного снабжения.

Первоочередное внимание руководством КГБ при СМ СССР было уделено «чистке» кадрового состава ведомства. К 1957 г. было уволено 18 тысяч сотрудников, охарактеризован­ных Серовым как «не внушающие политического доверия, злостные нарушители социалистической законности, карь­еристы, морально неустойчивые, малограмотные и отсталые работники». В частности, за нарушение советской законно­сти, злоупотребление служебным положением и аморальные поступки было уволено 2300 человек, сорок бывших сотруд­ников КГБ лишены генеральских званий, из центрального аппарата уволено около двух тысяч сотрудников. Фактически были заменены почти все руководящие работники глав­ных управлений, управлений и отделов.

За этот же период в особые отделы было зачислено более 1,5 тысячи офицеров. В 1955 г. в высшей школе КГБ был установлен четырехгодич­ный срок обучения. В том же 1955 г. при ней начали работу двухгодичные курсы подготовки руководящего оперативно­го состава, а в 1957 г. — курсы подготовки оперативного со­става.

Основанием для изменений принципов подбора кадров стал приказ КГБ от 1 декабря 1954 г. «О замене оперативных работников, не имеющих необходимой подготовки и не обес­печивающих порученное им дело», с подписанием которого на оперативную работу стали приниматься в основном работ­ники с высшим образованием.

На 1 января 1959 г. 95 % следо­вателей имели высшее и незаконченное высшее юридическое образование. В 1954—1958 гг. около 3,5 тысячи сотрудников органов КГБ без отрыва от работы окончили высшие учеб­ные заведения, более 12 тысяч — средние.

Агентурный аппарат также был подвергнут «чистке». Вве­денная в 1952 г. категория специальных агентов была упраз­днена. Органы госбезопасности стали шире привлекать граж­дан к сотрудничеству на доверительной основе.

Возросла техническая оснащенность оперативных подраз­делений. Так, на вооружение службы наружного наблюдения поступили новые средства радиосвязи, фотоаппараты с длин­нофокусной оптикой и телеобъективами, замаскированные в чемоданах, портфелях и т. п. В практику наблюдения стала шире внедряться секретная фотосъемка.

С образованием КГБ были предприняты определенные меры по укреплению законности в деятельности спецслуж­бы. Так, были ликвидированы органы внесудебного рассмот­рения дел, т. е. восстановлен демократический принцип: «никто не может быть признан виновным в совершении пре­ступления и подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда». Были упразднены трибуналы войск МВД, транспортные суды и т. д. Их функции переданы гражданс­ким учреждениям.

Был отменен ряд законодательных актов, прежде всего — «О порядке ведения дел о подготовке к совершению терро­ристического акта».

В прокуратуре СССР был образован специальный отдел для осуществления надзора за следствием в органах государ­ственной безопасности.

Существенно повлиял на укрепление законности и нор­мализацию общественной жизни Указ Президиума Верхов­ного Совета СССР от 17 сентября 1955 г. «Об амнистии со­ветских граждан, сотрудничавших с оккупантами в годы Великой Отечественной войны», который распространял свое действие и на военнослужащих, сдавшихся в плен. Бла­годаря Указу около 12 000 бывших военнопленных и переме­щенных лиц вернулись на Родину. Это помогло не только консолидировать нацию, лишить спецслужбы противника широкой базы для подбора кандидатов в шпионы, но и пе­ренести упор в деятельности советских органов безопаснос­ти с преследования малозначительного пособничества гитле­ровскому режиму на борьбу с подрывной деятельностью разведок иностранных государств.

Важное значение в деле укрепления законности, а также для оперативной и следственной деятельности органов КГБ имели принятые в декабре 1958 г. второй сессией Верховно­го Совета СССР пятого созыва законы об основах уголовно­го законодательства Союза ССР и союзных республик, осно­вах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, об уголовной ответственности за государственные преступления. Данные законы расширили права граждан и гарантии этих прав, регламентировали деятельность суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного след­ствия, ликвидировали институт аналогии в уголовном праве, ясно определили составы особо опасных и иных государ­ственных преступлений. Следователи органов государствен­ной безопасности в вопросах осуществления ими процессу­альных функций были отнесены к органам предварительного следствия с конкретным определением категорий дел, по которым они правомочны вести следствие.

Задачи КГБ при СМ СССР, система и принципы деятель­ности спецслужбы, роль и место органов госбезопасности в механизме советского государства, правовое положение со­трудников и др. были определены Положением о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах, утвержденном Президиумом ЦК КПСС 9 января 1959 г. и в тот же день введенном в действие постановлением Совета Министров СССР. Данное Положе­ние действовало вплоть до 1991 г.

К числу задач органов госбезопасности, согласно Поло­жению, были отнесены:

  • разведывательная работа в капиталистических странах;

  • борьба со шпионской, диверсионной, террористичес­кой и иной подрывной деятельностью иностранных разведывательных органов, зарубежных антисоветских центров и с их агентами внутри страны;

  • борьба с враждебной деятельностью антисоветских и националистических элементов внутри СССР;

  • контрразведывательная работа в Советской Армии, Во­енно-Морском Флоте, Гражданском воздушном флоте, в пограничных войсках и войсках Министерства внут­ренних дел СССР с целью предупреждения проникно­вения в них агентов иностранных разведок и иных враждебных элементов;

  • контрразведывательная работа на специальных объек­тах, особо важных объектах промышленности и на транспорте;

  • охрана государственных границ СССР;

  • охрана руководителей партии и правительства; — организация и обеспечение правительственной связи;

  • организация радиоконтрразведывательной работы и учет необходимых данных ведомственных радиостан­ций, действующих на территории страны;

  • разработка мобилизационных планов по развертыванию органов и войсковых частей КГБ и выполнение других поручений ЦК КПСС и советского правительства.

В данный период значительное внимание уделялось вопросам обеспечения защиты систем связи.

6 сентября 1958г. в соответствии с постановлением СМ СССР № 1019-486 в Министерстве связи была создана Центральная межведомственная комиссия по электросвязи. Ее задачи:

  1. Осуществление контроля за выполнением требований по защите средств связи от подслушивания ведущихся по ним телефонно-телеграфных передач в зоне А (государственная граница).

  2. Разработка мероприятий по совершенствованию способов защиты линий связи.

  3. Организация и осуществление перевозок С, СС и СС ОВ документации и техники через спецсвязь и фельдсвязь.

  4. ЗГС при осуществлении почтово-телеграфной и телефонной связи.

Как видно из данного перечня, острие деятельности КГБ при СМ СССР было направлено за пределы страны, обеспе­чивая выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности иностранных разведывательных служб и зару­бежных антисоветских центров и их агентуры, действующей на территории СССР.

Положением предусматривалось право органов государ­ственной безопасности вести агентурно-оперативную работу: вербовать агентов, содержателей явочных и конспиративных квартир, осуществлять наружное наблюдение, перлюстрацию корреспонденции и др.

23 июня был упразднен тюремный отдел, Отдел «С» был объединен с Отделом войск правитель­ственной связи в единый Отдел правительственной связи (ОПС).

25 июня были утверждены новые штаты и структура 9-го управления, в состав которого вошло 10-е управление. 2 июля на базе 2, 3, 4, 5 и 6-го спецотделов было создано Оперативно-техническое управление (ОТУ).

Было сокращено число тюрем КГБ, ликвидированы Во­енно-строительное управление и Управление военного снаб­жения (вошли в ХОЗУ). Было произведено сокращение штата оперативных работ­ников в центре и на местах на 3200 человек, а также штата рабочих и служащих в хозрасчетных и хозяйственных струк­турах КГБ на 8500 человек. Была ликвидирована Особая инспекция Управления кадров, расследовавшая дела о про­ступках и преступлениях сотрудников КГБ.

16 сентября 1959 г. постановлением Совмина была создана Коллегия КГБ.

Очередная масштабная «чистка» агентурного аппарата, имеющая цель «сделать его небольшим по численности, но высокого качества», была проведена в июле 1959 г. В этот же период более широкое распространение получил институт доверенных лиц. В 1960 г. в приказе КГБ впервые давалось определение этому понятию. «Доверенные лица — это те со­ветские патриоты, которые сигнализируют органам КГБ о лицах и фактах, заслуживающих изучения с точки зрения обес­печения государственной безопасности, а также выполняют их отдельные оперативные поручения». В отличие от агентов псев­донимов доверенным лицам не присваивали, подписку у них не брали, на конспиративных и явочных квартирах не при­нимали.