Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга СТАРКОВА.docx
Скачиваний:
81
Добавлен:
22.05.2015
Размер:
734.85 Кб
Скачать

Глава 12.

Насильственное преступное поведение осужденных

Подобное представление Достоевским Ф.М. психологического механизма формирования агрессивной мотивации осужденных весьма глубоко отражает всю гамму их переживаний, обреченных ситуацией изоляции на насилие. Вместе с тем, здесь же определены пути предупреждения тяжкого насилия среди осужденных.

Познание криминопенологических параметров насильственных преступлений может оказать неоценимую помощь как в работе по ресоциализации насильственных преступников, так и в профилактике насильственных преступлений в ИУ, которые в структуре преступности при исполнении всех уголовных наказаний составляют в среднем от третьей до пятой ее части.

§ 1. Криминопенологические параметры насильственных преступлений осужденных

Практически всякое насилие представляет опасность для сферы наказания, общества в целом, может препятствовать их прогрессивному развитию.

В связи с тем, что в предмет познания входят насильственные преступления осужденных, определим более подробно «насильственное» преступление.

Прежде всего нужно установить, что такое насилие. С точки зрения этимологического происхождения слова «насилие» и его синонимического значения оно может быть истолковано как:

1) принуждение, понуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы;

2) против воли, силой заставлять, вынуждать, ставить перед необходимостью исполнения чужой воли;

3) неестественно, напряженно и т.п.1

Каковы же признаки и виды насилия как вообще, так и распространенные среди осужденных ?

Л.Д. Гаухман выделяет физическое насилие и определяет его как «противоправное умышленное действие, выразившееся в воздействии на организм другого человека против или помимо воли последнего и направленное на причинение вреда его физическим благам. Угроза применения насилия — это запугивание другого человека применением к нему физического насилия»2. Из этих положений следует, что насилие — это или реальное, или потенциальное причинение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физиологической целостности человека; а также то, что одним из видов насилия является физическое. Здесь можно также предполагать, что физическое насилие осуществляется в итоге физического, телесного соприкосновения преступника и жертвы, как непосредственного (например, при изнасиловании, насильственном мужеложстве и др.), так и опосредованного (к примеру, убийство из огнестрельного оружия, путем отравления и т.п.).

Л.В.Сердюк считает, что есть насилие и психическое, выражающееся в причинении душевной травмы, которое может и не иметь своим последствием, не только реальным, но и потенциальным, физический вред1. Но этот тип насилия может иметь в качестве следствия ограничение свободы волеизъявления человека. И как уже отмечалось, физическое насилие также совершается против или (и) помимо воли жертвы, независимо от нее. Однако физическое насилие может совершаться и по желанию жертвы. Это бывает в случае просьбы человека, находящегося в критической (беспомощное состояние, неизлечимая болезнь и т.п.) или фрустрационной ситуации (осуждение в первый раз сразу к лишению свободы за фактически впервые совершенное преступление), лишить его жизни. Но в этом случае, как и в предшествующих, налицо ограничение свободы волеизъявления человека (она ограничена ситуацией).

Для физического, как и для психического, насилия обязательным признаком является ограничение свободы волеизъявления, во всяком случае, потерпевшего. Совершая физическое насилие над человеком, ему причиняют и душевную травму. Использование же психического насилия, даже при отсутствии явно выраженного физического нарушения (например, при оскорблении, клевете, угрозе и т.п.), всегда вызывает какие-то, пусть и незначительные, изменения в организме человека. Этот вывод можно подкрепить и данными медицинских исследований, которыми установлена очень тесная, прямая взаимосвязь между соматическими (телесными) и психоневрологическими болезнями. Конечно, при совершении насильственных преступлений какие-то последствия насилия преобладают над другими: или физический вред (например, при убийстве), или психическая травма (например, при клевете), или ограничение свободы волеизъявления (например, лишение свободы в смысле ст. 127, 126, 128, 206 УК РФ).

Но кроме того, есть такой факультативный признак и вид насилия как причинение или угроза причинения имущественного вреда без корыстной цели, ибо подобные разрушительные действия обычно или сами по себе являются психическим насилием (например, угроза уничтожением или повреждением имущества — взрывом, поджогом и т.п. при терроризме — ст. 205 УК РФ), или сопровождают физическое, являясь иногда его атрибутом, или сами по себе являются как бы имущественным насилием, например, хулиганство, сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества (ст. 213 УК РФ), терроризм как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность причинения значительного имущественного ущерба, совершенные, например, с целью устрашения населения (ст. 205 УК РФ). Разве это не насилие?

Это и служит основанием для следующей классификации насильственных преступлений:

а) физические — сопряженные с причинением физического вреда (убийство (ст. 105-108 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111-115 УК РФ), побои, истязание (ст. 116, 117 УК РФ), изнасилование, насильственные действия сексуального характера (ст. 131, 132 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ) и др.);

б) психические — причиняющие душевную травму (угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ); вымогательство (ст. 163 УК РФ); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ); принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний (ст. 309 УК РФ), другие виды понуждений и принуждений (например, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации — ст. 120 УК РФ, могущее при определенных условиях стать формой «бизнеса» в местах лишения свободы); оскорбление и клевета (ст. 130, 129 УК РФ);

в) волюнтаристские — прямо связанные с ограничением свободы волеизъявления человека (незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ), например, путем запирания помещения, в котором находится человек; похищение человека (ст. 126 УК РФ); незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК РФ); захват заложника (ст. 206 УК РФ).

г) имущественно-насильтвенные — непосредственно выражающиеся в имущественном насилии или угрозе его применения (хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества (ст. 213 УК РФ); вандализм, т.е. осквернение или порча общественного имущества (ст. 214 УК РФ); терроризм как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность причинения значительного имущественного ущерба, совершенные, например, с целью устрашения населения или угроза такового (ст. 205 УК РФ); массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами, поджогами, уничтожением имущества (ст. 212 УК РФ) и др. имущественные насильственные посягательства на общественный порядок и общественную безопасность;

д) насилие власти — это не только физическое или психическое, но такое подавление осужденного вплоть до низвержения человеческой личности, экономическое или/и социальное уничтожение, среди осужденных реализуемое лидерами и авторитетами преступного мира (обычно это различного рода преступления, направленные против уголовно-исполнительной системы, ее сотрудников (ст. 321 УК РФ — дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества и др., которые будут анализироваться в другой главе), а относительно всех осужденных — со стороны представителей уголовно-исполнительной системы, сотрудников (это также иной тип преступного поведения — со стороны сотрудников, подлежащий самостоятельному изучению, как, например, злоупотребление должностными полномочиями — ст. 285 УК РФ).

Таким образом, под насильственными преступлениями понимаются любые общественно опасные и уголовно-противоправные деяния, совершаемые путем причинения физического вреда, душевной травмы, ограничения свободы волеизъявления человека, имущественного ущерба или угрозы такового без корыстной цели, а также путем низвержения человеческой личности и порождаемые агрессивной криминогенной мотивацией и конфликтной криминогенной ситуацией.

Из трех видов насильственных преступлений, выделенных нами, первый из них, условно названный физическим, можно подразделить еще на три группы:

а) убийство, умышленное причинение вреда здоровью, побои, истязание и доведение до самоубийства путем физического насилия;

б) изнасилование и иные насильственные половые посягательства, в том числе аномальные;

в) хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и др.

В местах лишения и ограничения свободы наиболее распространены именно эти, так называемые «физические» насильственные преступления и не потому, что не совершается иных, а потому, что они, особенно так называемые «психические» насильственные, остаются практически всегда латентными, а при исполнении иных наказаний — всякие, но, опять же, реже всего совершаются тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления.

При оценке показателей насильственных преступлений осужденных следует учесть внутренние закономерности насильственной преступности, установленные в результате ряда криминологических исследований, в том числе и наших:

а) когда наблюдается значительный рост регистрации нетяжких насильственных преступлений, особенно угроз насилием, причинения вреда здоровью, легкого или средней тяжести, хулиганства и др., то тяжкие и особо тяжкие через определенный период времени (2-3 года) сначала стабилизируются, а потом снижаются. И наоборот, снижение регистрации нетяжких насильственных преступлений (небольшой и средней тяжести) вызывает рост тяжкого и особо тяжкого насилия1;

б) хулиганство является «базой, начальной школой» насилия, ибо четверть всех рецидивистов, осужденных за насильственные и корыстно-насильственные преступления, в качестве первого своего преступления совершили хулиганство2.

Все насильственные преступления осужденных в зависимости от наличия относительно длительной обостряющейся конфликтной криминогенной ситуации и ее роли (при нескольких повторяющихся конфликтах — ситуационные, при одном — одноконфликтные), данных, характеризующих личность преступника и потерпевшего, можно разделить на несколько групп. При этом к отрицательно характеризующимся осужденным традиционно относили лиц, не вставших на путь исправления и злостных нарушителей режима, а к положительно характеризующимся — осужденных, вставших и твердо вставших на путь исправления. В настоящее время выделяют положительно характеризующихся и нейтральных, а также отрицательно характеризующихся и злостных нарушителей режима.3

По результатам нашего исследования тяжкие насильственные преступления осужденных подразделились на:

Ситуационные, при которых отрицательно характеризовались преступник и потерпевший, — 32,8 % (при исполнении лишения свободы — 35,9 %, при исполнении иных наказаний — 34,3 %).

Ситуационные, когда отрицательно характеризовался преступник и положительно — потерпевший, — 19,5 % (в местах лишения свободы — 23,4 %, при исполнении иных наказаний — 25,0 %).

Ситуационные, где отрицательно характеризовался потерпевший и положительно — преступник, — 7,8 % (при исполнении лишения свободы — 4,7 %, иных наказаний — 23,4 %).

Ситуационные, при которых положительно характеризовались преступник и потерпевший, — 3,9 % (лишения свободы — 3,1 %, иных наказаний — 12,5 %).

Неситуационные, одноконфликтные — 24,2 % (в местах лишения свободы — 28,1 %, при исполнении иных наказаний — 3,1 %) или бесконфликтные, «чисто» мотивационные — 11,7 % (при исполнении лишения свободы — 4,7 %, иных наказаний — 1,6 %).

То, что более, чем каждое десятое тяжкое насильственное преступление среди осужденных к наказаниям без лишения свободы было совершено между характеризовавшимися положительно, а между осужденными к лишению свободы — каждое тридцать третье, с одной стороны, объясняет, почему эти лица не были объектом профилактического воздействия, а с другой — свидетельствуют о необходимости переориентации профилактической деятельности на группы осужденных в целом, при установлении в них криминогенной ситуации, т.е. групповой профилактики преступлений.

Тип преступного поведения определяется, как уже отмечалось, выделением реально существующих направлений преступной деятельности в зависимости прежде всего от специфического содержания причинного механизма, его носителя, характера деяний, которые составляют эту деятельность, преступлений, которыми оно завершается и т.п. Так, пенальное насильственное преступное поведение можно определить как весьма распространенную личностно-микросредовую деятельность, состоящую, в свою очередь, из системы деяний, обычно вредных для психики и физического состояния человека, для личности или общественного порядка и имущества, направляемую, как правило, к тяжкому насилию агрессивной криминогенной мотивацией и конфликтной криминогенной ситуацией. Носителями этого типа преступного поведения является довольно значительная масса насильственных преступников при исполнении наказаний.

В таблице 13 приведены данные о динамике насилия в местах лишения свободы.

Из данных таблицы 13 видно, что насильственные преступления без учета побегов с применением насилия составляли до 1991 г. (включительно) треть всех преступлений, совершаемых в ИУ, что более чем в три раза больше, чем совершалось насильственных преступлений на свободе по показателю структуры преступности. Вместе с тем, особенно с 1991 г. наблюдалось постоянное снижение регистрации насильственных преступлений, хотя даже в 1996 г. они превышали удельный вес насилия в структуре всей преступности в стране, а не только при исполнении наказаний, в 1,5 раза. В качестве факторов снижения удельного веса, состояния и уровня насильственных преступлений в ИУ можно предположить:

в условиях изоляции практически не регистрируются насильственные преступления небольшой и средней тяжести, особенно психические насильственные

тяжкие и даже особо тяжкие насильственные преступления, в том числе убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью искусно скрываются в ИУ под самоубийства и покушения на них, умышленное причинение вреда своему здоровью в смысле ч. 2 ст. 102 УИК РФ, в том числе повлекшее смерть по неосторожности самого осужденного (так называемое «членовредительство», т.е. причинение себе какого-либо повреждения или симуляция болезни), действительно распространенные в ИУ и потому обычно медицинские заключения в этих случаях не подвергаются сомнению и не перепроверяются, уголовное дело не возбуждается, а потому и не прекращается (не требуется никакого обоснования для прекращения, ибо дела и нет)

развернутое, не без помощи лидеров преступного мира, различных общественных организаций содействия осужденным в средствах массовой информации оголтелое очернение деятельности администрации ИУ, уголовно-исполнительных инспекций и др. служб юстиции, милиции и иных органов внутренних дел, особенно с 1991 г., привело сначала к снижению, причем, резкому регистрации этих преступлений, а затем и к декриминализации злостного неповиновения требованиям администрации ИУ, сопротивления представителям власти в новом УК РФ, о чем подробнее пойдет речь дальше

уже отмечавшееся нами исчезновение с 1992 г., вероятно, из чувства ложной стыдливости, из строк статотчетности изнасилований и мужеложства, относимых нами здесь к иным насильственным преступлениям

создание в ИУ с 12 апреля 1994 г. отрядов специального назначения привело к предупреждению массовых беспорядков (так, в 1994 г. ими было пресечено 132 случая групповых неповиновений осужденных1), пресечению на самых ранних стадиях дезорганизации нормальной деятельности ИУ и иных насильственных преступлений.

Во время исполнения наказания в спецкомендатурах убийства совершались в 2,2 %, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью — в 10,0 %, хулиганство — в 19,5 %, иные насильственные — свыше 5,5 % случаев1. А по данным Комарицкого С.И. насильственные преступления при исполнении ограничения свободы составляют в среднем 33,3 %2.

Из тех же данных Комарицкого С.И. следует, что в период исполнения условного осуждения и отсрочки исполнения приговора удельный вес в общей структуре преступности причинения вреда здоровью и истязаний (ст. 111, 112, 115, 117 УК РФ) составил 8,0 %, хулиганства — 23,8 %, сопротивления преставителям власти (декриминализировано в 1997 г.) — 0,8 %, изнасилований — 3,2 %, но в общем составило (без убийств и иных насильственных преступлений) 35,8 %. В период же исполнения исправительных работ удельный вес причинения вреда здоровью и истязаний составлял 11,9 %, хулиганства — 16,8 %, сопротивления представителям власти — 2,0 %, изнасилования — 2,0 %, что в общем равнялось 32,7 %3.

По результатам наших исследований в 1996 г. насильственные преступления в период исполнения исправительных работ и условного осуждения составили: причинения вреда здоровью и истязание — 8,5 %, изнасилование — 3,4 %, хулиганство — 2,6 %, сопротивление представителю власти (декриминализировано в 1997 г.) — 2,6 %, иные насильственные преступления — 11,1 %. Кроме того, грабежей было совершено 13,7 %.

Иначе говоря, по сравнению с общей преступностью пенальная — более чем на треть насильственная, причем фактически независимо от условий исполнения — в период ли лишения или ограничения свободы, или, наоборот, при исполнении наказания на свободе. Несомненно, что подобный уровень насильственной преступности во время исполнения практически всех основных наказаний является одной из закономерностей наказательной преступности в целом.

При этом характерно, что при исполнении лишения свободы регистрируются и совершаются более тяжкие насильственные преступления, что в последнее время и они в условиях изоляции стали снижаться и составляют в настоящее время едва ли пятую часть из всей преступности.

Но стали снижаться некоторым образом и насильственные преступления при исполнении наказаний на свободе, которые сейчас также составляют примерно пятую их часть.

Поэтому, конечно, представляет особый интерес анализ причин и условий пенальных насильственных преступлений.