Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-исторШкМира-05.doc
Скачиваний:
228
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
4.87 Mб
Скачать

2. Мектебы и Медресе средневековой Индии (XII — XVIII вв.)

Мусульманские завоеватели, грабившие земли Индии, разрушившие храмы и буддийские монастыри, после битвы при Тараяне (1192 г.) почти на 700 лет воцарились в Индии. Они были частью новой исторической силы, связанной с рождением новой религии - ислама, создателем которой был Пророк Мухаммад. Он сумел пробудить энергию и энтузиазм сильных и выносливых арабов, что при его последователях, багдадских калифах, привело к захвату многих земель. Знамя ислама стало развеваться над завоеванными странами - от Ирана до Испании. В 712 г. н.э. арабы под предводительством Мухаммада-ибн-Касима перешли Синд и разбили армию брахманского царя Дахира. Дальнейшее их продвижение на юг, север и восток было остановлено. Но через некоторое время арабы снова вторглись в Индию с северо-востока. Вскоре ослабленная междоусобицами раджей и царей Индия была завоевана.

Разветвленная система управления страной, созданная делийскими султанами, в большей или меньшей степени строилась на постулатах ислама. Ни существовавшая брахманская, ни приходящая в упадок буддийская системы обучения не могли соответствовать социально-экономическим и политическим условиям того времени. Поначалу, конечно, исламские правители пользовались советом многочисленных специалистов в разных областях, которых они привозили с собой из других земель. Некоторые из советников приезжали в Индию сами в поисках лучшей жизни.

В исламе образованию, учености придавалось большое значение. Согласно Пророку Мухаммаду «чернила ученого святее крови мученика» и «из всех подарков родителей своим детям самым дорогим является хорошее образование». Пророк учил, что понятие долга, разница между добром и злом, верой и неверием могут быть осознаны только через знание и поэтому «приобретение знаний обязательно для всех верующих мужчин и женщин». Строительство медресе и мектебов, которые почти неизменно находились рядом с мечетями, рассматривалось как священный долг для правоверных мусульман. Правители, отшельники и простые люди считали, что учащиеся наделены святостью. Многие, подоб-

174

но шейху Хазрату Иса Дехалви, завещали похоронить себя под плитами медресе, в том месте, где ученики оставляли обувь.

Такое почтительное отношение к учености характерно почти для всех мусульманских правителей начиная с Кутб-ад-дина Аибека. Все они систематически читали Коран, считали себя представителями халифов Багдада, последователями Пророка. Одновременно с разрушением храмов и буддийских монастырей Мохаммад из Гура после битвы при Тараяне (1192 г.) на месте разрушенных им храмов построил мечети. А один из его военачальников Бакхтеяр Кхалджи, разрушив монастыри буддистов в Наланде и Викрамашиле, предав огню бесценные библиотеки, безжалостно убив невинных монахов и учеников, тоже начал строительство мечетей и медресе.

Мектебы были начальными школами, которые посещали дети, живущие недалеко от школы. Зажиточные семьи иногда приглашали учителей для своих детей к себе домой. Начальное образование можно было получить, обучаясь у муллы. В начальной школе ученик должен был изучить алфавит, обучиться чтению и письму, научиться читать Коран и читать молитвы. Как и в брахманской и буддийских традициях, обучение ребенка, достигшего возраста четырех лет, четырех месяцев и четырех дней, начиналось с официальной церемонии, которая получила название Бисмилиах. Вначале ребенок учился писать, затем следовало изучение тридцатой главы Корана и стихов персидского поэта Саади -Гулистан, Бостан. Четыре из Пяти часов ежедневных занятий посвящалась упражнениям в письме и зазубриванию правил грамматики персидского языка. Большое внимание также уделялось хорошему почерку и правильности произношения во время чтения рукописей на персидском. Детей также знакомили с элементарной математикой и некоторыми поэтическими произведениями, среди которых были «Юсуф и Зулейха», «Лейла и Меджнун», «Искандарнаме». Принцы и члены царских семей не посещали мектебы. Они оставались в гареме под присмотром отца. За их обучение отвечал евнух. Они учились читать и писать на арабском и персидском языках. Много упражнялись, готовясь к изучению военного искусства. Им рассказывали о принципах справедливости и законности, постулатах религии, «исходя из интересов народа, которым когда-то им придется управлять».

После окончания мектеба можно было продолжить обучение в медресе. И для этого не нужно было проходить формальную церемонию посвящения. Медресе в основном строили представители имущих сословий. Содержались они за счет доходов от подаренных школе земель и сумм, которые жертвовали богатые люди, отличающиеся высоким

175

чувством религиозного долга. Официальные власти не вмешивались в жизнь медресе, иногда лишь оплачивая жилье и питание тех, кто хотел получить более основательное образование. Формой поощрения образования можно считать и то, что после 10-12 лет обучения в медресе трудолюбивый ученик мог рассчитывать на хорошее место в административном аппарате государства. Высшее образование в медресе сочетало светский и религиозный аспекты. К светским предметам относились: грамматика арабского и персидского языков, проза, литература, логика, философия, право, астрология, арифметика, история, география, медицина и основы сельского хозяйства. В то время как цикл религиозных дисциплин был нацелен на вдумчивое и глубокое изучение Корана, комментариев к нему, заповедей Пророка Мухаммада, исламских законов и иногда догматов суфизма. По мере того как постепенно росло число новообращенных, которым нужно было сообщить об основах ислама, возрастало и значение религиозных предметов, и вскоре они стали доминировать в медресе.

Преподавание в мектебе и в медресе велось на арабском и персидском языках. Но нужно помнить, что эти языки не были родными для делийских султанов, которые говорили на турецком языке. Введение4 арабского и персидского было связано с тем, что они ассоциировались с Пророком Мухаммадом и процветающей исламской культурой Багдада. Среди делийских султанов было много образованных людей, которые покровительствовали образованию и науке. Ученые, художники, поэты, архитекторы и строители не только из самой Индии, но и из дальних стран находили приют и поддержку при их дворах и дворах их наместников. И вскоре появились достойные сочинения на персидском и арабском, были созданы выдающиеся произведения искусства, вперед шагнула и наука, особенно медицина и астрономия. Дворы делийских султанов превратились в настоящие центры учености и культуры. Так, двор Ала-ад-дина Хильджи (XIII — нач. XIV вв.) называли «завистью Багдада, соперником Каира и равным Константинополю». Его современник Амир Кхушрау, родившийся и выросший в Индии, ставший всемирно известным персидским ученым, был одним из лучших представителей этой индийской образовательной системы мектеб-медресе.

Традиция, заложенная делийскими султанами, была продолжена моголами, начиная с Бабура. Самым выдающимся среди них был Дже-лаль-ад-дин Акбар (вторая половина XVI в.), двор которого был украшен выдающимися учеными своего времени. Будучи сам неграмотным, Акбар очень высоко ценил ученость и покровительствовал ей. Этот блестящий государственный деятель, исходя из интересов стабильности в

176

государстве, проводил политику веротерпимости и даже ввел новую религию, которая получила название Дин-и-Илахи. Двери мектебов и медресе были открыты для мальчиков-индусов, которые в них могли подготовиться к государственной службе. Поощрялось изучение санскрита, многие произведения были переведены на персидский. Политика религиозной толерантности Акбара в большей или меньшей степени была продолжена его последователями Джахангиром и Шах-Джаханом. Иной по отношению к религии была политика Нурангзеба (правитель Могольской империи с 1658 г.). Будучи приверженцем исламской учености, он издал в 1669 г. указы, по которым наместникам в провинциях предписывалось разрушать индуистские храмы, чтобы освободить место для постройки мечетей с мектебами и медресе при них. Этот отказ от политики Акбара имел отрицательное влияние на дальнейшую судьбу империи.

Однако, разрушение храмов не означало, что пришел конец индуистскому образованию, которое не было привязано к храмам или монастырям, как это было в случае с буддийским образованием, и осуществлялось в семьях жрецов. В средние века индуистское образование было достаточно сильным, чтобы оказать влияние на исламскую систему обучения. Фактически происходил процесс их взаимообогащения. Классическим примером была история Дара Шукоха, старшего сына шаха Джахана, которого убил его брат Аурангзеб в ходе войны за трон, вспыхнувшей в 1657 г. после того, как шах заболел. Шукох хорошо знал арабский и персидский языки, а также санскрит. Он был автором нескольких известных работ, среди которых были переводы на персидский Упанишад, Бхавадгиты и Рамаяны. Он также составил календарь мусульманских святых, написал несколько работ по философии суфизма.

Мусульманские правители и представители правящего класса строили мектебы и мечети, исходя прежде всего из необходимости выполнять религиозный долг. Забота об образовании подданных было в меньшей мере свойственна для них. К тому же практически годы мусульманского господства в Индии были годами войн и междоусобиц, в ходе которых земли, которые передавались в дар школам, конфисковывались, а средства, предназначенные для развития образования направлялись на другие цели, чаще всего, как это было в случае с Ала-ад-дином-Хильджи, на увеличение армии. Мектебы и медресе во многом зависели от благосклонности тех, кто давал деньги на их функционирование. Смерть благодетеля, смена наследников часто оборачивались закрытием школы.

177

Исламское образование в Индии достигло своего зенита при Ауран-гзебе. С его смертью в 1707 г. начался упадок образования. Не было сильных наследников, которые смогли бы уберечь от развала огромную империю в период восстаний местных правителей, опасности персидского нашествия Надир Шаха, набегов Ахмад шаха Абдали из Афганистана. Упадок империи моголов сопровождался кризисом в торговле и коммерции, сельском хозяйстве и промышленности. Положение усугублялось присутствием в этот период в Индии европейских торговых компаний, которые, конкурируя между собой, обостряли и без того незатухающие междоусобные распри индийских раджей и вельмож. В XVIII в. Британская Ост-Индийская компания со штаб-квартирой в Калькутте распространила свою юрисдикцию на территории Восточной Индии (Бенгалия, Бихар и Орисса). Перехитрив своих европейских конкурентов и местные власти, она превратилась в верховную правящую политическую силу, которая только формально признавала власть моголов.