Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2-исторШкМира-05.doc
Скачиваний:
228
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
4.87 Mб
Скачать

2. Реформация — новые планы новой эпохи

Реформация в Финляндии совпала со временем, когда новые школы стали создаваться даже в небольших городах. Соборные школы в Турку и Выборге послужили своего рода отправной точкой этого процесса.

Революция и в сфере образования стала явной, когда в 1523 г. Густав Васа был избран королем Швеции. Он начал освобождать свое королевство от ограничений, навязанных извне, формировать национальное суверенное государство и сосредоточил всю власть в своих руках. Католическая церковь заметно утрачивала влияние в Скандинавии. Ее экономическому и политическому положению был нанесен сокрушительный удар в 1527 г., когда доходы церквей и монастырей были конфискованы в пользу государства. Король закрепил за собой право проводить ревизии епископатов и их школ, создав тем самым предпосылки для последующей реформы школы. Позднее вышел указ о том, что духовенство обязано проповедовать слово Божье не по католической вере, а согласно лютеранству. Основной целью Густава Васы была политическая и экономическая независимость, поэтому он делал все, чтобы церковь и религия надлежащим образом служили этим целям.

В 1527 г. новым епископом епархии Турку был избран Мартинус Скайт, который стал посылать студентов в евангелические университеты

400

в Германии, главным образом в Виттенберг, где преподавали Мартин Лютер (1483-1546) и его последователи. Отныне финские студенты стали приобщаться к учению лютеранской церкви. Наиболее известным среди них стал Михаэль Агрикола (1508-1557), сын фермера. Он учился в школе в Выборге, а затем в соборной школе в Турку. Там же он впоследствии стал личным секретарем епископа. В течение трех лет он обучался в Виттенберге, затем вернулся в Турку и стал учителем соборной школы. Позднее его назначили ректором этой школы. В последние годы своей жизни он стал епископом Турку. Цели Михаэля Агриколы в области культуры были созвучны политическим целям Густава Васы. Он хотел приобщить финское духовенство к новой национальной доктрине. Соборная школа в Турку служила фактически достижению этой цели. В дальнейшем он часто посещал эту школу, осуществлял личный надзор за преподаванием многих предметов и делал все, чтобы школа постоянно процветала. Примечательно, что Агрикола воспротивился указу короля, согласно которому учеников разрешалось отрывать от занятий и посылать на государственную службу. Тем самым Агрикола подчеркивал независимость школы и учеников даже от королевской власти. Обязанностью приверженцев лютеранской церкви было распространение грамотности в народе. Для Агриколы это значило использовать в этих целях финский язык. Фактически это означало независимость как от римского церковного духовенства, так и от шведского правления, что, несомненно, способствовало национальному объединению. Гражданство и национальный язык неразделимы. Агрикола поднял финский язык до статуса цивилизованного языка. Им стали отныне пользоваться наравне с латинским языком. Для развития финской культуры и образования это был революционный шаг, причем впервые в Европе.

Агрикола разработал азбуку и другие учебные книги на финском языке. Задача эта была нелегкой, однако, ему удалось заложить основы, с помощью которых школы и учителя могли бы продолжать его деятельность. Агрикола обратился со своим учением ко всем своим согражданам, о чем свидетельствует первый стих в написанной им азбуке:

Теперь узнает и стар, и млад, чтобы выучить финский язык, надо открыть для него свое сердце, почитая при этом божественные заповеди.

Агрикола был также и государственным деятелем, стремившимся усилить позиции Финляндии, поделенной между Швецией и Россией. Финляндия была разделена на две епархии; вместе с епархией в Турку появилась епархия и в Выборге.

401

Процесс перехода Финляндии к лютеранству был медленным. Во времена правления короля Сигизмунда (1586-1593) приверженцы католицизма усилили свои позиции. Об этом свидетельствует и увеличивающееся количество студентов, которые продолжали образование за границей в католических высших учебных заведениях. Отток учащихся за границу замедлил развитие финских городских школ. В то время в Финляндии было только пять городских школ: помимо Турку и Выборга, школы появились в Порво, Хельсинки и Пори. Новая эра в образовании по-настоящему началась только в конце XVI в. с открытия школы в Рауме. До этого времени количество учащихся уменьшалось по всей стране, тем более, что образование оставалось уделом дворянства, духовенства и бюргеров.

Заботясь о распространении грамоты, церковь преследовала исключительно религиозные цели. Духовенство требовало, чтобы все родители учили своих детей читать, и наблюдало за обучением, ежегодно проверяя грамотность детей старше 7 лет. К тем, кто не подчинялся этому требованию, применялись строгие меры: взрослые, не умевшие читать, исключались из общины, им не разрешалось вступать в брак. Обучение велось главным образом в семье. В результате дети с трудом умели читать некоторые духовные книги, часто не понимая смысл прочитанного.

В XVI в. наметились явные изменения в школьном образовании. Массовое образование отныне велось на национальном языке, в то время как образование в городских школах и так называемое книжное образование базировалось главным образом на латинском языке — он был языком научного образования в течение всего XVI в. Однако в этот же период начала появляться и учебная литература на финском языке.

В XVI в. выявилась острая потребность в гражданских чиновниках и священниках, которые, по мнению Густава Васы, должны были составлять фундамент развития местного самоуправления. Это обстоятельство привело к упомянутому выше феномену, известному как студенческий набор, против которого последовательно выступал Агрикола. В то же самое время местные судебные исполнители испытывали острую нужду в профессиональном образовании для выполнения своих административных функций. Это привело к введению в школьные программы основ знаний и для иных областей жизнедеятельности общества, а не только управления и торговли. Закон о школе, принятый в 1571 г., базировался на гуманистических идеалах образования, но при этом финны ориентировались на Германию, главным образом на закон о Саксонской школе 1528 г., разработанный Меланхтоном (1497-1560). Цели, поставленные Агриколой, - грамотность, финская литература и обучение нового класса государственных чиновников - встречали про-

402

тиводействие шведских королей и могли быть реализованы только в будущем. В 1570 г. разразилась двадцатилетняя война между Швецией и Россией, закончившаяся подписанием Теюсинского договора и включением Северной Финляндии в состав Шведского королевства. Это отнюдь не способствовало развитию собственно финской культуры, в том числе образования.

Финляндия XVII в. унаследовала многие проблемы прежних времен. Различные сословия прокладывали свои собственные пути к образованию. Укреплялась позиция дворянства и духовенства и в правительстве, и в государственной экономике. Представители высшего дворянства служили в юридической системе, провинциальной администрации, были офицерами. После 1593 г. укрепило свою власть и духовенство, которое выразило свою готовность повиноваться властям. За это ему была предоставлена полная свобода в проповеднической и просветительской деятельности. Бюргеры, представители торговли и промышленности состояли в основном из горожан. Их число постоянно росло. В Финляндии было основано около 20 новых городов. В течение XVII в., однако, значение этих городов для внешней торговли было незначительным, так как только Турку и Выборг обладали привилегией свободной внешней торговли. Остальные города были обязаны торговать только с разрешения Стокгольма.

При сборе налогов и призыве на военную службу крестьяне приобретали равный статус со шведами и состоятельными людьми, во всех же других областях они были в роли представителей побежденной стороны. Только в XII в. в Финляндии начали проявляться признаки классового общества: различия между четырьмя сословиями увеличивались и структура общества постепенно становилась более четкой.

Церковь, как лютеранская, так и православная способствовала развитию народного образования. Новые средние школы открывались сотнями. Однако, наиболее значительным событием в области образования явилось открытие в 1640 году собственного финского университета.

Это стало возможным с созданием системы средней школы. Совет по образованию в Упсале в 1593 году сыграл решающую роль для будущего развития образования. И снова в качестве модели выступила лютеранская Германия. Новый закон о школе был принят в 1611 г. Создавались средние школы двух типов: четырехклассные провинциальные и шестиклассные соборные школы. Согласно предложению лютеранского духовенства образование в этих школах первоначально должно было служить для подготовки церковных священнослужителей. Густав II Адольф принял активное участие в школьной дискуссии и потребовал,

403

чтобы общественные предметы, такие, как шведское законодательство и ряд других, особенно необходимых для гражданских чиновников, были так же включены в программу. Начиналась явная борьба между государством и церковью. Эта борьба прослеживалась как в структуре школьной администрации, так и в новой программе школьного образования. Качество образования в школах можно было поднять, сокращая количество школ, но в Финляндии с этим не согласились. Здесь новые школы открывались довольно интенсивно, особенно в 1620-1650 гг. Основным вдохновителем этого процесса стал епископ Исаак Ротхови-ус. Многочисленные комитеты и парламент стремились найти выход из дискуссий о школах. Закон о школе в 1649 г. стал результатом этих дискуссий. Это был компромисс, который гарантировал и закреплял гуманистические традиции в образовании. Школьная система складывалась из трех самостоятельных ступеней: младшая «народная» школа, старшая «народная» школа и гимназии. Целями школьного образования объявлялись формирование набожного и добродетельного ума у учеников, хорошее знание языков и твердое знание основных общественных предметов. Первая цель касалась, естественно, всех граждан. Вторая имела в виду преподавание древних языков - латинского, греческого и еврейского. Третья цель заключалась в изучении математики, астрономии, естественных наук, гражданского делопроизводства и шведского законодательства. Учителя в народных школах вели занятия по всем предметам, а в гимназиях они специализировались на преподавании своего собственного предмета. Этот закон о школе действовал вплоть до 1843 г. К концу 1650 г. в Финляндии были 2 гимназии, 6 народных школ и 20 классических средних школ. Рост числа средних школ был в то время признаком прогресса, хотя географически все школы располагались в южной и западной частях Финляндии. Этого было недостаточно, чтобы открыть дорогу к школе для учеников из северных и восточных частей страны. Школы открывались в основном в городах и составляли конкуренцию духовенству, которое занималось образованием населения в сельской местности.