Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по МЧП.docx
Скачиваний:
212
Добавлен:
17.02.2016
Размер:
181.71 Кб
Скачать

34 Коллизионные вопросы деликтных обязательств.

Деликтные отношения – это обязательства, возникающие в связи с причинением вреда. Лицо, являющееся потерпевшим, имеет право требовать от делинквента возмещения вреда. При этом размер и порядок определения ущерба может быть различным в зависимости от права, применяемого для регулирования этих вопросов. Особенность деликтных обязательств состоит в том, что их возникновение не обусловлено договором, а связано с наступлением факта – причинением вреда, причем в ряде случаев независимо от вины лица, причинившего вред.

Коллизионное регулирование этих правоотношений претерпело определенную эволюцию: от наличия единственного принципа, устанавливающего выбор права при регулировании деликтов, до разработки системы коллизионных привязок, в основе которых был заложен принцип наибольшей выгоды для возмещения ущерба с точки зрения интересов потребителя.

Участниками деликтных правоотношений могут выступать различные субъекты МЧП, причем как в качестве потерпевшего, так и в качестве делинквента. Это касается, прежде всего, таких субъектов, как государство и межправительственные организации. Примером деликтных отношений, когда субъектом выступает государство, является ситуация, когда вред причиняется гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта государственного органа.

Чаще всего участниками деликтных отношений выступают физические лица.

При рассмотрении деликтных споров коллизионная проблема (определение применимого права) может возникнуть при решении различного рода вопросов, например:

- определения оснований возмещения вреда,

- квалификация деяния как деликта,

- установлении деликтоспособности субъектов,

- определении размера и порядка возмещения ущерба.

Традиционно в законодательстве разных стран закреплялась основанная коллизионная привязка для всех вышесказанных ситуаций – право государства места причинения вреда.

С развитием и совершенствованием правового регулирования деликтных отношений такое единообразие в подходе было дополнено применением других коллизионных принципов:

а) законом места жительства (или гражданства) потерпевшего,

б) законом места наступления неблагоприятных последствий, причиненных в результате деликта,

в) законом государства, с которым связаны обе стороны деликтного отношения (имеют общее гражданство или место жительства),

г) законом суда.

Существуют следующие виды деликтных обязательств: дорожно-транспортные происшествия; катастрофы в воздушном сообщении; морские катастрофы; катастрофы в атомной энергетике.

С целью облегчить международное дорожное движение и повысить безопасность на дорогах путем принятия единообразных правил движения была подписана Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.). В данном международно-правовом акте прописаны правила дорожного движения, действующие на территории Российской Федерации и стран, ее подписавших.

В отношении российских граждан в случаях дорожно-транспортных происшествий будет применена Гаагская конвенция 1971 г. о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, поскольку она носит единообразный характер для стран, ее подписавших, а также для лиц, виновных в совершении дорожно-транспортного происшествия на территории стран, подписавших данную Конвенцию.

Катастрофы в воздушном сообщении В данном случае затруднительно определить право страны, подлежащее применению, поскольку:

- если катастрофа происходит над открытым морем, то здесь может применяться право страны, на территории которой имело место противоправное действие, или право страны места регистрации судна;

- поскольку жертвы данных катастроф многонациональны и многочисленны, то предъявляются коллективные иски, возникает вопрос, кто будет истцом;

- при коллективных исках возникают проблемы подсудности и проблемы определения права, подлежащего применению.

Для Российской Федерации действует Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 7 октября 1952 г.). Согласно данной Конвенции «любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, как это предусмотрено настоящей Конвенцией, только при условии доказательства, что этот ущерб причинен воздушным судном, находившимся в полете, либо лицом или предметом, выпавшим из него. Однако право на возмещение отпадает, если ущерб не является прямым следствием происшествия, в результате которого причинен ущерб, или если ущерб является результатом простого факта пролета воздушного судна через воздушное пространство в соответствии с существующими правилами воздушного движения».

Морские катастрофы

Правовое регулирование осуществляется на основе внутреннего законодательства и международных договоров.

Так, в соответствии со ст. 420 Гражданского кодексаРоссийской Федерации отношения, возникающие из столкновения судов во внутренних морских водах и в территориальном море, регулируются законом государства, на территории которого произошло столкновение. В случае, если столкновение судов произошло в открытом море и спор рассматривается в Российской Федерации, применяются правила, установленные законодательством Российской Федерации.

Катастрофы в атомной энергетике

Практически все многосторонние соглашения исходят из принципа компетентности суда того государства, в котором произошло соответствующее действие. Однако Россия в таких соглашениях не приняла участие.

Для России действует Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный радиационной аварией при международной перевозке отработавшего ядерного топлива от атомных электростанций стран – членов СЭВ, подписанная в Москве 15 сентября 1987 г.