Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ivanenko_I.A._Mignarodna_ekonomika22010-11_CH.2.doc
Скачиваний:
321
Добавлен:
21.02.2016
Размер:
5.43 Mб
Скачать

5.Валютный курс в долгосрочной перспективе

Вдолгосрочной перспективе вполне возможно изменение цен и реального производства, а не только уровня про­центной ставки и предложения денег, как предполагалось при определении ва­лютного курса в краткосрочной перс­пективе, т.е.Р, Y и R могут изменяться. Денежная теория валютного курса пред­лагает два объяснения его изменения в долгосрочной перспективе: с точки зрения теории ожиданий и с точки зре­ния ППС. Долгосрочность перспективы означает даже не столько достаточно продолжительный отрезок времени, сколько такое гипотетическое состоя­ние экономики, при котором полностью использованы все имеющиеся факторы производства, и прежде всего использо­ваны все трудовые ресурсы, существует полная занятость. Из уравнения 11.24, прямо вытекающего из уравнения 11.23, очевидно, что предложение денег про­порционально росту цен:

(11.24)

Рис. 11.8. Долгосрочное влияние предложения денег на валютный курс

Если процентная ставка (r) и реаль­ное производство (У) остаются неизмен­ными, то, скажем, при росте цен в 10 раз (10Р) для соблюдения равновесия де­нежного рынка потребуется в 10 раз больше денег (10Ms). Именно в этом и заключается уже упомянутая черта спро­са на деньги: он предъявляется на реаль­ные денежные остатки, т.е. на набор оп­ределенных товаров, которые можно за них купить. Тем самым долгосрочный рост денежной массы в стране приводит к пропорциональному повышению уров­ня цен в ней. Но в числе прочих цен числится и специфическая цена — ва­лютный курс, представляющий собой Цену единицы иностранной валюты, вы­раженной через некоторое количество единиц национальной валюты.

Рисунок 11.8 иллюстрирует влияние Долгосрочного увеличения денежной массы на валютный курс. Если исследо­вать его по тому же принципу, что и ри­сунок 11.7, то на этапе нижнего графика никаких изменений нет. Внутренний де­нежный рынок находится в состоянии равновесия в точке А, в которой реаль­ное предложение денег равно спросу на них. Рост денежной массы означает сдвиг ее прямой вниз на уровень Ms2/P, в результате чего баланс внутреннего денежного рынка переместится в точку В и предопределит падение процентной ставки до уровня r2. При такой снизив­шейся процентной ставке депозиты в национальной валюте станут менее при­влекательными, баланс валютного рын­ка не переместится, как прежде, в точку В', которая предопределит снижение курса национальной валюты только до уровня Е2. Из-за того что рост предложения денег считается долгосрочным и по­стоянным, все ожидают долгосрочного роста уровня цен, включая цену иност­ранной валюты в национальной, т.е. па­дения курса национальной валюты. Но ведь, как уже говорилось, обесценение национальной валюты повышает доход­ность вложений в иностранные депози­ты, в результате чего ее кривая сдвинет­ся вправо. Равновесие валютного рынка будет достигнуто не в точке В', а в точке С. В результате этого обесценение на­циональной валюты окажется большим, нежели при отсутствии инфляционных ожиданий: с Ех до Е3, а не до Е2. При этом заметим, что в результате долго­срочного роста денежной массы процент­ная ставка г изменилась так же, как и при ее краткосрочном росте, а уровень реальных доходов У вообще не изменился. Таким образом, в долгосрочной перс­пективе справедливо следующее:

• Цены внутри страны, включая цену иностранной валюты, растут пропорци­онально росту национальной денежной массы. Другими словами, национальная валюта обесценивается пропорциональ­но росту денежной массы.

• Изменения в денежной массе меня­ют масштаб цен, но не сказываются на долгосрочных значениях процентной ставки и реального производства.

К схожим выводам приводит и комби­нация теории ППС, которая также явля­ется теорией для долгосрочного прогно­зирования тенденций валютного курса с его денежной теорией. Предложение де­нег считается жестко контролируемым центральным банком, а спрос на деньги определяется формулой 11.22 и зависит от процентной ставки и уровня доходов. Из уравнения 13.24 нетрудно получить уравнения уровней цен своей страны (Pd) и зарубежной (Р), зависящих от объемов предложения денег (соответ­ственно Мsd и Msf) в каждой из них:

(11.25)

Разделив уровень цен внутри страны на уровень цен за рубежом в соответ­ствии с теорией абсолютного ППС (фор­мула 13.3) и подставив вместо цен урав­нения (13.25), можно получить:

(11.26)

Первая скобка в правой части фор­мулы 11.26 — это не что иное, как со­отношение предложения денег внутри страны и в зарубежной стране, а вто­рая — обратное соотношение реального спроса на деньги в зарубежной стране и внутри данной страны. Если предполо­жить, что межстрановых ограничений на передвижение капитала не существует, то процентная ставка в результате ар­битража должна быть одинаковой в обе­их странах, т. е. rdrf. Уровень дохода (У), т.е. размер ВНП в каждой из стран, можно предположить постоянным. В ре­зультате вторая скобка в правой части уравнения остается постоянной. По­скольку валютный курс — явление меж­государственное, то для его определения важны не абсолютный уровень процент­ных ставок в каждой из стран, а, как следует из подхода через соотношение доходности активов, их разность, так же как не абсолютный уровень доходов, а их соотношение.

Поэтому соотношение реального спроса на деньги в зарубежной стране с реальным спросом на деньги в данной стране можно представить как некую новую функцию от разности процент­ных ставок и соотношения доходов:

(11.27)

Учитывая условие паритета процент­ных ставок, развитое эффектом Фишера (13.13), свидетельствующее, что разность процентных ставок равна разности ожи­даемой инфляции, формула денежного подхода приобретает следующий окон­чательный вид:

(11.28)

Уравнение 11.28 четко определяет фак­торы, влияющие, в соответствии с де­нежной теорией, на валютный курс. При неизменности остальных параметров:

• Рост предложения денег (денежной массы) внутри страны или сокращение их предложения в зарубежной стране приводит к обесценению национальной валюты/росту курса иностранной валю­ты. Напротив, сокращение предложения денег внутри страны или увеличение их предложения в зарубежной стране при­водит к росту курса национальной валю­ты/падению курса иностранной валюты. Рост денежной массы в России на 10% при неизменной денежной массе в США приводит к падению курса рубля по от­ношению к доллару на 10%. Рост денеж­ной массы в России на 10% на фоне роста денежной массы в США тоже на 10% оставляет курс неизменным. Рост денежной массы в России на 10% по сравнению с ее ростом в США на 5% обесценивает рубль на 4,8%.

• Рост инфляционных ожиданий внутри страны ведет к обесценению кур­са ее валюты в долгосрочной перспекти­ве, а сокращение инфляционных ожида­ний — к росту курса ее валюты.

• Увеличение реальных доходов в стране ведет к росту курса ее валюты, сокращение реальных доходов — к па­дению курса ее валюты.

Денежная теория валютного курса на­прямую связана с теорией курса на ос­нове ППС. Если теория абсолютного ППС верна для одного товара в двух раз­личных странах, то она верна и для цен всех одинаковых товаров в этих двух странах. Вытекая из теории абсолютно­го ППС, денежная теория валютного курса неизбежно принимает на себя все ее изъяны. В денежную теорию валют­ного курса, поскольку она вытекает из определения валютного курса как соот­ношения уровней цен в двух странах, заложен элемент инфляционных ожида­ний. В соответствии с ней, если уровень инфляции в одной из стран резко изме­няется, это приводит к столь же резкому изменению валютного курса.

Логика построения денежной модели ва­лютного курса суммирована в таблице 11.4.

Таблица 11.4