Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гусейнов (Этика, раздел 4) / Гусейнов (Этика, раздел 4).doc
Скачиваний:
77
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
531.97 Кб
Скачать

Понятие метафизической войны

Метафизическое оправдание войны приводится Гегелем, Ф.М. До­стоевским, B.C. Соловьевым, Н. Бердяевым, И.А. Ильиным. Высо­кое значение войны Гегель видит в том, что благодаря ей сохра­няется нравственное здоровье народов, война предохраняет наро­ды от гниения. Ф.М. Достоевский утверждает, что без войны мир провалился бы в какую-то слизь, в подлую слякоть, зараженную гни­лыми ранами; без великодушных идей человечество жить не может и любит войну, чтобы участвовать в великодушной идее самопо­жертвования. Честь, человеколюбие, самопожертвование, чувство собственного достоинства, героизм и подвиг писатель противопо­ставляет трусливости, бесчестности, апатии, скуке, неравенству, цинизму, равнодушию, разврату и ожесточению, грубым наслажде­ниям мирного времени1 (1 Достоевский Ф.М. Парадоксалист. Дневник писателя (1876). Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1981. Т. 22. С. 126). Исключение составляет только один вид войны, которая ненавистна и пагубна, мертвит и разлагает госу­дарство, озверевает народ, — братоубийственная, междоусобная война. Бердяев принимает апокалиптическое чувство истории и трагический космически-онтологический смысл войны, в которой жертвенно искупается содеянное зло. Он утверждает, что на войне не происходит духовного акта убийства человека, воины — не убий­цы, зло нужно искать не в войне, а в мирной жизни: «Войну нужно брать в ее таинственной органичности и оставаться в ней покор­ными святыням, не переводимым ни на какие интересы»2 (2 Бердяев Н. Философия неравенства. О войне. М., 1990). Бердяев резко высказывается против пацифизма и идеи классовой войны.

Соловьев рассматривает войну с позиций психомахии, как арену борьбы добра и зла. Он оправдывает сопротивление злу силой. В его понимании «война есть дело святое», «христолюбивое воинство» и войны были и будут великим, честным и святым делом. Возможна нравственно-религиозная санкция войны. Он не согласен с утверж­дением, что война есть неизбежное зло, безусловное и крайнее зло, исторически отжившее и отвергнутое разумом явление. Соловьев поддерживает патриотические и филантропические войны3 (3 Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. М., 1991).

Ильин подчеркивает «духовный смысл» войны. Народная война и является духовно оправданной. Для Ильина война не есть физи­ческая борьба вооруженных масс, но «явление народной жизни», сознательное, напряженное, творческое, совместное деяние многих людей, «общение людей», в которое вовлечены духовные силы че­ловека, «духовное испытание», а «народная война есть совокупное духовное напряжение всей нации, направленное к победе над тою силою, которая стала на пути духовного роста народа»1 (1 Ильин И.А. Духовный смысл войны. М., 1915. С. 40). Ее участ­ников философ называет «духовными воинами». В обстановке войны может происходить духовный рост народа, подъем духовных чувств и верований: «Свободное, углубленное искание истины, добра и красоты должны не прекратиться среди народа, вовлечен­ного в войну, но разгореться еще ярче»2 (2 Там же. С. 45). В народной войне «сраже­ние получает значение духовного подвига; война захватывает всю душу и весь дух народа. Война получает значение всеобщего духов­ного пожара, и нет сил, которые могли бы победить такой народ»3 (3 Там же. С. 42). Ильин говорит о патриотизме, столь характерном для начала войны 1914 г. Философ не дает мечу абсолютного оправдания, но рассмат­ривает «дело меча» как «дело любви», «дело превосходное и боже­ственное», в котором он видел защиту и поддержку мира. Он хотел поднять престиж воина и успокоить совесть бойца, участника войны с ее неизбежными грабежами и убийствами.