Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0000a652.doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
1.14 Mб
Скачать

1.2. Декартовы произведения, отношения и отношение эквивалентности

Пусть Х и Y — произвольные множества. На осно­ва­нии аксиомы пары составим множество XY всех упоря­доченных пар x, y, где xX, yY.

Так как существует не более одного множества, содержащего в качестве элементов все пары x, y, и только такие пары, то множество XY определено ими однозначно:

XY = {x, y: xX, yY}. (1.9)

Определенное в (1.9) множество именуется дека­рто­вым произведением множеств X и Y.

В частности, не исключается случай, когда для каждого элемента множества X найдется равный ему элемент множества Y и обратно. В таком случае де­кар­тово произведение именуется декартовым квадратом и обозначается X2.

Удобно употреблять для декартовых произведений геометрический язык. Элементы множества XY называют точками, множества X и Yосями координат, элементы xабсциссами, а элементы yординатами.

Пусть, например, X = {1, 2, 3} и Y = {1, 2}. Соответ­ствующее декартово произведение определится следующим образом:

XY = {1,1, 1, 2, 2,1, 2, 2, 3,1, 3, 2}.

Это множество можно интерпретировать графическим построением, изображенным на рисунке 1.4.

Если задана система n множеств: X1 ,X2,…, Xn, то декартовым произведением X1X2,…,Xn множеств называется множество всех упорядоченных n‑ок, составленных из элементов этих множеств:

X1X2,…,X = {x1, x2,…, xn: x1 X1, x2 X2,…xn Xn}.

Далее мы ограничимся рассмотрением, как правило, декартовых произведений пары множеств.

Отношениями называются любые непустые подмножества декартовых произведений.

y

2 —   

1 —   

│ │ │x

1 2 3

Рисунок 1.4

Пусть R — отношение, то есть RXY. Вместо x, y  R чаще пишут xRy, что означает: «x находится в отношении R к y» или «отношение R имеет место между x и y». Отношение {x, y: yRx} называется обратным к R и обозначается Rc.

Рассмотрим примеры отношений.

Определим на множестве всех точек рисунка 1.4 отношение R, например, следующим образом:

R = {1,1, 3, 2}. (1.10)

Этому отношению можно придавать самый различный смысл. Например, объявить элементы множества R, как концы некоторой дуги. В этом случае xRy означает: «элементы x и y находятся в отношении друг друга, как координаты одного из концов некоторой кривой».

Можно, например, объявить, что множество точек, определенных отношением R и только они, окрашены в кра­с­ный цвет. Тогда запись xRy означает: «х и у — координаты красной точки». Остальные точки в нашем примере будут выделены отношением:

R1 = {1, 2, 2,1, 2, 2, 3,1},

которое, соответственно означает: «множество координат всех тех точек, которые не являются красными».

В отношения могут вступать объекты любой природы. Например, значениями множества X можно закодировать названия книжных издательств, а элементами множества Y — всех фирм некоторого региона, которые занимаются реализацией этих книг. Тогда отношению (1.10) можно придать смысл множества заключенных договоров между издательствами и торгующими фирмами.

Введем новые определения.

Левой областью Dl отношения R называют множество всех первых элементов пар, принадлежащих R, правой областью Dr — множество всех вторых элементов этих же пар.

На геометрическом языке Dlпроекция отношения R на множество X, а Drпроекция отношения R на мно­жество Y.

Сумму Dl Dr называют полем отношения R и обо­значают F(R).

Элементы левой и правой области отношения R, имеющие одинаковые значения, рассматриваются как принадлежащие обеим областям. Поэтому, в частности, для декартового квадрата X2 имеем поле F(R) = X.

Важным и очень часто встречающимся типом отно­шения является отношение эквивалентности.

Отношением эквивалентости называется всякое от­ношение R, которое удовлетворяет трем условиям:

рефлексивности xRx,

симметричности: если xRy, то и yRx,

транзитивности: если xRy и yRz, то и xRz.

Пусть X — любое множество, представленное в виде семейства A непустых, непересекающихся подмножеств X1, X2,…XnX и таких, что X1 X2 … Xn = X. Такое семей­ство A = {X1, X2, … Xn} именуется разбиением мно­жества X.

Например, если X = {1, 2, 3, 4, 5, 6}, то в качестве раз­биения X можно принять семейство подмножеств A = = { X1, X2, X3}, где X1 = {1, 2}, X2 = {3, 4}, a X3 = {5, 6}. Каждое их этих множеств не пусто, но пусто любое их попарное пересечение. Сумма же этих множеств составляет все X..

Теорема 1.4 Если A = { X1,X2,…, Xn} — разбиение множества X, то отношение

RA =i = 1,n RAi, (1.11)

где RAi = {x, y: x, yXi},

есть отношение эквивалентности с полем X.

Доказательство. Построив декартовы квадраты на ка­ж­дом из подмножеств Xi, получим всевозможные пары эле­ментов x, y  Xi2. Отсюда вытекает выполнение условий рефлексивности, симметричности и транзитивности для любой пары элементов из отношения эквивалентности RAi = {x, y: x, yXi}.

Действительно, рефлексивность (xRAix ) имеет место, поскольку пара x, x  Xi2; симметричность определяется тем, что, если x, y  Xi2, то и y, x  Xi2; транзитивность также выполняется, поскольку если x, y  Xi2 и y, z  Xi2, то и x, z  Xi2 для любых x, y, zXi 2.

Таким образом, RAi есть отношение эквивалентности с полем Xi и RA = i = 1,n RAi.

Теорема 1.4 каждому разбиению множества X ставит в соответствие некоторое отношение экви­ва­лент­ности.

Докажем обратное утверждение.

Теорема1.5 Для каждого отношения эквивалентности R с непустым полем X существует такое раз­биение A множества X, что R = RA.

Доказательство. Пусть на X определено отношение эквивалентности R. Зафиксируем некоторый элемент xi X и построим множество Xi всех тех элементов у, для которых выполнено: хiRy.

Аналогично, для некоторого другого элемента xj по­строим множество Xj.

Покажем, что множества Xi и Xj либо не пересекаются, либо совпадают.

Пусть некоторый элемент x принадлежит как Xi так и Xj. Тогда по построению Xi имеем хiRх, а по построению Xj имеем хjRх. В силу симметричности отношения R будет выполнено: хRхj, а в силу транзитивности: хiRхj.

Пусть теперь с — произвольный элемент из Xi. Тогда сRхi, а поскольку по доказанному выше хiRхj, то сRхj и с Xj.

Аналогично доказывается, что всякий элемент x Xj принадлежит Xi.

Таким образом, если Xi и Xj имеют хотя бы один об­щий элемент, то они совпадают. В противном случае Xi Xj пусто.

Отсюда следует, что R определяет неко­торое разбиение A множества X. То есть R = RA, что и требовалось.

Геометрический смысл этой теоремы состоит в следу­ющем. Из примеров построения отношений на декартовом произведении видно, что одни и те же отношения (под­множества декартового квадрата) можно вводить различными способами. Так же обстоит дело и с отношениями экви­валент­ности. Теорема 1.5 утверждает, что каким бы спосо­бом ни было введено отношение эквивалентности R с непус­тым полем X, оно определяет некоторое разбиение A множе­ства X и, вследствие этого, может быть представлено в виде (1.11), то есть, как RA. При этом то обстоятельство, что RA введено лишь на основании принадлежности элементов множеству и аксиом Z1,…, Z3 представляет существенную теоретическую ценность. Мы можем допустить широту различных способов по­строения отношения эквивалентности R, пользуясь лишь своей интуицией. Гарантом непротиворечивости такого по­строения аксиомам теории множеств, в силу теоремы 1.5, является выполнение условий рефлексивности, симметрич­но­сти и транзитив­ности. Их выполнение обеспечивает также и автоматическое вы­по­лнение: R = RA.

Если R = RA, то множества, принадлежащие семейству A, называются классами эквивалентности. Поскольку клас­сы, как множества разбиения не пересекаются, каждый из них полностью определяется любым из элементов, принад­лежащих данному классу. При этом все другие элементы мо­гут быть получены на основе удовлетворения их свойствам рефлексивности, симметричности и транзитивности по отно­шению к выбранному элементу — представителю класса.

Класс эквивалентности, содержащий, как представитель класса элемент x, обозначают x / R, а само семейство классов эквивалентности A, как X / R. Это семей­ство называется фактором множества X, или фактор­-множеством X, по отношению к R.

При построении классов теорема 1.5 может оказаться более полезной в следующей формулировке.

Пусть на декартовом квадрате X2 определено отношение эквивалентности

RA = i = 1,n RAi, где A = { X1,X2,…, Xn} — разбиение множества X.

Если некоторая пара x, y  RA то найдется такое натуральное kn, что x, y  RAi при i = k и x, y  RAi при ik .

Эта формулировка утверждает, что любая пара элементов, находящихся в отношении RA, может принадлежать одному и только одному из классов этого отношения.

Рассмотрим некоторые отношения эквива­лентности.

Прежде всего, заметим, что отношение равенства, определяемое аксиомой объемности, есть отношение эквивалентности.

Действительно, пусть все элементы {Xi} некоторого семейства X связаны друг с другом отношением равенства в силу аксиомы объемности. Тогда имеем:

Xi =Xi для любого XiX — рефлексивность;

если Xi = Xj, то Xj = Xi — симметричность;

если Xi = Xk, а Xk = Xj, то Xi = Xj — транзитивность.

Отсюда следует, утверждение, определяющее необходимое условие равенства множеств: если множества равны, то они эквивалентны.

Ясно, что обратное утверждение, вообще говоря, не верно. Рассмотрим в качестве примера построение отношения эквивалентности как равенства с «точностью до…», где высказывание в продолжении «до…» непротиворечиво по отношению к самому равенству.

Нетрудно заметить, что каждое такое построение определяет новые достаточные условия равенства множеств по отношению к аксиоме объемности.

Пусть X — некоторое множество вещественных чисел {xi}. Здесь имеем одноэлементные множества. Скажем, что xi и xj R - эквивалентны, если они равны с точностью до знака и трех первых значащих цифр.

Так же, как и в предыдущем случае проверяется, что условия рефлексивности, симметричности и транзитивности выполняются.

Построим классы эквивалентности множества X. Для этого поступим следующим образом. Выбрав любой из элементов xi как представитель класса эквивалентности, строим класс как множество всех тех элементов из X, которые отличаются от xi не более чем знаком и тремя первыми значащими цифрами. Среди оставшихся элементов множества X снова выберем любое число в качестве представителя и, аналогично рассмотренному, построим следующий класс. Будем поступать так до тех пор, пока не будут построены все классы.

Каждый построенный, таким образом, класс являтся элементом фактор-множества X/R.

Полем отношения является все X.

Рассмотрим еще примеры.

Предположим, что X представляет множество зака­занных библиотекой книг, которые получены ею в течение календарного года из различных организаций. Введем отно­шение эквивалентности R следующим образом. Скажем, что книги xi и xj эквивалентны, если они имеют один и тот же тип. Будем считать, что определено следующее мно­же­ство типов: учебные, научные, научно‑популярные и тех­нические издания. Рефлексивность, симметричность и тран­зи­тивность здесь очевидны. Данное отношение раз­бивает все множество полученных библиотекой за год книг на клас­сы экви­валентных элементов. Этих классов столько же, ско­ль­ко и типов: в дан­ном случае — четыре. Полем R является все множество X.

Фактор‑множество определится так:

X / R = {X1, X2, X3, X4},

где X1 — все учебные издания,

X2 — все научные издания,

X3 — все научно‑популярные издания,

X4 — все технические издания.

Пусть X = {x1, x2,…, xn} представляет множество фирм, выпускающих продукты производственной деятельности. Каж­дая фирма выпускает различные продукты: P = {p1, p2, …, pn}. Построим декартово произведение XP. Элементы этого декартового произведения условимся обозначать xi.pj: (pj — продукт фирмы xi). Определим на XP отношение экви­валентности. Скажем, что элементы xi.pj и xk.pl эквива­лентны, если вы­пускается один и тот же продукт: (pj = pl). Рефлексивность, транзитивность и симметричность здесь очевидны. Классов столько, сколько различных продуктов выпускается всеми фирмами. Их совокупность представляет фактор‑множество XP / R. Выходя за рамки нашей задачи, каждый класс эквивалентности может представлять интерес с точки зрения анализа цен и качества изготовляемой продукции. Полем от­ношения R является все XP.

Рассмотрим еще пример, когда полем отношения эквивалентности является не все X, а подмножество X.

Пусть X = {1, 2, …, 10}. Определим отношение эквива­лентности следующим образом. Скажем, что xi и xj экви­валентны, если xi mod 2 = xj mod 2 = 0. (Выражение a mod b — означает: «остаток от деления a на b»). Проверим выполнение условий рефлексивности, симметричности и транзи­тивности.

Рефлексивность выполняется, ибо xi mod 2 = xj mod 2 = 0 для любых четных и только четных xi, xj X.

Симметричность также выполняется, так как если xi mod 2 = xj mod 2 = 0, то и xi mod 2 = xj mod 2 = 0 для любых четных и только четных xi, xj X.

Аналогично проверяется выполнение транзитивности, когда любые x1, x2 X четны и только четны.

Следовательно, введенное отношение R есть отно­ше­ние эквивалентности. Полем F(R) этого отношения является множество четных чисел, принадлежащих X. Для данного примера это поле представляет единственный класс — четные числа множества X. Подмножество нечетных чисел множества X никаким классом четных чисел являться не может. Оно представляет всего лишь дополнение F(R) до всего X.

Нетрудно проверить, что все нечетные числа множества X из рассмотренного примера, также образуют свой класс — множество нечетных чисел. Этому классу можно поставить в соответствие другое отношение эквивалентности, определяемое соотношением xi mod 2 = xj mod 2 = 1. В этом случае поле F(R) — все нечетные числа из X.

Рассмотрим пример отношения, которое не является отношением эквивалентности. Пусть на декартовом квадрате введено отношение x < y. Такое отношение не может являться отношением эквивалентности хотя бы по одной из следующих причин. Рефлексивность не выполняется, поскольку x не может быть меньше самого себя. Симметричность также не имеет места: если x < y, то y никак не может быть меньше x. Легко видеть, что отношение x < y транзитивно но, как следует из определения отношения эквивалентности, одного лишь этого здесь недостаточно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]