Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема V СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
101.87 Кб
Скачать

5.3. «Большая восьмерка»

В отношении данной группы государств ведется оживленная дискус­сия: является ли она субъектом международных отношений? Если исхо­дить из классического принципа субъективности, определяемой между­народным правом, то нет. Но если осознать влияние глобализации на ме­ждународные отношения, то, видимо, надо признать, что да. Совокуп­ность США, России, Великобритании. Франции, ФРГ, Италии, Каналы и Японии, созданная 20 июня 1998 г. в Денвере, определилась итоговым документом, который начинался словами: «Мы, участники Денверского саммита «восьмерки» как ведущие индустриальные демократии».

Роль этого субъекта в международных отношениях определяется, прежде всего, реальным политическим, экономическим, военным весом участников. Присутствуют 4 из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН и четыре из пяти «официальных» ядерных держав. Доля госу­дарств «восьмерки» в международной торговле в 2002 г. составляла более 60 %. Западные государства обладают в совокупности правом региональ­ного голоса в ключевых финансовых институтах - МВФ. МБРР, ЕБРР, Парижском клубе кредиторов.

В истории международных отношений уже существовали схожие механизмы, призванные регулировать многосторонние проблемы. Вспомним «европейский концерт» ведущих держав Старого Света, сфор­мировавшийся по ходу работы Венского конгресса. После Второй миро­вой войны были созданы «тройка» западных членов Совета Безопасности ООН (США, Англия, Франция), большая «четверка» НАТО (в составе тех же держав с добавлением ФРГ). Однако никто до «восьмерки» не обладал столь значительными потенциальными возможностями влияния на меж­дународные события, не имел глобального географического и функцио­нального охвата. В поле зрения этих стран - спектр проблем, сопостави­мый только с повесткой дня Генеральной Ассамблеи ООН: от клонирова­ния человека до конфликтов в Африке, от организации системы непре­рывного образования людей до борьбы с насилием и террором. Уникаль­на и концепция работы «восьмерки». Это, прежде всего, форум лично­стей, а не правительств и национальных дипломатий; инструмент довери­тельного обмена мнениями, планами действий руководства ведущих держав мира и не только в сфере международных отношений, но и в вопросах, которые всегда считались внутренней компетенцией государств: средство координации долгосрочных договорных подходов и одновременно - по­иски решений «горячих ситуаций» в мировой политике и экономике.

Вместе с тем до сих пор возникает много вопросов об особенностях деятельности этого субъекта. Что это? Клуб олигархов политики, эконо­мики, финансов или лаборатория для производства идей - катализаторов деятельности других субъектов? Прообраз мирового правительства? Как будут выстраиваться отношения «восьмерки» с ООН и ее институтами, региональными организациями? Японский исследователь Т. Аканея от­мечает, что функция этого субъекта в современных международных от­ношениях - быть форумом для личного знакомства, прямого общения и укрепления доверия. Российский дипломат В. Луков оппонирует такой точке зрения, считая, что только для этого напрасно тратятся время и не­малые казенные деньги. Например, безопасность саммита «восьмерки» в Италии обеспечивали более 50 тыс. полицейских, агентов спецслужб, военных моряков, летчиков и аквалангистов. Он считает, что основной функцией «восьмерки» является совместное регулирование ряда ключе­вых процессов в мировой политике, в финансово-экономической сфере, а также в области глобальных и транснациональных проблем экологиче­ского, социального и гуманитарного характера.

Следует подчеркнуть, что стремление членов «восьмерки» коллективно осуществить данную функцию не означает ни наличия у них претензий на роль «мирового правительства», ни присутствия в данном случае нужного единства взглядов и жесткой дисциплины. Речь идет именно о регулировании (а не управлении) отдельных (а отнюдь не всех) процессов в международной систе­ме. На реализацию «восьмеркой» данной функции решающее влияние оказы­вают три обстоятельства. Во-первых, по концентрации мощи и уровню влия­ния, которыми располагают члены группы, она резко выделяется из множества существующих в мире неформальных консультативных объединений. Соот­ветственно «группа восьми» располагает уникальными возможностями влия­ния на ход событий.

Во-вторых, этот потенциал реализуется сугубо избирательно, только при наличии достойной общей политической воли его участников. Здесь, по словам итальянских исследователей Р. Шерифиса и В. Астральди, ска­зывается «стремление участников сотрудничать как единая группа и в то же время гарантировать себе максимальную свободу в выборе условий и средств взаимодействия».

Наконец, «восьмерка» - это инструмент регулирования процессов в мировой системе (а в последние годы - все больше и внутри общества) в условиях растущей взаимозависимости, глобализации мировой политики и экономики. Односторонние действия даже наиболее могучих госу­дарств в такой среде становятся все менее эффективными. Для поддержа­ния стабильности такой системы требуются механизмы именно коллек­тивного характера.

Участие России в «восьмерке» - уникальное направление деятель­ности правительства и российской дипломатии, начатое Б. Ельциным и продолженное В. Путиным. Как представляется, в центре позиции этой страны в «восьмерке» будут следующие вопросы: 1) прекращение тор­гово-экономической дискриминации на западных рынках: 2) вступление в ВТО и ОЭСР; 3) реструктуризация российского долга; 4) координация усилий для обеспечения устойчивого развития мировой энергетики; 5) укрепление стратегической стабильности, сотрудничество в укрепле­нии ядерной безопасности и предотвращении распространения оружия массового уничтожения; 6) урегулирование региональных конфликтов (Ближний и Средний Восток, Балканы, Корейский полуостров); 7) со­вместные меры по борьбе с международным терроризмом, организован­ной преступностью и коррупцией.

Таковы основные характеристики деятельности этого субъекта ме­ждународных отношений.