Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции по микро и макроэкономике.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
467.12 Кб
Скачать

2.Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Необходимость государственного вмешательства в экономику

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предло­жения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства. В точке пересечения количество требуемой и про­изведенной продукции совпадает при данных ценах.

Мы видим также, что любой из неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение, может сдвигать кривые влево и вправо, в ре­зультате чего будет устанавливаться новая точка равновесия, соответ­ствующая новым условиям.

Модель совокупного спроса и совокупного предложения пока­зывает, что последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происхо­дит:

а) увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке приводит к увеличению реального объема национального производ­ства, но не затрагивает уровня цен.

б) на вертикальном отрезке увеличение совокупного спроса при­водит к повышению уровня цен, а реальный объем производства не может выйти за пределы достигнутого потенциального уровня.

в) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению как реального объема национального произ­водства, так и уровня цен.

Кроме того, мы видим, что экономика может находиться в со­стоянии равновесия при неполной занятости, низких ценах и значи­тельных резервах производственных мощностей (отрезок I).

Долго ли экономика может пребывать в таком состоянии?

До "Великой депрессии", охватившей США и ряд других стран, многие видные экономисты конца XIX — начала XX века, ныне назы­ваемые классиками, считали, что рыночная система без вмешательства извне способна обеспечить полное использование ресурсов в экономи­ке. Саморегулирование, ведущее к производству при полной занятости, осуществляется автоматически.

"Великая депрессия" 30-х годов опровергла подобные представ­ления. Четыре года подряд, начиная с 1930, сокращались объем произ­водства и реальный доход в США: на 9% — в 1930 г., на 8% — в 1931 г., на 14% — в 1932 г., на 2% — в 1933 году. Более того, в 30-е годы эконо­мика США так и не смогла оправиться от тяжелого удара. Через шесть лет после того, как в 1933 г. была достигнута ее низшая точка, общий объем производства всего лишь на 1,5% превышал уровень 1929 года Доход на душу населения в США с 1929 по 1933 год упал почти на 30%. Но особенно запомнилась американцам длительная массовая безрабо­тица. Средняя доля безработных в 30-е годы составляла более 19%. Это означает, что почти каждый пятый трудоспособный и желающий тру­диться человек был без работы. В 1933 году, в низшей точке спада, без­работными официально считались 25% самодеятельного населения.

Опыт 30-х годов вызвал серьезные сомнения в правильности представлений классиков. Все шире стали распространяться воззрения, что экономика может развиваться без потрясений, с полной занятостью и умеренным ростом цен лишь при условии государственного регули­рования.

4.Кейнсианская теория о необходимости инвестиций и мультипликатора инвестиций.

Первым, кто отказался от господствующих взглядов на способ­ность рыночной экономики к саморегулированию и обосновал необхо­димость государственного регулирования на макроуровне, был вы­дающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс.

Кейнс отрицал эластичность цен, зарплаты, процентной ставки, которая якобы приводит в действие рычаги саморегулирования. Вот как преподносит основные идеи Кейнса Пол Хейне в своей книге "Экономический образ мышления" (гл. 18).

"Любой наблюдатель, подводивший в 1939 году итог развития американской экономики за истекшее десятилетие, был бы склонен признать правоту Кейнса. Какие-либо силы, долженствующие при­остановить падение производства и дохода с 1929 по 1933 г. явно без­действовали...

Давайте перечислим некоторые стабилизирующие силы, кото­рые, как предполагалось, должны были смягчать спад и подготавли­вать оживление, а затем посмотрим, почему Кейнс сомневался в их эффективности. Одной из таких сил является падение цен. Спады всегда сопровождались снижением общего уровня цен или ростом ценности денег. Но если цены уже упали, это значит, что реальная ценность зна­ков населения уже увеличилась. Кроме того, если цены уже упали, все больше людей ожидают их роста, а не дальнейшего падения. Счита­лось, что эти два последствия спада: увеличение покупательной спо­собности денежных запасов населения и распространяющиеся ожида­ния повышения цен побудят людей сокращать свои денежные запасы и тратить на покупки больше, чем они зарабатывают. Это и вызовет оживление...

Сокращение инвестиционных расходов означает также, что уменьшится спрос на займы, что, в свою очередь, понижает процент по ним. Но падение процента увеличивает стимулы к инвестированию. Некоторые инвестиционные проекты, которые раньше было решено отложить, теперь будут осуществлены из-за улучшения условий креди­тования. В результате совокупные инвестиции возрастут, и это будет способствовать оживлению.

Кроме того, во время спада накапливаются неиспользованные ресурсы, которые могут предоставить предпринимателям более благо­приятные возможности их употребления, аренды или поставки. Таким образом, сам спад создает стимулы для новых инициатив, увеличения производства и инвестиций. Все это замедляет падение и способствует началу оживления" — по представлениям классиков.

Сомнения Кейнса. "Кейнс имел все основания подозревать, что ни одна из этих стабилизирующих сил не может оказать достаточного воздействия, особенно в богатой, промышленно развитой стране. Прежде всего, цены могут не упасть, хотя спрос и сократился. Власть над рынком крупных продавцов, стремление профсоюзов закрепить ставки заработной платы, существование долгосрочных контрактов — все это препятствует понижению цен. А если цены не снижаются, то сокращение совокупного спроса не приведет к росту покупательной способности денег и скажется лишь в падении производства.

Если при падении ВНП денежная масса не изменится, то отноше­ние денежных запасов населения к его доходам, конечно, возрастет, но это вовсе не обязательно означает, что население будет иметь больше денег, чем оно предпочло бы иметь. Отсюда еще одно сомнение Кейнса: спрос на деньги может существенно увеличиться, поскольку население предвидит наступление спада и ожидает, что ценность денег возрастет.

Снижение процентных ставок и других издержек, которое обыч­но следует за спадом, действительно способно подстегнуть инвестиции и производство. Но достаточно ли этого, чтобы победить рожденные спадом пессимистические ожидания? Способно ли стимулировать предпринимателей, которые боятся, что на их продукцию не будет спроса?"

Кроме того, Кейнс энергично подчеркивал роль ожиданий при принятии экономических решений. Решения принимаются в условиях неопределенности, когда высока вероятность ошибиться, когда тре­буется время для приспособления к неожиданным событиям, когда в экономической системе царит беспорядок. Кейнс во многом объяснил экономические спады последствиями неопределенности и длительности приспособления. Выводы таковы, что если экономика начала скользить к спаду, то реакция на изменившиеся обстоятельства потребите­лей, инвесторов и производителей вовсе не обязательно вернет ее к состоянию полной занятости. Напротив, экономика может неопреде­ленно долго пребывать в таком положении, когда объем производства намного ниже производственных мощностей, а уровень безработицы высок.

Чтобы вывести экономику из такого положения, нужно под­толкнуть совокупный спрос и особенно в части инвестиций. Самой неопределенной частью спроса Кейнс считал инвестиции. Люди обыч­но поддерживают потребительские расходы на сравнительно устойчи­вом уровне, напротив, легко принимают решение урезать инвестиции.

Кейнс считал, что в богатых странах люди склонны все большую часть своего дохода (прироста дохода) сберегать, но не все сбережения превращаются в инвестиции. Дело в том, что все наиболее выгодные возможности для инвестирования оказываются использованными. Дальнейший прирост капитала направляется на осуществление проек­тов, обещающих инвестору более низкую норму дохода. Следователь­но, по мере экономического роста ослабляются побудительные мотивы к инвестированию. Таким образом, в богатых, промышленно развитых странах стремление сберечь всегда будет обгонять стремление инвести­ровать. Поэтому государство должно стимулировать инвестиции.

Даже небольшое изменение инвестиций вызывает мультипликационный рост валового национального продукта и занятости. Для бо­лее точного определения этого влияния Кейнс ввел понятие мультипликатора. Под мультипликатором в теории Кейнса понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения ВНП от изменений инвестиций.

При росте инвестиций ВНП (валовой национальный продукт) будет расти в гораздо большем размере, чем первоначальные денежные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к мультипликационному (нарастающему) эффекту.

Помимо первичного эффекта возникает вторичный, третичный и т.д. Занятость в одних сферах порождает занятость в других как произ­водную. Этот множительный эффект и называется мультипликацион­ным эффектом.

Мультипликатор инвестиционных расходов = Приращение ВНП : Приращение инвестиций

Мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, дает приращение ВНП.

Кейнс ввел такие показатели, воздействующие на мультиплика­тор инвестиций, как предельная склонность к сбережению и предельная склонность к потреблению. Эти показатели отражают, как люди распоряжаются приростом дохода. Предельная склонность к сбережению равна:

прирост сбережений : прирост дохода

предельная склонность к потреблению равна: прирост потребления : прирост дохода

Предельная склонность к сбережению имеет тенденцию к росту, что оказывает отрицательное воздействие на рост инвестиций и, следо­вательно, темпы роста ВНП.

Анализ мультипликатора навел Кейнса на мысль о существова­нии такого парадокса, как "парадокс бережливости". Парадокс береж­ливости заключается в том, что попытки общества больше сберегать могут фактически привести к тому же или меньшему фактическому объему сбережений. "Бережливость, к которой в нашем обществе всегда относились с большим почтением, может быть и социальным злом. С точки зрения индивидуума, сбереженный цент является заработанным центом. А с точки зрения общества, сбереженный цент — это еще не израсходованный и соответственно уменьшающий чей-то доход цент. Бережливость может быть благом с точки зрения индивидуума, но мо­жет обернуться бедой с точки зрения общества из-за возможного неже­лательного воздействия на общий объем производства и занятость. Если не парадокс, то по меньшей мере курьез заключается в том, что у домохозяйств появляются значительные стимулы сберегать больше (меньше потреблять) как раз в то время, когда рост сбережений являет­ся наименее подходящим и экономически нежелательным, то есть когда экономика по всей видимости вступает в стадию спада производства", — пишут Макконнелл и Брю.

Конечно, можно сказать, что сберегаемые средства помещаются в банк, а банки инвестируют их в производство. Но связь не такая непосредственная, как кажется. Сберегатели и инвесторы — разные лица и ориентируются на разные критерии. Не все формы оборота денег связаны с инвестициями в производство.

Теория Кейнса подводит к выводу о необходимости стимулиро­вания инвестиций со стороны государства.

Стимулируя инвестиции и используя мультипликационный эф­фект, государство может вызвать значительное оживление производ­ства и рост занятости. По расчетам российских экономистов в 1994 году 1 рубль инвестиций государства повлек бы за собой 4 рубля част­ных инвестиций. Известные предприниматели считают, что в России инвестиции, например, в жилищное строительство, могли бы стать локомотивом, который потянул бы за собой всю экономику, поскольку строительная промышленность обеспечивается материальными ресур­сами 70 отраслей. Они приводят в пример Норвегию, где на 100 заня­тых в строительном секторе требуется еще 175 занятых в других отрас­лях. Таков мультипликационный эффект от инвестиций в жилищное строительство. Имеет место и обратная связь: сокращение инвестиций в какую-либо отрасль (то же самое жилищное строительство) снижает по цепочке загруженность в других отраслях.

Литература к теме.

1.Учебник по основам экономической теории. В.Д.Камаев и коллектив авторов. Тема 10.

2.Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стенли Брю "Экономикс". Реферат-дайджест, "Менеджер", гл. 70.

3.Экономика. Учебник, под редакцией А.С.Булатова. Гл. 12

Темы выступлений и докладов.

1.Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факоры совокупного спроса.

2.Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.

3.Равновесие и изменения в равновесии.

4."Эффект храповика".

Литература: К.Макконнелл, С.Брю "Экономикс", гл. 11.

5.Результаты макроэкономической деятельности. (Инфляция, безработица, экономический рост).

6.Выпуск продукции и экономический рост. Объем производства на душу населения. Различия между странами.

7.Моделирование экономики в целом. Совокупный спрос и предложение: забегая вперед.

8.Экономический рост, безработица и инфляция в перспективе. Литература: С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", гл. 23.

9.Эффект мультипликатора. Квадратура экономического круга.

Литература: К.Макконнелл, С.Брю "Экономикс", гл. 13. Тесты для самопроверки (выделите правильные ответы)

Контрольные вопросы.

1. Чем характеризуются совокупный спрос и совокупное предло­жение? В чем отличие их от индивидуального спроса и инди­видуального предложения?

2. Какие три варианта макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения вам известны?

3. Почему необходимо государственное вмешательство в экономику на макроуровне?

4. Какую роль в стимулировании совокупного спроса играют инвестиции?