Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статья для трансграничья.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
43.69 Кб
Скачать

Тараненко А. Н.

Ст. преподаватель кафедры

изобразительного искусства

ФХО ЗабГПУ, г. Чита

О проблемах искусства и его преподавания в контексте международного сотрудничества

Данная статья не может претендовать на объективное сравнение искусства и художественных школ России и Китая. Визуальная основа для наших рассуждений – лишь совместная выставка двух переферийных городов Китая и России с соответствующим названием: «Хайлар – Чита». Однако, поскольку представленные на выставке работы является пусть и малой частью искусства своих стран, нам неминуемо придётся рассматривать происходящие процессы значительно шире.

В эпоху постмодерна многие течения искусства выходят за пределы собственно изобразительного искусства. Поэтому встаёт вопрос о роли старой доброй живописи и сохранности её традиций. Границы такого явления как постмодернизм сложно определить, но многие его проявления имеют тенденцию к слиянию с массовой культурой, к которой подключены мощнейшие профессиональные силы и финансовые потоки. Наблюдая рекламу, мы констатируем, как элитарное уравнивается с массовым.По Бердяеву это означает, что эпоха утрачивает остатки культуры. Занятия же живописью есть не что иное, как культивирование элитарного. Мы живём в сложное и переходное время. В искусстве и его преподавании возникают проблемы, которые в чём-то сходны, а в чём-то различны для наших стран. Существуют и обстоятельства, влияющие на ситуацию в искусстве. Рассмотрим эти некоторые обстоятельства и проблемы.

О различиях

Различия экономических и демографических ситуаций наших стран общеизвестны. На ситуацию в искусстве эти факторы, безусловно, влияют. Если рост населения действительно связан с творческой активностью, то искусство наших стран в разных условиях.

В Китае живописью маслом занимаются обеспеченные люди. Положение российской школы в этом смысле совершенно иное. Оно связано с ещё малой востребованностью живописи у населения, с ещё не сформировавшимся рынком искусства в провинциальных городах.

Очевидны отличия национальных и художественных традиций в изобразительном искусстве. В России нет аналога традиционной китайской живописи — Гохуа, особенно имея в виду укоренённость и широту современного распространения последней. У нас традиционным считается так называемый «реализм», являющийся, по сути, продолжателем критического реализма передвижников и «соцреализма», явления, кстати, более ёмкого и широкого, чем его иногда представляют. Поэтому аргументы о сохранности реалистической школы как о сохранности традиций и самого искусства—являются достаточно весомыми. Однако широко употребляемый в учебных заведениях термин «академический рисунок», вроде бы неверный исторически, на самом деле отражает откат в то консервативное прошлое, с которым боролись в своё время реалисты – передвижники. Вместе с тем, некоторая застылость российской школы и делает её одной из самой сильной в мире.

Для Китая европейское искусство - есть приложение сил к новому культурному пласту, которое счастливо совпадает с прозападным развитием экономики страны, тогда как Европа в начале ХХ века обращалась к искусству других культур (африканская скульптура, японская гравюра, русская икона и т.д.), проходила «непройденное», пытаясь преодолеть собственный кризис, кризис цивилизации.

В России в начале прошлого века культурные процессы проходили не менее динамично, искусство России тогда быстро встало на один уровень с мировым искусством. Но динамизм процессов культурных совпал с динамизмом процессов политических. Последствия последнего были драматичны для искусства. Авангардная его часть, которая самым активным и непосредственным образом участвовала в революции, позже была практически уничтожена.

Китайскому искусству, имея в центре такое мощноё ядро как Гохуа, можно безбоязненно совершать самые крутые броски влево. При таком мощном центре даже крайние авангардные проявления не особо «нуждаются» в противовесах справа. Вместе с тем направление в искусстве Китая, принявшее эстафету от аналогичного нашему соцреализма, видимо, достаточно мощное.

Вероятно, китайские художники не особо обеспокоены современной прозападной ориентации Китая, популярности современных стандартов жизни, не особенно опасаются кризиса культуры подобного европейскому, пусть даже на вооружение берётся язык, являющийся результатом распада и разложения европейского искусства. Конечно, таким гигантам как Китай или Индия не свойственно озадачиваться проблемами утраты культурного своеобразия. Мы видим, как китайская художественная школа смело берёт на вооружение любой зарубежный педагогический опыт. Однако здесь нам интереснее всего знать мнение сторонников традиционных ценностей в китайском искусстве.

Сравнивая же Россию и Запад, следует отметить, что наши абстракционизм и фигуративность существенно отличаются от западных хотя бы тем, что вторая волна мирового абстрактного искусства совпала с периодом холодной войны, а возврат к фигуративности на Западе с нашей перестройкой. Другими словами российское искусство, не успев по известным причинам отбурлить авангардом начала XX века, который даже недостаточно закрепился в преподавании, вынуждено принимать новомодные постмодерновые формы. Поэтому модернистские (авангардные тенденции начала XX века) тенденции индивидуального толка, в том числе и в реалистическом русле проявляются в различной степени, как в разных регионах России, так и в творчестве отдельных художников. Усиливающий свои позиции постмодернизм, проявляется на периферии не столько в своих специфичных формах (перформансы, хэппенинги и т.д.) сколько в русле изобразительности. Это постмодерновое мышление, возможно, не всегда самоосознаётся авторами, порой считающими себя бесхитростными реалистами.