Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ СУБЪЕКТЫ.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
36.11 Кб
Скачать

2. Субъекты гражданского процессуального правоотношения

Под субъектами гражданских процессуальных отношений традиционно понимаются лица, которые являются носителями гражданских процессуальных прав и обязанностей, т.е. лица, лица которые вступают в гражданские процессуальные отношения, занимают определенное место в гражданском процессе и приобретают процессуальные обязанности[10]. Как уже отмечалось, это 1) суд; 2) лица, участвующие в деле; и 3) лица, содействующие осуществлению правосудия. При этом две последние группы разделены в ГПК РФ с  целью упорядочения отношений суда с участниками процесса.

Чтобы быть субъектом гражданских процессуальных отношений, необходимо обладать гражданской процессуальной правоспособностью и дееспособностью или правосубъектностью.

Согласно ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству РФ правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

В силу п. 1 ст. 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и организациям.

Исходя из этого,  физическое лицо может быть полноправным субъектом гражданского процессуального правоотношения только с момента достижения совершеннолетия.

3. Суд как основной субъект гражданского процессуального правоотношения

Всеобщая декларация прав человека установила: «Каждый человек имеет право на восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» (ст. 8)[11]. С этой нормой международного права перекликается ст. 46 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод». Это означает признание в России верховенства судебной власти в системе государственной защиты прав граждан, подтверждение того, что предназначение судебной власти – защита прав и свобод человека и гражданина.

Право на судебную защиту является одним из важнейших прав российских граждан, их логическим завершением, предопределенным исходной концепцией Конституции Российской Федерации, ориентирующей весь политический механизм на охрану и защиту интересов личности. Значение права на судебную защиту в системе конституционных прав и свобод российских граждан определяется тем, что право на судебную защиту является одной из самых существенных юридических гарантий всех других конституционных прав и свобод. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции). Проблемы становления российского правосудия постоянно находятся в центре внимания ученых юристов[12].

Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинения закону всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет ключевую роль в защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, гарантируя и обеспечивая тем самым их реализацию. Судебную защиту как одну из форм правовой защиты граждан и организаций есть все основания считать более эффективной, чем защиту во внесудебном порядке, поскольку лица, пострадавшие от различных посягательств и незаконных действий, участвуя в уголовном или гражданском процессе, имеют возможность пользоваться широкими и разнообразными процессуальными гарантиями, позволяющими им защищать свои права и законные интересы. Суд независим и подчиняется только закону. Его деятельность протекает в строго определенной процессуальной форме с соблюдением принципов гласности и публичности разбирательства, личного участия заинтересованных лиц, состязательности и равенства сторон, возможности обжалования вынесенных решений, что создает наиболее благоприятные возможности для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Согласно ст. 5 ГПК РФ правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.

В силу п.1 ст. 1 ГК РФ к основным началам гражданского законодательства относятся обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита.

Важное значение для характеристики  права на судебную защиту имеет вопрос о том, возникает ли это право у лиц только в результате совершенного на них посягательства или оно может существовать и самостоятельно с целью предупреждения таких посягательств.  С этой целью необходимо разрешить вопрос о том, составляет ли право на судебную защиту как субъективное право только элемент правоотношения и, следовательно, появляется у лица лишь тогда, когда возникло охранительное правоотношение, или оно может существовать самостоятельно вне правоотношения. В общей теории права на этот счет высказаны две противоположные точки зрения. Представители одной из них считают, что пока не возникло конкретное правоотношение, нет соответствующих субъективных прав[13]. В юридической литературе такая позиция была подвергнута критике. Авторы, поддерживающие другую точку зрения, исходят из того, что «существование субъективных прав нельзя ставить в зависимость от возникновения правоотношений. Наоборот, задачам охраны таких прав отвечает такое положение, чтобы многие правоотношения вообще не возникали. Это относится главным образом к правоотношениям, возникающим из причинения вреда, из различных неправомерных действий, из совершенных преступлений»,[14] то есть к охранительным правоотношениям, в рамках которых реализуется право на судебную защиту. Кроме того, в поддержку последней точки зрения в литературе справедливо отмечалось, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных.[15]

На наш взгляд, следовало бы считать правильным положение о том, что субъективные права постоянно принадлежат лицам, определяют их правовое положение в обществе, несмотря на то, что конкретное правоотношение с участием конкретных лиц еще не возникло. То есть субъективное право существует, с одной стороны, как элемент правового статуса и адресовано абстрактному субъекту права, а с другой стороны, в конкретном правоотношении субъективное право индивидуализируется и принадлежит конкретному лицу. Из этого следует, что  право на судебную защиту появляется у лица не только после совершения посягательства на его права и законные интересы. Оно принадлежит ему всегда в качестве неотъемлемого элемента его правового статуса, предупреждая любые посягательства на его права, свободы и охраняемые законом интересы.

Суд – это обязательный участник гражданских процессуальных правоотношений, не имеющий материально-правовой заинтересованности в исходе дела. Как справедливо отмечает Боннер А.Т., властный характер отношений суда и сторон носит ограниченный и условный характер. Отношения власти и подчинения между указанными субъектами существуют при условии, что стороны не отказались от продолжения процесса и действия судебного решения, в том числе и решения, вступившего в законную силу[16].

Суд как орган государственной власти рассматривает и разрешает гражданское дело. Но чтобы его разрешить, суд вступает в процессуальные отношения со всеми субъектами, имеющими личные интересы. Процессуальных отношений без участия суда не бывает. Одни лица сами, по своей инициативе обращаются в суд, другие – привлекаются или назначаются судом (например, ответчики, свидетели, специалисты, эксперты, переводчики).

Несмотря на множественность субъектов, процессуальной деятельности присуще внутреннее единство. Поэтому система гражданских процессуальных правоотношений предопределяется единством гражданско-процессуальной деятельности. Прежде всего,  объединяющим началом является деятельность суда, с участием которого процесс возникает, движется и прекращается.