Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВИДы ответы экзамен.doc
Скачиваний:
670
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
666.11 Кб
Скачать

46. Топонимические ряды. Происхождение и закон относительной негативности названий.

Географическое название социально. В названии ярко проявляется закон ряда: название должно выделять из него. Деревня Дубровка появится лишь там, где дубравы – исключение среди хвойных и березовых лесов, а Борки – там, где преобладают лиственные леса. Топоним отражает признак, сравнительно редкий для данной местности, но присущий называемому объекту. Этот принцип наименования получил название относительной негативности географических названий.

Важным топонимическим термином, с которым придется встретиться в дальнейшем изложении, является понятие топонимического субстрата. Слово «субстрат» в буквальном переводе означает «подслой». Вероятно, именно так его бы и стоило назвать, но термин «субстрат» уже устоялся в научной литературе. Субстратом принято называть пласт названий, происходящих из языка народа, раньше жившего на данной территории.

Сложен вопрос об этимологии имени Волга. Упоминаемое античными авторами древнее ее название Ра остается неясным. В тюркских языках Волга именовалась Итиль, что означает «река». Отсюда вполне вероятно предположение, что русское название реки происходит от славянского «влага» (русское – «волога»). Однако существует и другая гипотеза – о финно-угорском происхождении гидронима: в эстонском языке «валге» означает белый, светлый; тогда Волга может переводиться как река Белая или Светлая.

Немало возникало мнений и о происхождении названия гидронима Москва. Окончание, характерное для многих финноугорских гидронимов (Лысьва, Косьва и т.п.), наводило на мысль о финском происхождении. Но топонимы этого типа характерны для Приуралья, а не Подмосковья. Высказывалась и гипотеза о славянском происхождении топонима. Однако в последнее время наиболее обоснована гипотеза о происхождении названия из балтских языков, что вполне согласуется с распространенностью балтских топонимов вокруг Москвы. И сегодня вопрос не может считаться окончательно решенным.

Старые названия улавливаются в форматах (словообразующие части слова) и из них можно выделить форманты и составить топонимические ряды.

Лип-»Лейпциг-»Липецк

47. Генеалогия. Предмет, задачи, источники.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Знание родословия появилось из практических потребностей правящих классов для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права (наследование имущества и власти). В ХV–ХVII вв. генеалогические знания были необходимы для решения местнических споров и тяжб о выкупе вотчин.

В ХVIII–ХIХ вв. генеалогические данные использовались также для доказательства прав лица или семьи на дворянское достоинство или титул.

Классическая генеалогия прошлого ограничивалась в основном изучением дворянских родословных.

Источники генеалогии. Родословные книги – наиболее типичный генеалогический источник. «Государев родословец» (сер. ХVI в.) состоит из 43 глав, каждая из которых посвящена одному роду. «Государев родословец» зафиксировал состав высшей аристократии ХVI в. Последняя по времени составления родословная книга – Бархатная книга конца ХVII в. В родословных книгах встречаются многочисленные ошибки, часто связанные с невниманием переписчиков, пропускавших отдельные строчки монотонного текста. ХVIII в. – Гербовник, где при описании дворянских гербов давались и краткие сведения о происхождении рода.

Важным источником являются разрядные книги, в которые со второй половины ХV в. записывались назначения на все важнейшие должности в военных походах, на службе по защите рубежей и при участии в некоторых придворных церемониях. Разрядные книги дают возможность определить время деятельности и характер службы изучаемого лица. От подлинных разрядных книг до нас дошли лишь случайные, главным образом черновые, отрывки: в 1682 г. при отмене местничества подлинные разрядные книги были торжественно сожжены, ибо записи в них были главным основанием для вычисления служебного старшинства при местнических счетах. Дошедшие до нас разрядные книги разных редакций – это в основном списки с официальных разрядных книг, составленные частными лицами для собственного употребления. Поэтому в них встречаются ошибки как ненамеренные (путаница дат, ошибки в именах и отчествах, пропуски), так и ставящие своей целью возвышение одних и уничижение других родов. Используя разрядные книги, необходимо тщательно сличать разные редакции и списки.

Списки служилых людей. В 1550 г. – испомещение тысячи, т.е. ближайшего окружения царя (будущих опричников), не имевших поместий и вотчин вблизи Москвы, на подмосковных землях. Тысячная книга – ок. 1080 человек, разделенных на три разряда – «статьи». В 1550 г. началась вести Дворовая тетрадь – св. 4000 чел. записано было на службу в Государевом Дворе. Тетрадь была действующим документом вплоть до 1560 г. – в нее вносились дополнения, вычеркивались те, кто выбыл, указывались причины «умер», «стар и болен», «в полону», «в холопех», «в разбое повешен».

Для изучения генеалогии средневекового периода (до ХVII в.) огромное значение имеют акты феодального землевладения, фиксирующие переход земельной собственности из рук в руки. В этих актах встречаются указания на дедов, а то и прадедов нынешних владельцев, в качестве свидетелей выступают их родные и двоюродные братья, и племянники с указанием степени родства. Акты – это почти единственный источник, дающий материал о брачных связях, ибо при имени женщины обычно указывалось не только имя ее мужа, но и отца. Достоинством актов как источника является их объективность.

Родословный счет. Естественно, существует большое разнообразие в возрастном расстоянии между родителями и детьми. Так, Иван III стал отцом в 18 лет, а у польского короля Владислава-Ягайло в 77 лет родился сын – будущий король Казимир IV. Однако в среднем можно считать, что на один век приходится три поколения по мужской линии и четыре – по женской, т.е. средняя разница в возрасте между отцом и ребенком 30–35 лет, а между матерью и ребенком – 25–30 лет. Чем больше поколений отделяют потомка от предка, тем ближе подходит разница в возрасте к среднему генеалогическому счету.

Генеалогический счет имеет важное значение для проверки истинности родословных. Если средняя разница между поколениями слишком сильно отличается от 30–35 лет, есть основания подозревать, что в родословной имеются ошибки.

Количество предков возрастает в геометрической прогрессии (двое родителей, 4 бабушек и дедушек, 8 прадедушек и прабабушек), если мы будем умножать дальше, то получится, что в 975 г. у каждого современного человека было 8,5 млрд. предков, больше чем сейчас живет на земном шаре. Этого не может быть. Закон редукции предков: на самом деле предков во много раз меньше, ибо люди, часто не зная этого, вступают в брак с дальними родственниками. Правила православной церкви запрещали вступать в брак троюродному брату и сестре, но и из этого правила в сельской местности, где выбор женихов и невест был ограничен, зачастую делались исключения. В странах, где господствовало католичество, разрешались браки двоюродных брата и сестры.