Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Работы / оргпреступность Россия.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
379.9 Кб
Скачать

2. Организованная преступность в реформируемой России

2.1. Связь организованной преступности и реформ в России

Связь между ростом уровня преступности и экономическими реформами однозначно не доказана, хотя многолетняя статистика однозначно показывает, что во времена финансовых кризисов значительно возрастает число мошенничеств (см. Таблицу 126). Одновременно возрастает уровень насилия, в том числе и семейного. Число подобных преступлений особенно резко увеличивается в семьях и районах, наиболее страдающих от безработицы и снижения уровня доходов27.

Таблица 1.

По мнению Третьякова28 организованная преступность зародилась в России во многом благодаря доходам от «теневой» экономики. Непродуманные рыночные реформы позволили ей расширить сферу своего влияния путем криминальной экспансии в легальную сферу бизнеса.

Произошедшая в России смена социально–экономических отношений сопровождалась активным вмешательством криминальных структур в политический процесс и эволюционированием их во влиятельную политическую систему. Этому есть свое обоснование и целый пласт причин.

Скачкообразный, революционный переход от одной формации к другой обусловил ориентацию на силы и организации, обладающие организованностью и свободными финансовыми средствами, в том числе и функционировавший симбиоз «теневиков», уголовных авторитетов и коррумпированной бюрократии.

Такое стратегическое решение предопределило предоставление им благоприятных политико-правовых условий, игнорируя, временную, как казалось творцам этого подхода, чрезвычайно высокую общественную опасность этого типа преступности.

Предполагалось, что приватизация легализует теневые капиталы, создаст новый класс собственников, повлечет обновление производства, прекратит массовые хищения собственности, характерные для социализма.

Ход развития событий в сфере экономических отношений и их оценка в криминологических категориях (структура, уровень и интенсивность организованной преступной деятельности) показали ошибочность такой позиции. Следствием ее стала «обвальная» активизация преступных сообществ в качественно–количественном отношениях, нанесение колоссального материального и психологического урона стране и большинству граждан, который трудно перекрыть даже фактом создания слоя частных собственников, а также реальные шаги по захвату уголовными авторитетами политической власти в стране29.

Государство, проводя экономические реформы, легализуя предпринимательство и свободную торговлю, оказалось не готовым к эффективному противостоянию организованной преступности.

С началом перестройки (особенно с момента принятия закона о кооперации в 1988 г.) «теневики» получили возможность легализации капиталов. Вчерашние преступники становились бизнесменами. Их ряды заметно пополнялись бывшими партийными и комсомольскими функционерами – обладателями стартового капитала в виде денег своих организаций и связей. Но, придя в легальный бизнес, они неизбежно привели за собой и своих кураторов из мира криминала.

С самых первых шагов Российский бизнес оказался накрепко связан с преступностью.

В преступном мире в начале 90-х годов произошло очередное обострение отношений. Молодые преступники отказывались принять аскетический «воровской» образ жизни, не признавали авторитет преступников старой формации. В 1993 - 1995 гг. последовала серия громких убийств лидеров криминального мира по обе стороны баррикады, что дало повод говорить о войне поколений. К 1996 - 1997 гг. ситуация заметно «успокоилась». Дело в том, что преступники старой школы пользуются несоизмеримо большим авторитетом в местах заключения, обладают большим опытом и багажом связей. За плечами старого поколения огромный опыт организации преступной деятельности30.

Начальный период экономических реформ в России (1991-1993 годы) сопровождался весьма значительным возрастанием показателей зарегистрированной преступности. В преступную деятельность вовлекалась всё большая доля населения. Количественные изменения преступности сопровождались качественными, увеличивалась общественная опасность и организованность преступности.

В 1994-1997 годах удалось несколько снизить показатели зарегистрированной преступность (в основном за счёт уличной и бытовой её части), однако достаточно большое число преступлений оставались скрытыми от учёта. Возрастало число проявлений таких особо опасных преступных проявлений, как организованная преступность, коррупция, терроризм. Указывается, что криминальная активность населения за 5 лет реформ возросла вдвое31.

С принятием нового УК РФ зарегистрированная преступность несколько сократилась, однако это было вызвано скорее декриминализацией отдельных деяний и необходимостью адаптировать правоприменительную практику к новым нормам закона. В результате кривая преступности вскоре вновь пошла вверх.

Специфика организованной преступности России такова, что преступные сообщества концентрируются вокруг крупных городов, деловых или промышленных центров, но главным из них остается Москва.

Этнические сообщества имеют большое влияние в крупных городах России, особенно в Москве. Самыми активными этническими группировками России являются грузинская, чеченская, азербайджанская, татарская, армянская, курдская, цыганская. Далеко не все эти сообщества равнозначны в своих интересах, структуре, методах действий, сфере интересов, но есть у них и общие черты. Во многих городах России имеются диаспоры упомянутых национальностей.

Также как отличительную черту преступности в России, следует отметить, что в современный период является её высокая латентность. Особенно высока латентность экономических и должностных преступлений: о них сообщают в правоохранительные органы менее 30% потерпевших лиц. Латентность общеуголовных преступлений (кражи, телесные повреждения) меньше (по оценкам, в начале 1990-х годов потерпевшие заявляли о них в правоохранительные органы более чем в 50% случаев, а по кражам - в 70% и более). Однако росла латентность и этих преступлений. Отмечается, что реальный объём преступности в стране в 2004-2005 году с учётом латентности достигал 9-12 миллионов преступлений в год32.

Другой причиной латентности преступности является сокрытие данных о ней правоохранительными органами. Например, в Московской и Ростовской областях в 1985 г. 3-4% опрошенных отвечали, что были потерпевшими от преступлений, обращались в правоохранительные органы и их заявлению не был вообще дан ход, в 1991 г. таких стало 6%. Следствием этого стало падение доверия граждан правоохранительным органам33.

Поскольку официальные правоохранительные органы не обеспечивали эффективной защиты интересов граждан, развитие получили формы внеправового реагирования на преступность: спонтанная расправа с преступниками и система теневой (в том числе криминальной) юстиции с присущими ей не основанными на законе способами реагирования на преступление. 24% московских предпринимателей, от 9 до 34% опрошенных в четырех городах России в 1998-1999 году при опросах указывали, что лично осуществили физическую расправу с преступником34.

Наблюдается срастание организованной преступности с населением, привыкание граждан к высокому уровню проникновения преступности. Возрастало число граждан, которые тем или иным образом вступали в контакт с преступниками (члены семьи, соседи, знакомые и т.д.). Лица, совершавшие преступления, входили в круг знакомых 59% опрошенных в Москве предпринимателей и 32% иных москвичей35.

Что касаемо основных тенденций организованной преступности в 2000-2007 годах, то политический и экономический курс государства в рассматриваемый период не претерпел радикальных изменений по сравнению с концом 1990-х годов, в целом сохраняются и тенденции преступности этого периода.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что организованная преступность – сложившийся социальный институт. Когда государственная машина утрачивает механизмы и инструменты социального контроля, образующийся вакуум занимается альтернативными системами контроля. Так как большое количество бизнесменов вовлечено в формирование политической и экономической политики страны, областями криминализации последовательно становятся: бизнес, экономика, политика. Организованная преступность перестает быть конфедерацией бандитов, вымогателей – это союз государственных чиновников и криминализованных бизнесменов.

Российская организованная преступность широко интегрирована в систему международной организованной преступности. Организованные преступные группировки имеют своих «уполномоченных» во многих странах Европы, Америки, Азии. Поэтому, можно сказать, что организованная преступность корнями уходит далеко за пределы нашей страны. Однако, единой организации мафиозного типа в стране нет. Региональные преступные сообщества проводят разную политику. Сообщества «воров» в Сибири и на Урале не похожи и расходятся во взглядах с Московскими «ворами»36.

В преступных кругах постоянно вспыхивают конфликтные ситуации между «славянским» и «кавказским» крыльями. Нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране может трактоваться как результат неурегулированности отношений в преступном мире, деловых кругах, политической элите, которые представляются как единый организм власти.

Реформа МВД РФ стала еще одной причиной новой «войны» между российскими преступными груп­пировками, а ликвидация Управления по борьбе с организованной преступностью, проведенная в 2008 г., привела к переделу сфер влияния в криминальном мире. Передел, в свою очередь, послужил причиной общего всплеска преступности.

Таким образом, в  России  периода реформ организованная   преступность приобрела новые свойства по сравнению с теми, которые   существовали   до   введения  рыночных отношений.