Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат последняя версия.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
159.74 Кб
Скачать

Расцвет Александрийской школы при Оригене (203-231гг).

По Ф. Леману6, история Александрийской школы делится на два периода: этическо-педагогический и догматический, начало которого он связывает с Оригеном. Р. М. Грант7 считает Оригена первым, кто создал целостную программу христианского образования. Именно при нём закончилось преобразование Александрийской школы. Евсевий Кесарийский8 писал, что Ориген был очень популярен. Все философы, среди которых было немало знаменитых, стекались к нему и изучали как богословие, так и философию. Он был тем, кто не только продолжил работу с материалом христианского Священного Предания и текстом Священного Писания, но и вывел эту работу на качественно новый уровень. При Оригене начался процесс выработки единого канона толкования Библии.

Ориген хорошо понимал, что Священное Писание это не просто сборник этических норм, руководство к нравственной жизни. Самое главное, что нам даёт Евангелие – это сам Христос. Поэтому для Оригена истина (Христос) содержится в тексте Библии. Этот тезис был слишком смелым для Александрии, но признание того, что Христос – это не учитель истины, а сама истина, совершалось христианами на интуитивном уровне. Это означает, что они верили, что если Истина воплотилась в человеческую плоть, то она не могла вести себя иначе, чем как вёл себя Христос. Подобно тому, как Христос является воплощением Бога в теле и душе человека, истина воплощается в теле и душе, т.е. в букве и смысле текста Божественного Откровения. Именно наличие такого текста делает богословие наукой.

Ориген считал, что богословие - это чтение и методически организованное толкование библейских текстов. И находил задачу толкования этих текстов двоякой.

Во-первых, она интеллектуальна. Он был убеждён, что ни одно слово Священного Писания не является случайным, и сама Библия даёт ключи к толкованию своих притч. А основой для понимания мира Библии служат нравственные законы, данные Христом.

Второй, является мистическая сторона. Для подтверждения этого тезиса В. Я. Саврей приводит слова ведущего исследователя Оригена в двадцатом веке Анри Крузеля,9 который подчеркивает, что молитва и созерцание были важны для «духовного толкования» у Оригена. Это не противоречило понятию философии, выработанному в древней Александрии. Наоборот, все корифеи александрийской эпохи ясно осознавали, что без мистического опыта причастности к Божеству невозможно интеллектуальное осознание высшей истины. А отсутствие такого опыта обессмысливает всё понятие о Боге.

Далее В. Я. Саврей прослеживает мысль Оригена о том, что человек может обучаться высшей премудрости на самой окружающей его действительности. И что для успешного его прохождения необходимо руководство, которым не может являться философия, которая сама занята поиском такового. Ориген приходит к выводу, что ни одна человеческая система мировоззрения не может служить таким руководством, а только само Священное Писание, содержащее Христа и нравственные правила, проповедованные им.

Автор пишет, что нравственный смысл, однако, не был конечной задачей учеников Оригена. И сам он, побуждаемый ими, получил фундаментальное философское образование в школе известнейшего философа Аммония Саккаса.

В. Я Саврей делает вывод, что Ориген является основателем учения, основой которого явился сакральный текст. А основным вопросом для него был вопрос о каноне Священного Писания. Для подтверждения своих слов автор цитирует Н. И Сагарду. «Ориген не только положил начало систематическому богословию, но основал также и библейскую науку в её главнейших разветвлениях своими работами текстуально-критического, герменевтического и экзегетического характера» 10

Самой монументальной и трудоёмкой работой Оригена является критический текст Библии «Гекзаплы» (от греческого слова εξαπλουσ, т. е. шестикратный). Ориген сличил целый текст Ветхого Завета в разных переводах, снабдил его профессиональными знаками – обелами и астерисками.

Далее автор переходит к кесарийскому периоду Оригена. В 231 году из-за административного конфликта с епископом Димитрием Ориген был вынужден покинуть Александрию и переехать в Кесарию Палестинскую, где он организовал школу и библиотеку по подобию Александрийских.

Его знаменитым учеником того периода был будущий святитель и епископ Неокесарийский Григорий Чудотворец. Из его труда «Благодарственная речь Оригену» мы знаем большую часть информации об этой школе, а также об особом значении, которое придавал зрелый Ориген философии. В его понимании ни праведная жизнь, ни правильное познание Бога без неё были невозможны(Ibid.VI. 79). Главной же целью философии он считал самопознание(Ibid.XI.141). Также в его школе было принято изучать все произведения философских сект, кроме «безбожников»-эпикурейцев(In Orig.XIII.152), с целью исключить соблазн примкнуть к какой-нибудь. То есть Ориген не боялся показать своим ученикам разные точки зрения.

Автор объясняет, что, несмотря на то, что этот этап развития Александрийской школы является коротким, она достигла своей наивысшей точки развития. А значение Оригена вышло далеко за рамки эпохи, в которой он жил. Его идеи были не только восприняты, но и усовершенствованы даже географически далёкими от него каппадокийцами (свв. Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским), поэтому их также причисляют к Александрийской школе.