Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMK_Prestuplenia_protiv_pravosudia_2009.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
762.37 Кб
Скачать

Тема 4: «Преступления, совершаемые лицами, призванными по закону содействовать осуществлению правосудия (ст.Ст. 307, 308, 310-312 ук рф)»

Преступления данной группы обладают специфическими, особыми признаками субъекта, и этим они отличаются от иных преступлений против правосудия. Субъектами преступлений данной группы являются лица, на которые закон возлагает определенные обязанности. К рассматриваемой нами группе относятся следующие составы: ст.ст. 307, 308, 310, 311, 312 УК РФ. В отправлении правосудия особая роль принадлежит свидетелям, экспертам и переводчикам. Без свидетелей практически не обходится ни один судебный процесс. В роли свидетеля может оказаться любой гражданин и тот, кто присутствовал при совершении преступления, и тот, кто не является очевидцем преступления, но знает те факты, которые помогут установить истину по делу.

Еще с древнейших времен ложь в суде считалась тяжким проступком. И не случайно одна из десяти христианских заповедей гласит: «Не лжесвидетельствуй!». В результате ложных показаний может быть причинен существенный вред интересам правосудия, а именно: необоснованно, неправильно прекращено уголовное дело в отношении преступника; к уголовной ответственности может быть привлечен невиновный; затягиваются сроки судебного заседания, назначаются дополнительные экспертизы, вызываются дополнительные свидетели и т.д.

Лжесвидетельство вводит следственные и судебные органы в заблуждение и тем самым не позволяет всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела, и, в конечном счете, мешает отправлению правосудия. Поэтому закон обязывает всех граждан, которые вызваны в следственные органы или в суд в качестве свидетелей, явиться и рассказать все, что им известно, правдиво ответить на все вопросы. Такая же обязанность возложена на потерпевших. Нарушение этих обязанностей влечет уголовную ответственность за дачу ложных показаний ст. 307 УК РФ или за отказ от дачи показаний по ст. 308 УК РФ.

Сущность ложных показаний, также как и ложного заключения, составляет ложь, под которой понимается сознательное утверждение понятий, высказывание суждений, противоречащих правильно отраженной в сознании субъекта объективной действительности, т. е. сознательная дезинформация кого-либо. Однако не всякая ложь образует состав заведомо ложного показания, а лишь такая, которая высказана судебно-следственными органами по обстоятельствам, имеющим значение для конкретного дела, т.е. относящаяся к фактам, подлежащим доказыванию и допускаемым законом в качестве доказательства. Ложные показания могут даваться как в пользу обвиняемого, чтобы добиться его оправдания, так и во вред ему, чтобы добиться его осуждения.

Субъективная сторона данного преступления состоит в прямом умысле. Неосторожная вина исключается, так как в диспозиции ст. 307 УК РФ имеется указание на заведомый характер лжи со стороны перечисленных в ней субъектов.

В ст. 307 УК РФ наряду с ответственностью за дачу ложных показаний свидетелем предусматривается также и необходимость привлечения к ответственности эксперта, давшего ложные показания либо заключение и специалиста за дачу ложных показаний. Эксперт – это специалист, который привлекается для участия в деле, когда для решения тех или иных вопросов требуются специальные познания в науке, технике и т.д. Например, для установления причин смерти или характера вреда здоровью обязательно приглашается судебно-медицинский эксперт; для установления того, кто выполнил подпись, – эксперт-почерковед; для решения вопросов, связанных с автоаварией, – эксперт-автотехник. Специалист – лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Переводчик привлекается к участию в деле, когда один из участников уголовного процесса (а это может быть обвиняемый, свидетель, потерпевший) не владеет или плохо владеет тем языком, на котором ведется предварительное расследование или судебное рассмотрение дела. Переводчиком является лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и назначенное органом дознания, следователем, прокурором, судьей в случаях, предусмотренных законом. Статья 59 УПК РФ предусматривает, что «переводчик – лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода». Оконченным преступление считается на предварительном следствии с момента подписи протокола, в который занесены ложные показания, а в суде - с момента оглашения ложных сведений.

Согласно примечанию к ст. 307 УК РФ свидетель, потерпевший, эксперт, специалист или переводчик освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильном переводе.

Отягчающим обстоятельством, предусмотренным ч. 2 ст. 307 УК РФ, закон называет ложные показания, связанные с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308) означает открытое заявление (в устной или письменной форме) свидетеля или потерпевшего о категорическом нежелании дать показания в ходе дознания, предварительного расследования или судебного разбирательства, в целом по делу или по его отдельным эпизодам о фактах, достоверно известных или имеющих значение по этому делу.

Объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения нормальной деятельности прокуратуры, органов дознания, следствия, суда.

Объективная сторона выражается в отказе свидетеля или потерпевшего от дачи показаний в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства.

Отказ от дачи показаний в значительной мере похожа на дачу ложных показаний: и там, и там свидетель или потерпевший не выполняет предусмотренную законом обязанность.

Однако эти преступления различны между собой. При отказе свидетель вообще не дает никаких показаний – ни правдивых, ни ложных. Он или прямо заявляет, что не будет давать показания, или не дает их, ссылаясь на то, что будто бы ничего не видел, не помнит и т.д.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что он отказывается от выполнения гражданского долга и процессуальной обязанности дать правдивые показания и желает этого. Мотивы и цели данного преступления для квалификации значения не имеют, но могут быть учтены судом при назначении наказания.

Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и привлеченное в установленном законом порядке к участию в деле в качестве свидетеля или потерпевшего.

Закон предусматривает ряд случаев, когда лицо нельзя допрашивать в качестве свидетеля и, следовательно, привлекать к ответственности за отказ от дачи показаний. Кроме того, согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать не только против самого себя, но и против своего супруга и близких родственников.

Статья 310 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за разглашение данных предварительного расследования. Во время расследования преступления материалы дела становятся известны многим лицам. И на определенных этапах следствия эти сведения из тактических соображений должны сохраняться в тайне.

Ответственность наступает за разглашение только на этом этапе предварительного следствия. Материалы дела, находясь в суде, уже не являются секретом, и их разглашение не является преступлением. К ответственности по ст. 310 УК РФ могут привлекаться лица, которые участвовали в совершении следственных действий или присутствовали при этом (свидетель, потерпевший, защитник, эксперт, переводчик, понятой, конвоир, студент-практикант и т.д.). Не подлежит ответственности по этой статье обвиняемый; если же он, находясь на свободе, мешает следствию, то может быть арестован.

Статья 311 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса. 20 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», который призван обеспечивать безопасность судей, присяжных заседателей, судебных приставов, экспертов, переводчиков, свидетелей, потерпевших и их близких. Данные лица могут стать объектами посягательств в связи с их участием в уголовном процессе, и поэтому разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых к ним, рассматривается как посягательство против правосудия. К мерам безопасности можно отнести: сведения о личной охране, об охране жилища и имущества; о выдаче оружия или специальных средств защиты, сведения о замене документов и изменений внешности, а также об изменении места жительства и ряд других.

Разглашение – передача, сообщение сведений хотя бы одному любому постороннему лицу, опубликование в печати, распространение в электронных телекоммуникационных системах указанных сведений. Преступление имеет формальный состав.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Мотивы разглашения значения не имеют (например, похвалиться своей осведомленностью).

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.

В ч. 2 ст. 311 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак – наступление тяжких последствий, содержание которых в законе не раскрывается. Учитывая характер данного преступления к данным отягчающим обстоятельствам можно отнести гибель защищаемых лиц, причинение вреда их здоровью, причинение крупного материального, имущественного ущерба и т.д. Последствия оцениваются судом в каждом конкретном случае. Оконченным преступление является с момента сообщения сведений постороннему лицу, независимо от наступления последствий.

Статья 312 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение обязанностей по сохранению имущества, подвергнутого описи или аресту, а также за осуществление банковских операций с денежными средствами, на которые наложен арест.

В связи с совершением преступления, которое причинило материальный ущерб, потерпевший имеет право взыскать его с виновного. Такое же право имеет гражданин, обратившийся в суд с иском по гражданскому делу. Но пока идет следствие или суд виновный или ответчик может скрыть свое имущество, в результате чего невозможно будет взыскать ущерб. И поэтому, на основании постановления следователя, а в гражданском судопроизводстве - суда и судьи, в соответствии со ст.ст. 133, 134 УПК РФ имущество виновного подвергается описи или аресту. На предметы, необходимые в быту для самого обвиняемого и лиц, находящихся на его иждивении, арест не накладывается.

Описанное или арестованное имущество передается на хранение самому владельцу, его родственникам, представителям местной администрации, при этом они дают подписку за сохранность имущества.

Под растратой понимается израсходование описанного или подвергнутого аресту имущества лицом, у которого оно находится на хранении. Под отчуждением понимается передача указанного имущества в собственность третьих лиц.

Сокрытие представляет собой действия, направленные на утаивание имущества, подвергнутого или подлежащего описи или аресту, для возмещения гражданского иска или конфискации.

Присвоение имущества предполагает, что виновный незаконно обращает вверенное ему имущество в свою собственность, несмотря на то, что оно передано виновному следователем или судом на хранение.

Способом совершения данного преступления может быть также осуществление банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест. В этом случае субъектом преступления является служащий кредитной организации, который произвел банковские операции.

Данное преступление может быть совершено только умышленно.

По ч. 2 ст. 312 отвечать может как лицо, которому доверено хранение имущества, так и любое другое лицо, которое мешает исполнению приговора о конфискации. Оконченным преступление считается с момента фактической растраты, отчуждения, сокрытия или передачи имущества, а равно фактического осуществления банковской операции или фактического уклонения от исполнения приговора суда о конфискации имущества.