Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
3.64 Mб
Скачать

2. Использование наименования места происхождения товара

Статья 1519. Исключительное право на наименование места происхождения товара

Комментарий к статье 1519

1. Положения ст. 1519 представляют собой специальные нормы по отношению к общим правилам ст. 1529 ГК об исключительном праве на любые средства индивидуализации и результаты интеллектуальной деятельности.

При этом содержание п. 1 ст. 1519 является существенно новым для нашего законодательства. Пункт 2 этой статьи представляет собой воспроизведение п. 1 ст. 40 Закона о товарных знаках, значительно дополненное по образцу аналогичных норм из п. 2 ст. 1484 ГК о способах использования товарного знака. В пункте 3 ст. 1519 почти дословно повторен текст п. 2 ст. 40 Закона о товарных знаках. Ограничение распоряжения правом на наименование места происхождения товара, установленное в п. 3 названного Закона, в п. 4 ст. 1519 значительно расширено.

В отличие от прежнего законодательства, предоставлявшего "право пользования" наименованием места происхождения товара, в ГК это право признано исключительным правом использования таких наименований, поскольку оно отвечает основным признакам исключительных прав (см. ниже, п. п. 2 - 4) <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этих признаках см.: Комментарий. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008. С. 281 - 294 // СПС КонсультантПлюс.

2. Право на наименование места происхождения товара является исключительным, поскольку возможность использовать такое наименование в гражданском обороте основана на прямом указании закона о предоставлении правовой охраны наименованиям мест происхождения товаров в качестве средства их индивидуализации. Это указание содержится в подп. 15 п. 1 ст. 1225 ГК и отличает подобные наименования от разнообразных средств индивидуализации товара, которым такая специальная охрана не предоставляется (доменные имена, номера телефонов и адреса изготовителей и продавцов товара и др.), хотя при определенных условиях их использование тоже может получить защиту с помощью средств гражданского права (в порядке защиты от недобросовестной конкуренции, защиты прав потребителей и др.).

3. Право на наименование места происхождения товара, предусмотренное нормами части 4 ГК, может первоначально возникнуть исключительно у лица, отвечающего требованиям закона, предъявляемым к таким правообладателям.

Из норм, содержащихся в п. 1 ст. 1516, п. 2 ст. 1518, п. 4 ст. 1522, п. 2 ст. 1531, подп. 3 п. 2 ст. 1536 ГК, и из сопоставления этих норм следует, что право на наименование места происхождения товара может быть предоставлено только тому лицу - индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, которое является производителем соответствующего товара в границах географического объекта, обозначаемого этим наименованием (см. также п. 5 комментария к ст. 1516).

Именно такое лицо должно быть указано в заявке на наименование места происхождения товара (подп. 1 п. 3 и п. 5 ст. 1522 ГК), а прекращение им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или в результате ликвидации юридического лица прекращает действие свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара (подп. 3 п. 2 ст. 1536 ГК).

Очевидно, что осуществлять исключительное право на наименование места происхождения товара, т.е. использовать это наименование в хозяйственном обороте, тоже может лишь тот, кто производит соответствующий товар. Однако это не означает, что исключительное право на наименование места происхождения товара неразрывно связано с производством такого товара. В отличие от права на товарный знак (см. ст. 1486 ГК), неиспользование права на наименование места происхождения товара не может служить основанием для прекращения этого права. Поэтому правообладатель, который после получения свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара не начал, приостановил или прекратил его производство, тем не менее продолжает оставаться обладателем этого права до истечения срока свидетельства или наступления других обстоятельств, влекущих прекращение его действия (см. ст. 1536 ГК).

4. Так же как и большинство норм ГК, определяющих содержание исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, ст. 1519 содержит в п. 2 примерный (открытый) перечень возможных способов использования наименования места происхождения товара <1>. Правообладатель может использовать такое наименование и любыми иными не противоречащими закону способами. В то же время все или почти все применяемые на практике способы использования наименования места происхождения товара с целью индивидуализировать его в обороте в этой норме ГК названы. Сходство цели этого средства индивидуализации товара с товарным знаком объясняет во многом дословное совпадение п. 2 ст. 1519 с п. 2 ст. 1484 ГК.

--------------------------------

<1> В Законе о товарных знаках перечень возможных способов использования наименования места происхождения товара был сформулирован как исчерпывающий (п. 1 ст. 40), хотя в действительности тоже был примерным.

Общим образом способы использования наименования места происхождения товара, составляющие содержание исключительного права на это наименование в виде входящих в состав этого права правомочий, можно определить как использование такого наименования с целью индивидуализации товара при его возможном в будущем или происходящем введении в гражданский оборот. По общему правилу, если правомерное введение товара в оборот состоялось, исключительное право на наименование места происхождения следует считать исчерпанным в отношении данного товара.

Использование наименования места происхождения товара не в связи с его введением в гражданский оборот (в научной и художественной литературе, в официальных документах и т.п.) исключительным правом на это наименование не охватывается.

5. Необходимым признаком исключительного права на наименование места происхождения товара, позволяющим отнести это субъективное гражданское право к категории абсолютных прав, является общий запрет "другим лицам" использовать это средство индивидуализации "без согласия правообладателя", за исключением случаев, предусмотренных ГК (абз. 3 п. 1 ст. 1229).

В нормах § 3 гл. 76 ГК этот общий запрет конкретизирован в трех группах правил.

Во-первых, недопустимо использование наименования места происхождения товара без согласия правообладателя любым из тех способов, которые конкретно названы в п. 2 ст. 1519 (см. выше, п. 4).

Во-вторых, не допускается использование наименования места происхождения товара без согласия правообладателя лицом, не имеющим свидетельства об исключительном праве на это наименование, даже если указываемое при этом место происхождения товара является подлинным или приводится в переводе либо вместе с наименованием используются так называемые "делокализующие оговорки" ("рода", "типа", "имитация" и т.п.). Эти правила п. 3 ст. 1519 ГК основаны на ст. 3 Лиссабонского соглашения.

В-третьих, запрещено использование для любых товаров без согласия правообладателя обозначения, сходного с зарегистрированным наименованием места происхождения товара и способного ввести в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (п. 3 ст. 1519).

В случаях, когда исключительные права на одно наименование места происхождения товара имеют самостоятельно несколько разных лиц (см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 1518), такая множественность сосуществующих исключительных прав на одно и то же средство индивидуализации не превращает эти абсолютные права ни в относительные, ни даже в квазиабсолютные. Если основным признаком абсолютного права является всеобщность обязанности его не нарушать и, следовательно, неопределенность круга лиц, обязанных по отношению к правообладателю, то этот признак сохраняется и тогда, когда среди этих обязанных лиц появляются совершенно конкретные фигуры, не связанные с правообладателем относительными правоотношениями <1>.

--------------------------------

<1> Право собственности не перестает быть абсолютным правом оттого, что обременяется сервитутом в силу закона.

6. Закон о товарных знаках запрещал обладателю права пользования наименованием места происхождения товара "предоставлять лицензии на пользование" этим наименованием (п. 3 ст. 40). В статье 1519 распоряжение исключительным правом на такое наименование не допускается вообще, в т.ч. и путем отчуждения этого права, и путем предоставления лицензии на его использование (п. 4).

Как всякая норма закона, устанавливающая определенные ограничения, правило п. 4 ст. 1519 не может толковаться расширительно. Это означает, что Кодекс не исключает возможности перехода исключительного права на наименование места происхождения товара к другому лицу, когда такой переход происходит не в порядке распоряжения этим правом, а в силу закона - в результате реорганизации юридического лица, наследования по закону, обращения взыскания на исключительное право (см. ст. 1241 ГК). С учетом того, что обладателем исключительного права на наименование места происхождения товара может быть только производитель соответствующего товара в границах этого места (см. выше, п. 3), условием такого перехода исключительного права надо признать переход к новому правообладателю прав на предприятие, производящее этот товар в том же месте.

Статья 1520. Знак охраны наименования места происхождения товара

Комментарий к статье 1520

1. В статье 1520 воспроизведен текст ст. 41 Закона о товарных знаках с существенными изменениями, указывающими теперь на цель использования знака охраны наименования места происхождения товара (знака охраны) и на выполняемую этим знаком функцию.

2. Использование знака охраны на основании ст. 1520 представляет собой право, а не обязанность обладателя исключительного права на наименование места происхождения товара. Отказ от использования такого знака ни в чем это исключительное право не умаляет и не ослабляет. Презумпция того, что заинтересованные лица знают о существовании зарегистрированного права конкретного лица на наименование места происхождения товара, возникает не вследствие использования этим лицом знака охраны, а в результате публикации сведений о государственной регистрации этого наименования (см. ст. 1533 ГК).

3. Право использовать знак охраны принадлежит любому обладателю исключительного права на наименование места происхождения товара.

Знак охраны может быть использован для оповещения об исключительном праве на любое наименование места происхождения товара, зарегистрированное в Российской Федерации, независимо от того, где находится соответствующий географический объект - в России или в иностранном государстве.

Использование знака охраны возможно в любое время, пока существует исключительное право на наименование места происхождения товара.

4. Основная цель использования знака охраны названа в ст. 1520: он используется "для оповещения... об исключительном праве" на то наименование места происхождения товара, рядом с которым этот знак помещен. Из этого, равно как из самого названия этого знака как знака охраны, следует, что такой знак представляет собой одно из средств правовой информации, используемое в целях предупреждения и предотвращения нарушений признанного государством исключительного права на наименование места происхождения. Отсюда и другое название знака охраны: как "предупредительной маркировки" о праве на наименование места происхождения товара.

Помимо функции предупреждения о существующем праве на данное наименование места происхождения товара, знак охраны фактически выполняет и другие функции, удостоверяя, что соответствующий товар происходит из географического объекта, в отношении которого государство признало, что присущие ему условия и факторы обеспечивают особые свойства этого товара.

5. О том, каким образом правообладатель может использовать знак охраны, в ст. 1520 сказано только, что этот знак может быть помещен рядом с наименованием места происхождения товара. Это означает, что любой возможный способ использования такого наименования, включая прежде всего те, которые указаны в п. 2 ст. 1519 ГК, допускает и использование знака охраны, если его физически можно поместить (проставить) рядом с наименованием места происхождения товара - на самом товаре, на этикетке, упаковке, бланке, иной документации, в объявлении о продаже и т.д., и т.п.

Статья 1521. Действие правовой охраны наименования места происхождения товара

Комментарий к статье 1521

1. Пункт 1 ст. 1521 корреспондирует с редакционно существенно отличающейся от его текста нормой в п. 4 ст. 31 Закона о товарных знаках.

Отсылочной нормы, которая соответствовала бы п. 2 ст. 1521, в прежнем Законе не было.

2. Возможная множественность самостоятельных исключительных прав на одно и то же наименование места происхождения товара порождает сложную юридическую конструкцию "раздвоенной" правовой охраны такого наименования. Наименование места происхождения товара охраняется как таковое, само по себе, независимо от существования исключительных прав на это наименование и даже при их отсутствии. Одновременно предоставление охраны наименованию места происхождения товара осуществляется путем признания исключительных прав конкретных лиц на это наименование и защиты этих прав.

При этом действие во времени правовой охраны наименования места происхождения товара, с одной стороны, и исключительного права на это наименование, с другой, как правило, не совпадает. Обязательная зависимость между ними во времени состоит лишь в том, что действие исключительного права на наименование места происхождения товара всегда ограничено рамками начала и прекращения правовой охраны самого этого наименования. Срок действия исключительного права существует как бы "внутри" времени действия правовой охраны наименования.

3. В отличие от Закона о товарных знаках, устанавливавшего, что "регистрация" наименования места происхождения товара "действует бессрочно" (п. 4 ст. 31), Гражданский кодекс лишь предусматривает, что правовая охрана такого наименования прекращается в случае "исчезновения характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами" (подп. 1 п. 1 ст. 1536 ГК). Исторический опыт позволяет считать, что существование характерных для географического объекта природных условий и человеческих факторов, хотя и является нередко долговременным, но все же имеет преходящий характер. Поэтому указание на "время существования" таких условий и факторов (п. 1 ст. 1521) и на их "исчезновение" (п. 1 ст. 1536 ГК) следует расценивать как указание "на событие, которое должно неизбежно наступить" (ч. 2 ст. 190 ГК).

Таким образом, в п. 1 ст. 1521 определен срок правовой охраны наименования места происхождения товара, предоставляемой ему в силу государственной регистрации такого наименования. Для такой правовой охраны не имеет значения, сохраняется ли у кого-нибудь в течение указанного срока действующее (зарегистрированное) исключительное право на соответствующее наименование. Отсутствие в конкретный момент у кого бы то ни было исключительных прав на это наименование не означает, что оно стало всеобщим достоянием и может использоваться свободно. В любой момент в пределах срока правовой охраны это наименование вновь может стать объектом исключительного права лица, которое в границах географического объекта с этим наименованием производит соответствующий товар.

4. Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара (ст. 1530 ГК) удостоверяет принадлежность этого исключительного права определенному указанному в свидетельстве лицу. Основанием для этого являются решение федерального органа исполнительной власти о предоставлении исключительного права (ст. 1526 ГК) и внесение на основании этого решения сведений о правообладателе в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров (п. 2 ст. 1529 ГК).

Таким образом, свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара является правоподтверждающим документом. В то же время "срок действия свидетельства" является сроком действия указанного в свидетельстве исключительного права. Прекращение действия свидетельства по любому из оснований, указанных в п. 2 ст. 1536 ГК, влечет прекращение исключительного права.