Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
02_Текст по теме.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
288.77 Кб
Скачать

3) Изменения в структурах власти. Обсуждение проектов новой Конституции ссср и Програм­мы вкп(б).

В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государствен­ный Комитет Обороны.

В марте 1946 г. Совнарком СССР был преоб­разован в Совет министров (председателем которого до 1953 г. яв­лялся И. В. Сталин), соответственно наркоматы — в министерства.

В течение 19461947 гг. прошли перевыборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР. В новом со­ставе местных Советов, их руководстве, не менявшемся в годы вой­ны, появилось много фронтовиков. В работе Советов нового созыва повысились демократизм,коллегиальность. Впервые на основе пря­мых и тайных выборов были избраны народные судьи и народные за­седатели.

В 1948 г. возобновилась деятельность съездов общественных и политических организаций (профсоюзов, комсомола, творческих союзов).

После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состо­ялся XIX съезд ВКП(б). На съезде партия большевиков была пере­именована в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Произошли также некоторые структурные изменения в партии — По­литбюро преобразовывалось в Президиум ЦК (состоявший из 25 чле­нов и 10 кандидатов), при этом избиралось Бюро Президиума.

В партийно-государственных структурах также зрело понимание необходимости перемен.

• В 19461948 гг. прошли закрытые обсуждения проекта новой Конституции СССР, во время которых высказывались предложе­ния о допущении наряду с государственной собственностью мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, о децентрализации эконо­мической жизни, об усилении внимания к социальной сфере, предоставлении больших хозяйственных прав на местах, ликвидации специальных судов военного времени и военных трибуналов.

• В ходе обсуждения проекта Программы ВКП(б), работа над которым завершилась в 1947 г., высказывались аналогичные по на­правленности идеи. В их числе предложения: по отказу партии от прямого руководства хозяйством, расширению внутрипартийной де­мократии, ограничению сроков пребывания на руководящих долж­ностях и проведении альтернативных партийных выборов.

4) Сталинский режим и его укрепление. Апогей сталинизма.

Победа в тяжелейшей войне, достигнутая в значительной степени в результате отказа от мертвящих бюрократических крайностей системы, тем не менее создала в послевоенный период уверенность в том, что именно действующая система руководства является наилучшей. Репрес­сии против партийно-политического аппарата в годы войны были по сравнению с предвоенным периодом незначительными. Стало казаться, что худшие времена теперь позади и люди смогут без опаски работать при существующей системе отношений.

Вся послевоенная политика властей строилась на противоречии между потребностью общества в перестройке и возможностью власти сохранить неиз­менным политический строй..

Завер­шение войны и эйфория после первых месяцев победы вселяли на­дежду на либерализацию политического режима(«демократический импульс войны») ,но уже в 19461948 гг. стало очевидным возвращение к политическим методам 30-х гг.

Реакция на демократический импульс была двоякой:

  1. Были сделаны минимальные шаги в сторону «демократизации» общества. В сентябре 1945 г. прекращено чрезвычайное положение и упразднен неконституционный орган власти – ГКО. Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров, а наркоматы – в министерства. В 1947 г. проведена денежная реформа и отменена карточная система.

  2. Произошло значительное ужесточение тоталитарного режима.

Характерными шагами в этом направлении стали:

— усиление уголовной ответственности за хищение государст­венного имущества (до 25 лет заключения), а также за недоноситель­ство и разглашение государственной тайны;

— создание в министерствах и ведомствах «судов чести» — обще­ственных карательных органов для борьбы с «проступками» совет­ских работников; деятельность внесудебного репрессивного органа — Особого совещания при МВД СССР, созданного еще в 1934 г.;

— репрессии в отношении репатриированных в СССР бывших со­ветских военнопленных и угнанных в Германию мирных жителей (около 2 млн), многие из которых оказались в лагерях или ссылках;

— репрессии в армии, возвращение к политике депортаций наро­дов и т. д.;

— обстановка «железного занавеса» (т.е. ограничения в области политических и гуманитарных контактов с зарубежными странами в условиях внешнеторговой государственной монополии).

При этом проводились отдельные преобразования в советской су­дебной системе и др. В 1946 г. была введена должность Генерального прокурора. 25 мая 1947 г. была отменена смертная казнь (восстанов­ленная частично в 1950 г.).

Но с 1949 г. был свернут процесс обсуждения проектов новой Конституции и Устава партии, развернулись массовые репрессии. Культ личности Сталина достиг к этому времени своей высшей точки. Сталинский политический режим полностью идентифицировался с советским социализмом, а решающая роль СССР в разгроме фашизма ассоциировалась пропагандой с име­нем Сталина. В результате возрос авторитет вождя, чему способствовал также всенародно отмечаемый в декабре 1949 г. 70-летний юбилей Сталина.

В борьбе за власть в высшем политическом эшелоне одержали победу не те деятели, которые были готовы к определенным изменением административно-командной системы, а те, которые стремились законсервировать ее в репрессивном варианте. Потен­циал общественного обновления оказался серьезно ослаблен. Это. не могло не сказаться на дальнейшем развитии страны.

В вошедших перед войной в состав СССР регионах тотали­тарный режим также стремился укрепить свои позиции без учета национальной специфики.

Сталину удалось вновь усилить жесткий контроль над жизнью общества, опираясь на систему репрессивных органов. Он держал в напряжении и всю номенклатуру, периодиче­ски совершая перестановки в партийном аппарате. И. В. Сталин в последние годы жизни приступил к очередной «смене караула» в верхних эшелонах власти. Это стало очевидным в октябре 1952 г., во время работы XIX съезда ВКП(б). XIX съезд партии переименовал Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков) в Коммунистическую партию Советского Союза. Это было событие: съезды партии не собирались 13 лет. Отчетный доклад Сталин, ссылаясь на здоровье, поручил сделать Г. М. Маленкову. Лично преданный Сталину, Маленков работал в его аппарате с 1925 г. Проявив должное рвение, Маленков опреде­лил в докладе «сталинизм» как современное воплощение марк­систско-ленинского учения. Помимо этого, Маленков объявил, что «зерновая проблема» в стране окончательно решена. Это была явная ложь. С докладом об изменениях в Уставе партии выступил Н. С. Хрущев. Сталин выступил только с заключительным словом, посвященным международным проблемам. Формально в этом выступлении шла речь о «борьбе за мир». Фактическое же содержание показывало, что Сталин охарактери­зовал СССР в качестве «ударной бригады» революционного движения. К таким же «ударным бригадам» он отнес зарубежные коммунистические партии и подчеркнул, что есть все основания рассчитывать на успехи и победу братских партий в странах господ­ства капитала. Но, очевидно, прежде всего им были задуманы новые пертурбации в своем окружении, хотя, естественно, об этом он ни словом вслух не обмолвился.

Тем более неожиданными были события, развернувшиеся после съезда. Сталин предложил избрать узкое Бюро Президиума, но в его составе не оказалось преданных ему Молотова и Микояна. На этом дело не закончилось: Сталин предложил создать в Бюро неуставную «пятерку», в которую вошли Сталин, Маленков, Берия, Булганин, Хрущев. Судя по всему, вождь стал готовить новый тур репрессий.

Была арестована жена Молотова. Почувствовал признаки гря­дущей опалы Ворошилов. Аресту подверглись высокопоставлен­ные работники госбезопасности. Под угрозой оказался даже Берия. «Ищите большого мингрела»,— говорил Сталин (Берия происходил из мингрельского села в Грузии). В сталинском окружении царила нервозность, неуверенность. В этой обстановке невозмутимость и веселье сохранял только Сталин, почти еже­дневно устраивавший на своей даче обеды и ужины для приближенных. прибли­женных. Частым гостем на них бывал Н. С. Хрущев, один из не­многих, кого Сталин ни в чем тайном не подозревал.

Новый виток репрессий.

Истребив в 20—30-е гг. «ленинскую гвардию» и часть новых партийно-советских кадров, Сталин остав­лял за собой право и в дальнейшем подвергать репрессиям любого — независимо от занимаемого им места в партийно-государственной иерархии страны.

Гонения на военных

После войны Сталин опять начал опасаться усиления влияния военных. Военные «слишком высоко задрали хвост», говорил он. К. К. Рокоссовский отправлен в Польшу на пост министра обороны ПНР. Арестован маршал авиации А. А. Новиков. Против Г. К. Жу­кова готовился судебный процесс. На заседании Главного военно­го совета Г. К. Жукову были предъявлены нелепые обвинения в том, что он сколачивал вокруг себя группу недовольных генера­лов и офицеров, проявил неблагодарность и неуважение к Стали­ну, называя его «штафиркой», т. е. человеком, не разбиравшимся в военном деле. Начались аресты военных, близких к Г. К. Жукову в годы войны. Как и в конце 30-х гг., из них выбивали показания о подготовке «военного заговора». Подготовку процесса прервал сам Сталин, заявивший Берии, что «Жуков против ЦК не пойдет». Что же произошло? Видимо, Сталин не решился повторить процесс Тухачевского. Слишком велики были популярность и авторитет Г. К. Жукова в народе и армии.

Репрессии распространились на выдвинувшиеся во время войны партийные, хозяйственные и армейские кадры. В 1949—1952 гг. был организован процесс по ленинградскому делу, в ходе которого были репрессированы руководители Ленинградской партийной организа­ции, включая 1-го секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) И. С. Попкова, а также выходцев из Ленинградской партий­ной организации — председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенско­го, председателя Совета Министров РСФСР М. И. Родионова и др. Именно им принадлежали идеи, сформулированные в проекте новой Конституции.

Подробнее по сути ленинградского дела:

В марте 1946 г. произошла перестановка сил в высшем эшелоне власти. В Политбюро сохранился старый кадровый состав, а Оргбюро ЦК (существовало до 1952 г., занималось расстановкой партийных кадров) было пополнено руководителями, выдвинув­шимися в годы войны (Суслов, Андрианов, Мехлис), отличав­шимися безусловной личной преданностью Сталину. Но среди них на первый план стал выходить секретарь ЦК ВКП (б) Av А. Куз­нецов. Став секретарем ЦК, он курирует органы госбезопасности и внутренних дел. Такое положение дел не устраивало Берию и Маленкова, которого Кузнецов сменил на посту начальника управления кадров ЦК ВКП (б).Фактическим вдохновителем Кузнецова и его окружения был Жданов, который готовил почву для будущей борьбы за власть, породнившись со Сталиным. Его сын, ставший в 30 лет заведую­щим отделом ЦК ВКП (б), был тогда женат на дочери Сталина — Светлане. Но смерть Жданова в августе 1948 г. изменила расста­новку сил в сталинском окружении. На первый план стал выдви­гаться Г. Маленков, поставивший под свой контроль важнейшие отделы аппарата ЦК партии.

Конфликт усиливал сам Сталин, в ближайшем кругу заявив­ший, что хотел бы видеть А. А. Кузнецова своим преемником на посту Генерального секретаря ЦК ВКП (б), а Н. А. Вознесен­ского — на посту Председателя Совета Министров. Но некоторое время спустя Сталин санкционировал так называемое «Ленинград­ское дело». Главными обвиняемыми стали Н. А. Вознесенский, А. А. Кузнецов, М. И. Родионов (Председатель Совета Министров РСФСР), П. С. Попков (первый секретарь Ленинградского об­кома и горкома ВКП (б)). Все началось с нелепых обвинений в незаконном устройстве в Ленинграде всероссийской торговой ярмарки, в разговорах о необходимости создания компартии РСФСР. Дело разрасталось, как снежный ком. Главными испол­нителями его стали Г. М. Маленков, Л. П. Берия, В. С. Аба­кумов (министр госбезопасности), М. Ф. Шкирятов (заместитель председателя Комиссии партийного контроля), В. М. Андрианов. Все проходившие по делу были так или иначе связаны по прежней работе в Ленинграде. Главные обвиняемые были приговорены к смертной казни, а в самом Ленинграде по этому делу было репрессировано еще около двух тысяч коммунистов и членов их семей.

• Чтобы предварить выражение недовольства существующим ре­жимом, вновь оказалась востребована тактика создания образа «вра­га народа». Для: борьбы с влиянием Запада и космополитизмом в 1947—1949 гг. была использована идеология антисемитизма. Созда­ние государства Израиль и первые попытки некоторых советских граждан выехать» на новое место жительства вызвали резкую реак­цию руководства партии. Опале подверглись ученые, композиторы, историки, писатели и обычные инженеры, которых выгоняли с работы, а многих арестовывали. Был закрыт Московский еврейский театр, осуждены «еврейские истоки» в художественной традиции формализма и модернизма.

С 1948 г. готовился и в 1952 г. был прове­ден процесс по «делу Еврейского антифашистского комитета» (в состав которого входили многие выдающиеся деятели нашей культуры);

Сфабриковано «дело врачей» (1953 г.)

***Подробнее по «делу врачей»

Уголовное дело против группы высокопоставленных советских врачей(«кремлевских врачей» ), обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Врач Лидия Тимашук обратила внимание компетентных органов на странности в лечении Жданова, приведшие к смерти пациента В тексте официального сообщения об аресте было объявлено, что «большинство участников террористической группы (Вовси М. С., Коган Б. Б., Фельдман А. И., Гринштейн А. М., Этингер Я. Г. и другие) были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией „Джойнт“, созданной американской разведкой якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах». В связях с этой же организацией ранее были обвинены и проходившие по делу Еврейского Антифашистского комитета. Огласка дела местами приобрела антисемитский характер и влилась в более общую кампанию по «борьбе с безродным космополитизмом», проходившей в СССР в 1947—1953 гг

Широко развёрнута она была в январе 1953 года и закончилась одновременно со смертью Сталина от инсульта в начале марта того же года, после чего с обвиняемых были сняты обвинения, а сами они освобождены от преследований.

Депортации народов. Перекосы в национальной политике.

Активное неприятие социалистических идеи и сталинского режима существовало в присоединенных к СССР перед войной западных областях Украины, Белоруссии, Прибалтике.

Здесь широкий размах приобрела деятельность различных . нацио­нальных движений, до начала 50-х гг. велась вооруженная борьба против насильственной коллективизации и советизации. За участие в ней народы этих республик подверглись частичной депортации (в Западной Украине было выселено 300 тыс. человек; в Прибалтике — 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев).

Насильственно высылались и представители других народов (в частности, молдаване).

Началась ревизия истории национальных отношений в России и СССР, в ходе которой любые национальные движения рассматривались как реакционные и вредные. Усилилось и давление на национальные отряды интеллигенции, традиции и культуру «малых народов». Так, с 1951 г. началась критика национального эпоса мусульманских народов как «клерикального и антинародного».

Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении представителей еврейской нации. Еще в годы войны был создан Еврейский антифашистский комитет (во главе его стоял выдающийся актер С. Михоэлс). После войны он превратился в центр национального объединения. Представители комитета в беседах с официальными лицами предлагали создать еврейскую автономию в Крыму или Поволжье. Это было представлено властями как свидетельство «проамериканского сионистского заговора». Михоэлс в 1948 г. был убит агентами МГБ. С ноября 1948 г. начались аресты членов Антифашистского комитета и других еврейских интеллигентов, «людей без роду, без племени», обвиненных в «космополитизме». В мае — июле 1952 г. состоялся закрытый судебный процесс, приговоривший лидеров комитета к расстрелу.

Одновременно власти начали выделять русский народ в качестве «наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав Советского Союза». Это было по существу отказом от прежних положений, когда русский народ был представлен первым среди равных.

Откровенный национализм проявлялся не только в назначении руководителями многих союзных и автономных республик русских, а не национальных кадров, но и в усиленном «научном» обосновании исключительной роли и значения всего русского (в то время как политические и культурные достижения других народов замалчивались).

Все это свидетельствовало по существу о возврате Сталина к идее «автономизации», на началах которой он предлагал создать союзное государство еще в 1922 г.

Вместе с тем это не могло не вызвать в перспективе всплеска национализма в самих национальных регионах СССР.