Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая - исправл..doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
144.38 Кб
Скачать

1.2 Либеральная модель отражения этнонационального многообразия в государственных структурах (на примере Канады и Российской Федерации)

Канада и Российская Федерация во многом схожи – они одновременно и многонациональные, и полиэтнические государства. В обеих странах наряду с национально-территориальными существуют административно-территориальные единицы. Важно помнить различие между принципом этнического федерализма и принципом мультикультурализма, и таким образом избегать симплицистского взгляда на этнополитическую ситуацию. Сочетание территориального и экстерриториального принципов - не противоречие, а отражение в системе разных принципов: этнофедерализма для наций и мультикультурализма для этнических групп.

Помимо наций с титульными республиками имеются «первые нации», называемые коренными народами. Коренные народы – «первые нации» не относятся ни к первому, ни ко второму принципу. Резерваты и резервации не входят в систему федерализма ни в Канаде, ни в США, а существуют параллельно на основе договоров с государством. В таких условиях невозможно обойтись одной моделью. На наш взгляд, конституционный термин «многонациональный народ Российской Федерации» адекватно отражает принцип этнического федерализма в национально-государственном устройстве, в то время как попытка ввести в обиход альтернативный термин «многоэтничная гражданская российская нация» является ни чем иным как проектом государственного нациестроительства. России действительно есть чему поучиться у Канады в решении этнополитических проблем. Квебек сегодня отделяться не собирается и Канада поцветает, в то время как в России этнополитический конфликт в Чеченской Республики пошел по палестинскому, баскскому и североирландскому сценарию. Советский Союз распался бы в любом случае и без институализации этничности. Такая институализация лишь предопределила линии, по которой Союз развалился. Вообще не факт, что развод удался бы относительно бескровно, если бы таких границ не было.7

Конечно, опыт Канады применим лишь частично в отношении народов и наций в Российской Федерации. Ключевое различие в том, что франкоговорящие составляют большинство в провинции Квебек, в то время как большинство нерусских народов находятся в меньшинстве даже на территории титульных республик. Здесь кроется другая проблема, что несмотря на формальное наличие «своих» государственных образований в форме республик, фактически возможности нациями использовать государственные и другие публично-правовые каналы существенно ограничены. Во всяком случае, не будет преувеличением назвать их безгосударственными нациями. В этих условиях особо важна роль форума коллективного принятия решений, каковым являются конгрессы народов-наций.

Степень демократичности государства можно узнать по тому, в частности, каким образом оно относится к своим национальным меньшинствам. Российская Федерация в этом смысле может быть однозначно охарактеризована как недемократическое государство одним только упоминанием кровавого конфликта в Чеченской Республике. Безгосударственные нации, исторически включенные в орбиту сперва Российской империи, потом СССР, и сегодня, Российской Федерации несут таким образом своими требования признание в политико-правовом поле мисcию либерализации метрополии. Нации в Российской Федерации стремятся к продолжению модернизации и созданию собственной «высокой» культуры. Сочетание либеральных и национальных требований в этнонациональных программах действительно демократичны в этом случае. 8

Поэтому этнонациональные движения должно все время подчеркивать, что их проект является частью общей борьбы за демократизацию. Во-первых, движение должно добиваться от государства четких и честных этнополитических правил, вразумительной государственной национальной политики. Во-вторых, движение должно лоббировать асимметричную федерацию, в которой нации в меньшинстве были бы признаны государствообразующими нациями национально-территориальных федеративных единиц, приобретая символические и материальные дивиденды от такого статуса. В-третьих, если асимметрии добиться не удается, и формально национальные единицы неэффективны в строительства нации меньшинства, движению необходимо сосредоточиться на утверждении прав на самоуправление вне системы федерации, действуя в качестве сил представляющих коренные народы и выдвигая на основе этого статуса земельные требования. Статус нации как национального меньшинства и коренного народа не исключают, а дополняют друг друга, и разные нации могут по разному комбинирновать их в своих требованиях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]