Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Александров А.А. Современная психотерапия.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
2.69 Mб
Скачать

2. Истерический конфликт

Этот тип противоречия встречается в тех случаях, когда личность вступа­ет в конфликт с различными моментами окружающей ее действительности, не находя удовлетворения своих требований, стремлений или когда действи­тельность выдвигает требования, идущие в разрез с субъективными требова­ниями личности. Характерная картина патологической переработки такого противоречия часто встречается при истерическом синдроме. Характерное для истерии несоответствие между требованиями, потребностями личности и ее реальными внутренними ресурсами сочетается со склонностью недооце­нивать или игнорировать объективные реальные условия и вытекающим от­сюда перевесом требовательности к окружающему над требованиями к себе и критическим отношением к себе, характеризующим истерическую претен­циозность.

По отношению к истерии Фрейд указывал на то, что в ее основе лежит неосуществленное желание. В. Н. Мясищев соглашается с тем, что патоген­ным стержнем истерического образования являются неудовлетворенные тен­денции, потребности, желания, иррационально перерабатываемые личностью. Это не дает тем не менее права рассматривать истерические явления как целесообразные приемы и говорить о выигрыше от болезни, как это делают, например, Фрейд, Адлер и др. По мнению В. Н. Мясищева, это дает только основание говорить, что истерия действительно имеет цель и желание, но не в болезни эта цель и желание, а болезнь есть патологическое выражение не­удовлетворенного желания.

Совершенно иной характер истерического конфликта по сравнению с неврастеническим выражается в совершенно иных болезненных проявлени-

ях. Эгоцентризм при противопоставлении себя действительности должен выступать несравненно ярче. Тенденциозно-личный характер аффективно-сТИ — агрессивность и претенциозность, конфликт с действительностью яв­ляются и следствием, и причиной относительного перевеса аффекта над логи­кой у истерика. Уловки, фикция и обман могут быть следствием и причиной истерического столкновения с неудовлетворяющими и травмирующими ее сторонами. Поэтому истерия выступает прежде всего как «конфликтный» невроз, где конфликт, однако, происходит у личности не столько с самим собой, сколько с теми или иными внешними обстоятельствами, хотя сам больной в ряде случаев является их виновником. Он не может ни подчинить действи­тельность своим требованиям, ни отказаться от них, подчиняясь действитель­ности.

3. Обсессивно-психастенический конфликт

Этот тип конфликта наблюдается тогда, когда человек заболевает в усло­виях противоречивых влияний и вырастающих отсюда противоречивых внут­ренних тенденций. Личность как бы внутренне расщепляется, и этот «внут­ренний конфликт», внутреннее раздвоение характерно для невроза навязчивых состояний.

Борьба между желанием и долгом, между принципами и личными привя­занностями, между инстинктивными влечениями и этическими надстройками представляет собой типичный случай этих внутренних конфликтов.

Неразрешающееся напряжение наиболее ярко выражается в состоянии нерешительности, сомнения, при котором личность колеблется в борьбе двух противоположных тенденций, причем или ни одна не приобретает переве­са — и человек страдает сомнениями, нерешительностью, раздвоением, или же одна из двух тенденций приобретает перевес, но, встречая противодействие Другой, обнаруживается в навязчивом симптоме.

Механизм возникновения болезненных симптомов еще недостаточно ясен. Он ярче всего проявляется в символической обсессии, например в навязчи­вых ритуальных действиях, значение которых может быть понято только на основе их генетического анализа, позволяющего установить тесную связь между симптомами болезненного состояния и характером внутренних проти­воречий.