Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК по ИГПБеларуси.doc
Скачиваний:
200
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
2.21 Mб
Скачать

2.5 Унии с Польшей

Унии с Польшей явления не однозначные, противоречивые. Даже среди белорусских ученых нет единого мнения в оценке первой из них— Кревской. П. Г. Чигринов и Д. В. Мазарчук считают, что в результате ее ВКЛ подчинилась Польше, утратила самостоятельность. Я. Юхо, Т. И. Довнар, А. Ф. Вишневский считают, что уния не привела к потере независимости ВКЛ, а только установила союзные отношения, и ставят под сомнение подлинность текста Кревского договора, дошедшего до наших дней.

14 августа 1385 г. в замке Крево представители Польского королевства и Ягайло с несколькими братьями заключили межгосударственное соглашение. Согласно с ее условиями, Ягайло обещал креститься по католическому обряду вместе со всеми своими братьями и крестить подданных, «свои земли литовские и русские навсегда присоединить к Короне Королевства Польского», передать все свои клады на нужды соединенных государств, заплатить огромную сумму 200 тыс. флоренов бывшему жениху Ядвиги австрийскому принцу Вильгельму. Взамен Ягайле был обещан брак с Ядвигой и польская корона — как мужу королевы.

Условия союза (унии) вызывают удивление у многих историков: текст этого договора напоминает акт безоговорочной капитуляции более крепкого государства (ВКЛ) перед слабейшей (Польшей). Профессор Я. А. Юхо сделал вывод о фальсификации католическим духовенством настоящего текста Кревского соглашения.

В феврале 1386 г. Ягайло женился на Ядвиге и переехал в Польшу, назначив заместителем в Великом княжестве своего брата Скиргайло (Ивана). Таким образом, по мнению Юхо, Кревское соглашение не повредило независимости княжества, не привело к его ликвидации (упразднению), а только установило его союзные отношения с Польшей под верховенством Ягайлы. Обособленность княжества подчеркивалась и тем, что сразу после вступления Ягайлы на польский престол и назначения великим князем литовским Свидригайлы Ягайло не снял с себя полномочий главы Великого княжества, а возглавил одновременно два государства. Тем самым была установлена персональная (личная) уния между этими государствами.

В 1386 г. началась реализация условий Кревского соглашения. Ягайло выдал две грамоты-привилегии: от 20 февраля 1387 г. и 22 февраля 1387 г. Согласно им только боярам-католикам давалось полное и неограниченное наследственное право собственности на земельную собственность; вдовы бояр сохраняли владельческое право на имение мужа до повторного выхода замуж; крестьяне, которые проживали на их землях освобождались от уплаты государственных податей и выполнения государственных повинностей, за исключением работ по строительству либо ремонту замка. Второй документ был направлен на укрепление власти Скиргайло, за которым Ягайло признавал право на великокняжеский трон. Однако, Ягайло не сложил с себя полномочия господаря ВКЛ и одновременно являлся главой двух государств. Таким образом, была установлена персональная уния между ВКЛ и Польшей.

Дискриминационные для православной знати законы вызвали в ее окружении резкое неудовольствие политикой верховной власти. Это использовал двоюродный брат Ягайлы Bитовт, который выступил с программой создания самостоятельного «Русско-Литовского» королевства. В этой ситуации Ягайло пошел на компромисс. В результате переговоров 5 августа 1392 г. было заключено Островское соглашение (около Лиды). Вместо Скиргайлы великим князем литовским был назначен Витовт, но и он признал верховенство Ягайлы. В этот период ослабилось принудительное окатоличивание, не позволялось содержать польских воинов в белорусских и литовских городах. 18 января 1401 г. в Вильно наиболее влиятельные феодалы-католики подтвердили союз с Польшей, а в марте того же года в Радаме польские феодалы приняли аналогичное постановление. Феодалы ВКЛ обещали выступать против врагов и охранять польские интересы как свои собственные, а польские феодалы обещали защищать интересы литовской знати. Виленско-Радамская уния подтвердила обособленность и самостоятельность Великого княжества, а также права Витовта как самостоятельного руководителя государства. Акт Виленско-Радамскай унии определил суть государственно-правовой связи княжества с Польшей как персональную унию двух государств под руководством одного государя.

После разгрома Тевтонского ордена 15 июля 1410 г. под Грунвальдом наблюдаются дальнейшие попытки более тесного сближения Польши и ВКЛ. В октябре 1413 г. была заключена Гродненская уния. Основные положения ее юридически закреплены в трех грамотах (привилегиях). 47 польских феодалов наделяли 47 феодалов-католиков ВКЛ своими гербами тем самым принимали иx в своё гербовое братство. Ягайло и великий князь Витовт обещали назначать на государственные должности только феодалов-католиков, которые приняли польские гербы, и позволять им свободно распоряжаться имуществом в своих поместьях, чтобы поднять иx общественное положение. Стороны обещали не избирать себе без совещания и согласия другого стороны короля Польши и великого князя Литовского, что свидетельствовало о равноправном положении Великого княжества и Польского королевства. По-мнению Т. И. Довнар, слова о слиянии государств не имели в то время нового государственно-правового значения, ведь союз двух государств не изменился, оставшись в форме персональной унии.

Гродненский акт придал широкие привилегии и преимущества католической знати ВКЛ. Они касались как имущественных прав (феодалам-католикам гарантировалась беспрепятственное владение и передача по наследию вотчин), так и участия в политической жизни и управления государством (только «подвластные святой римской церкви» могли занимать официальные должности и входить в великокняжеский совет—раду). Таким образом, православные феодалы были поставлены в дискриминационное положение. Гродненская грамота на долгие годы осложнила отношения между католическими и православными феодалами ВКЛ. Она заложила начало одной из самых острых и больных проблем религиозной, общественной и политической жизни.

Вопреки Гродненской грамоте Свидригайло стал назначать православных феодалов на высшие государственные посты. Это вызвало феодальную войну 1432—1436 гг. Ягайло и Сигизмунд были вынуждены выдать привилегии, согласно которому православная знать уравнивалась в личных и имущественных правах с католической. Этот предусмотрительный ход противников, а также военные неудачи Свидригайлы привели к его окончательному поражению.

Второй этап персональной унии ВКЛ с Польшей начался с избрания в 1447 г. на польский трон сына Ягайлы великого князя литовского Kазимиpa, который правил во главе двух самостоятельных полноправных государств.

Привилегия Казимира 1447 г. наделяла литовскую знать навечно теми же правами, которые были у польской. Кроме этого документ содержал многочисленные привилегии для всей шляхты, независимо от вероисповедания: нельзя было осудить шляхтича казнью, тюремным заключением или штрафом без «очной» ставки с обвинителем; родственники преступника не несли ответственности, если не являлись соучастниками; свобода выезда за границу для службы; зависимые крестьяне освобождались от уплаты любых повинностей в пользу государственной власти, исключая «работы на строительство городов наших новых потребных, а стариков поправленья [ремонт]»; великий князь обещал не принимать в свои владения беглых зависимых крестьян феодалов; судебный иммунитет во владениях знати

После смертей Kaзимиpa в 1492 г. уния была прервана, а в 1501 г., когда королем Польши был избран великий князь литовский Александр, восстановлена. После смерти последнего, польские феодалы опять выбрали своим королем великого князя Литовского Сигизмунда I, и уния сохранилась. Она продолжала свое существование и после вступления на польский трон Жигимонта II Aвгуста.

Таким образом, с заключением в 1385 г. Кревской унии был создан государственно-правовой союз, с которого началось постепенное и устойчивое сближение Великого княжества Литовского с Польским королевством.

В течение XIV—XVвв. Польша неоднократно делала попытки навязать Великому княжеству Литовскому унию с целью его инкорпорации в склад Польского королевства. Однако все эти намерения провалились. Что же принудило руководящую верхушку ВКЛ пойти на такой сверхтесный, на границе потери, самостоятельности союз?

Во-первых, внутриклассовые противоречия в господствующем шляхетском сословии Великого княжества. В XVIв. кроме религиозных противоречий, возникли другие — внутри-сословные разногласия между магнатерией (богатой знатью) и средней и мелкой знатью. Магнаты, крупные землевладельцы имели почти неограниченную власть в ВКЛ, проводили на сеймах и соймиках свои решения, манипулировали большинством знатью, которая не имела в государстве никакой реальной власти. Литовскую знать привлекали «золотые вольности» польской знати, которая имела доступ к власти, решительно влияла на внутреннюю и внешнюю политику правительства. Достижение этих целей литовская знать связывала с заключением унии с Польшей.

Во-вторых, ряд поражений ВКЛ в Ливонской войне. Московские армия 15 февраля 1563 г. захватили Полоцк, к Вильно оставалась около 200 км. Инфлянтская (Ливонская) война вытянула все средства. На юге княжеству угрожали крымские татары и турки. Таким образом, ВКЛ во второй половине XVIв. было на границе потери независимости.

Для выхода с кризисного положения немедля требовался союзник, им могли быть западный сосед — Польша и восточный — Москва. Что касается последнего, то с ним даже велись тайные переговоры, которые не дали результата.

10 января 1569 г. начал работу Люблинский сейм, который продолжался почти шесть драматических месяцев. Каждая сторона ставил свои условия унии. 1 июля 1569 г. был подписанный акт Люблинской унии. Он был оформлен в виде привилегии-договора. Главная его идея зафиксирована в третьем параграфе: «С этого времени оба государства представляют собой одно неделимое тело, а также одну общую Реч Посполитую, в какой оба государя и оба народа соединились в единственный народ и единственное государство».

Высшим органам власти становился общий сейм, который мог собираться на территории Польши. Отдельных сеймов как для Короны, да и для Великого Княжества не предусматривалась. «Над обоими народами будет господствовать один король, выбираемый общими голосами Польши и Литвы».

Исключительно к компетенции Речи Посполитой отходила внешняя политика. Все прежние законы и договоры, которые были направлены против интересов одной из сторон, должны были быть отменены. Акт сосредотачивал внимание на принципиальном для польской стороны вопросе. Статуты и любые другие постановления, одобренные в Литве против польского народа по вопросам о приобретении и владении поляками поместий в Литве, впредь не должны действовать. Позволялось приобретать поместья и владеть ими поляку в Литве, a литовцy в Польше. Вместе с тем Великому Княжеству Люблинским актом не отводилась роль польской колониальной окраины. Здесь сохранялись бывший административный аппарат, отдельное от Польши законодательство и судебная организация, титул «Великое Княжество Литовское» и государственная печать, а также армия.

Значительная часть шляхты ВКЛ после заключения Люблинской унии проявляла независимое, антипольское настроение. Вопреки акту унии в ВКЛ в 70—80-х гг. XVIв. регулярно собирались общегосударственные сеймы. В 1581г. была создана отдельная высшая судебная инстанция для ВКЛ— Главный трибунал. Но наилучшим свидетельством государственной независимости Великого Княжества Литовского было принятие свода законов, который получил название Третьего Литовского Статута (Статут ВКЛ 1588 г.).

Статут, по сути, ликвидировал многие постановления Люблинской унии. Показательно, что в этом юридическом памятнике ни разу не упоминается про акт унии. Согласно этому своду законов, который действовал на территории Беларуси до 1840 г., Великое Княжество Литовское оставалось самостоятельным государством не только с отдельным законодательствам, но и cо своим государственным аппаратом, армией, финансами, территорией. Статут предусматривал также отмену сверх принципиального для поляков пункта постановления Люблинского сейма 1569 г. о праве приобретения земельной собственности в границах ВКЛ. После введения Статута 1588 г. в действие знать Польского королевства не имела юридического права не только приобретать земли, но и занимать государственные должности в Великом Княжестве Литовском.

Авторы Статута 1588 г. не внесли в текст ни единой статьи, которая бы ограничивала суверенитет Княжества. Наоборот, Статут обязывал государя сохранять неприкосновенность территории Великого Княжества Литовского, возвращать ранее потерянные земли.

Свод законов зафиксировал одно с коренных требований белорусской знати — государственный «русский» (старобелорусский) язык на всей территории государства. Как символ государства ВКЛ имела свой государственный герб и печать (Раздел IV, ст. 12).

Таким образом, конкретно-исторический материал свидетельствовать о том, что государственно-правовые связи между Великим Княжеством Литовским и Польшей после 1569 г. строились не на основе акта Люблинской yнии, а на условиях, которые предусматривали обособленность обоих государств при одном государе и одном парламенте (сейме). Вместе с тем это объединение породило и новое государство — Речь Посполитую, в компетенцию которой входили в основном вопросы совместной международной политики и взаимной защиты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]