Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК по ИГПБеларуси.doc
Скачиваний:
200
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Тема 4 беларуская сср в период великой отечественной войны План

1.1  Советские органы власти во время войны. Особенности в праве военного периода

1.2 Немецкое административно-территориальное деление. Оккупационный режим. Колаборация

1.3 Всенародная борьба белорусского народа. Партизанское движение и партийные организации

1.4 Особождение Беларуси. Потери

1.5 Право на Беларуси в годы войны

4.1 Советские органы власти во время войны. Особенности в праве военного периода

В предвоенный период руководство СССР предпринимало все возможные шаги, чтобы удержать Германию в рамках обязательств по договору о ненападении. В то же время предпринимались меры по укреплению обороноспособности Красной армии.

22 июня 1941 г. войска германской армии без объявления войны напали на Советский Союз. Первый удар на себя приняли советские пограничники, в том числе легендарные защитники Брестской крепости, которые отражали атаки врага больше за месяц. На пути к завоеванию СССР находилась Советская Беларусь, на которую наступила самая сильная группировка Вермахта — группа армий «Центр». Она насчитывала более за 800 тыс. человек, около 2 тыс. танков, более за 15 тыс. пушек и минометов — всего около 50 дивизий. Согласно плану «Барбаросса», планировалось окружить и уничтожить войска Красной Армии на территории БССР, после чего начать наступление на Москву.

Фашистам противостояли войска Западной Особой военной округи, которая насчитывала менее за 700 тыс. чел., более за 10 тыс. пушек и минометов, более 2 тыс. танков; в первой полосе защиты округа насчитывалась 26 дивизий. Таким образом, Вермахт имел стратегический перевес.

Главными факторами неудач Красной армии в начале войны явились:

-внезапность нападения;

-технический перевес фашистов по особым видам оружия и мобильности;

-запоздание со сроками перевооружения РККА;

-отсутствие единственной линии оборонительных укреплений;

-уничтожение размещённых вдоль границы баз РККА;

-запоздание приказа войскам округа о полной и повышенной боевой готовности;

-репрессии командующего состава армии перед войной (больше 60%)

-низкий уровень профессиональной подготовки офицеров Красной Армии;

-общий перевес военно-экономичного потенциала Германии и стран гитлеровской коалиции.

Отсутствие готовности страны к войне была компенсирована мужеством и героизмом бойцов Красной Армии. Бессмертные подвиги советских летчиков и танкистов, пограничников и бойцов вошли в анналы отечественной истории. Однако, несмотря на это уже 28 июня гитлеровцы захватили Минск, а к кону августа 1941 г. территория БССР была полностью оккупирована.

Советские войска понесли большие потери: 11 дивизий попали в окружение, 24 дивизии были уничтожены, остальные утратили 30—90% бойцов. Потери Красной Армии составили — 300 тыс. человек, более 3 тыс. танков, около 2 тыс. самолетов. За 18 дней РККА отступила на 600 км.

С целью концентрирования всей полноты власти в одном учреждении Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР 30 июня 1941 г. создали Государственный Комитет Обороны (ГКО). Ему были подчинены все военные, партийные, советские и гражданские учреждения, все граждане также должны были исполнять его постановления распоряжения. Председатель ГКО И. Сталин одновременно занимал посты Генерального секретаря ЦК ВКП(б), Председателя СНК СССР, а с 8 августа стал Верховным Главнокомандующим и возглавил Ставку Верховного Главнокомандующего, которая была создана в июне 1941 г. Полномочия ГКО и Ставки значительно отличались. ГКО был директивным учреждением и осуществлял общее руководство вооруженной борьбой, а Ставка была исполнительным военным органом, подчиненным ГКО.

Государственный Комитет Обороны руководил мобилизацией всех экономических, военных и человеческих резервов, работой по обеспечению армии оружием, военной техникой и ее производством, эвакуацией на восход промышленных предприятий и людей. Одновременно с ГКО действовали и конституционные органы государственной власти и руководства. Но в Белоруссии в связи с оккупацией ее территории высшие органы власти должны были эвакуироваться в Россию, а местные — прекращали свою деятельность.

Первыми законодательными актами, которые внесли изменения в структуру и компетенцию органов государственного руководства в связи с войной, стали общесоюзные. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. все функции органов государственной власти в деле обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности возлагалось на военные советы фронтов, армий, военных округов, а там, где не было военных советов, — на верховное командование военных соединений.

Согласно с этим Указом, в местностях, объявленных на военном положении (а вся Беларусь объявлялась на военном положении), военные власти имели право: 1) привлекать граждан к трудовой повинности для проведения оборонных работ и участия в борьбе с пожарами; 2) вводить военно-квартирную повинность; 3) забирать транспортные средства; 4) регулировать время работы учреждений, предприятий, театров, кино и т.д., запрещать появление на улицах после определенного времени, проводить обыски, задерживать подозрительных особ; 5) регулировать торговлю; 6) запрещать выезд и въезд в местности, которые объявлены на военном положении; 7) выселять в административном порядке из местностей, которые объявлены на военном положении; 8) в местности, которые объявлены на военном положении, все дела о уголовных преступлениях, направленных против обороны, гражданского порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали.

Население Беларуси активно участвовало в возведении оборонных построек, созданы отряды народного ополчения. В прифронтовых районах возникают специальные боевые отряды для борьбы с немецкими шпионами, диверсантами, для охраны заводов, фабрик, складов, мостов.

В это время идет широкомасштабная эвакуация. В июле-августе 1941 г. было вывезено в тыл 1,5 млн. специалистов народного хозяйства и членов их семей, 124 крупных промышленных предприятия, в том числе 37 из Витебской области, 38 — Гомельской, 15 — Могилевской и 19 — Полесской области. Среди их были «Гомсельмаш», Гомельский станкостроительный им. С. М. Кирова и паровозоремонтный заводы, Могилевский завод авиационного моторостроения, витебские обувная фабрика «Прогресс» и «Красный Октябрь», Оршанский льнокомбинат и другие. Эвакуированные предприятия до войны вырабатывали 46,6% всей электроэнергии, 40,9% машиностроения и металлообработки, 63,7% текстиля. Эвакуированные из Белоруссии предприятия, размещались преимущественно в Поволжье, на Урале, в Сибири. Рабочие, инженерно-технические работники на новых местах показывали пример настоящего трудового героизма.

Условия военного времени обусловили необходимость передачи в распоряжение соответствующих организаций радиоприемников и призматических биноклей. Согласно с постановление СНК СССР от 26 июня 1941 г. население обязывалось сдать в пятидневный срок радиоприемники и другие радиопередающие устройства органам наркомата связи, а в соответствии с постановлением СНК СССР от 22 августа 1941 г. ― призматические бинокли районным военкоматам. Лица, виновные в невыполнении указанных постановлений, относились к криминальной ответственности.

В начальный период войны имели место случаи паникерства среди неустойчивых лиц. Гражданская безопасность этих преступлений, усиливалась еще и тем, что особы, которые поддавались панике, активно распространяли лживые слухи и отрицательно действовали на население. Нередко лживую информацию, которая шла от немецко-фашистских лазутчиков, начинали передавать один одному советские граждане, в иногда и военнослужащие. В связи с необходимостью остановить безопасные для обороны страны преступные действия, что сеяли панику, 6 июля 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена уголовная ответственность за распространение лживых слухов, которые вызвали тревогу среди населения в военное время.

Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) 19 сентября 1941 г. вводится обязательное обучение всего взрослого мужского населения и некоторых категорий женщин военному делу. В постановлении ГКО, как и в других нормативных актах, устанавливались определенные обязанности для граждан, обусловленных положением военного времени.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 11 октября 1941 г. «Об уголовной ответственности граждан, которые скрываются от всеобщего обязательного обучения военному делу» объяснил условия и порядок привлечения к уголовной ответственности граждан, которые не исполняли указанных обязанностей. В постановлении содержались рекомендации о квалификации действий особ, которые уклонялись от обучения военному делу.

С целью реализации требований Советского правительства от 14 октября 1942 г. о наказании фашистских военных преступников Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. «Об образовании Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их соучастников и причиненном ими ущербе гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР» был создан специальный орган для расследования преступлений, совершенных фашистами и их помощниками. Советское законодательство содействовало мобилизации всего населения на борьбу с врагом. Военные трибуналы, другие правоохранительные органы в стране, предотвращали правонарушения, которые причинялись военными преступниками и другими лицами, что способствовало победному завершению войны.

Начало Второй мировой войны поставил перед высшими органами государственной власти и управления БССР новые сложные задачи, в первую очередь руководства процессам сопротивления фашистским захватчикам и эвакуацией материальных средств и населения в советский тыл.

25 июня 1941 г. когда немецкие войска приближались к Минску, Президиум Верховного Совета БССР переехал в Могилев, затем в Гомель, после оккупации всей территории Белоруссии эвакуировался в г. Орел, а затем в Москву. Но и в условиях эвакуации он продолжал выполнять функции государственной власти республики, выдавал указы об объединении наркоматов, назначении и передвижении народных комиссаров и членов правительства БССР, продолжении полномочий органов власти и т.д.

В июне 1942 г. срок полномочий Верховного Совета Белорусской ССР первого созыва окончился. Но с учетом военного положения Президиум ежегодно откладывал выборы и вплоть до 1945 г. продлял полномочия Верховного Совета.

В начале войны деятельность правительства — СНК БССР — определялась организационно-хозяйственными задачами, связанными с перестройкой работы промышленности и транспорта с учетом военного положения, эвакуацией материальных средств и населения в советский тыл. Деятельность СНК не прекращалась и после эвакуации, хотя его члены считались откомандированными в соответствующие наркоматы СССР. В апреле 1942 г. правительство организовало отдел по работе среди эвакуированного из Белоруссии населения.

Уже с 1942 г. СНК начал проводить мероприятия по восстановлению других органов власти республики. В мае 1942 г.создана оперативная группа Госплана при Совнаркоме БССР, а после введения частей Красной Армии на территорию Белоруссии развернул работу по организации деятельности органов руководства и обновлении разрушенного хозяйства в освобожденных районах республики.

С осени 1943 г. началось освобождение территории Беларуси, и органы государственной власти БССР возобновляют свою деятельность непосредственно на территории республики.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]