Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Якобсон и Халле 1,2.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
19.11.2018
Размер:
90.62 Кб
Скачать
  1. «Внутренний» подход к фонеме в ее отношении к звуку

 

  При установлении связей и различий между фонологией (особенно фонемикой) и фонетикой решающим является вопрос об отношениях между фонологическими единицами и звуком. В концепции Блумфилда фонемы языка являются не звуками, а лишь соединенными вместе признаками звука, которые носители языка научились производить и узнавать в потоке речи — так же как автомобилисты привыкли останавливаться перед красным сигналом, будь то сигнал светофора, лампа, флаг или что-то еще, хотя невоплощенной «красности», отделенной от этих действительных сигналов, не существует. Говорящий приучается осуществлять движения, производящие звук, таким образом, чтобы в звуковых волнах присутствовали все необходимые различительные признаки, а слушатель обучен тому, как извлекать их из этих волн. Этот так называемый «внутренний», имманентный подход, который на любом уровне — артикуляционном, акустическом или на уровне восприятия — помещает различительные признаки и их соединения внутри звуков речи, является наиболее прочной основой для фонологических операций, хотя он часто оспаривался сторонниками «внешних» подходов, которые пытаются различными способами отделить фонемы от конкретных звуков. 

  1. Типы признаков

 

  Поскольку различение значащих единиц является наиболее существенной функцией языка, то говорящие в первую очередь овладевают способностью реагировать на различительные признаки. Было бы, однако, ошибкой думать, что они привыкли игнорировать все остальные аспекты звуков речи. Помимо различительных признаков, в распоряжении говорящего имеются также другие типы признаков, несущих информацию и принадлежащих коду; каждый член речевого коллектива умеет пользоваться этими признаками, и наука о языке не имеет права не принимать их во внимание.

  Конфигуративные признаки служат для разделения высказывания на грамматические единицы различной степени сложности, в первую очередь на предложения и слова; они используются либо для выделения значащих единиц и указания на их иерархию (выделительные признаки), либо для отделения этих единиц друг от друга или объединения их в единое целое (разграничительные признаки).

  Роль экспрессивных признаков состоит в том, чтобы по-разному подчеркивать различные части высказывания или целые высказывания; экспрессивные признаки отражают эмоциональную настроенность говорящего.

  Помимо того, что различительные и конфигуративные признаки соотносятся со значащими единицами языка, они соотносятся также с избыточными признаками. Избыточные признаки способствуют распознаванию признаков или комбинаций признаков, которые находятся с ними в одновременном или последовательном соединении, притом как признаков различительных, так и конфигуративных. Вспомогательную роль избыточности нельзя недооценивать. При определенных обстоятельствах избыточные признаки могут встать на место различительных. Джоунз приводит в качестве примера англ. /s/ и /z/, которые в конечном положении различаются только силой выдоха. Хотя «англичанин обычно правильно опознает согласные, несмотря на то, что они похожи друг на друга», правильное опознавание согласных часто облегчается сопутствующим различием по длительности у предшествующих фонем; ср. [pεňs] «пенсы» — pens [pεn:z] «перья».

  Наличие единственного специфического обозначаемого объединяет избыточные признаки с конфигуративными и экспрессивными и отделяет их от различительных признаков. Каков бы ни был различительный признак, его обозначаемое всегда одно и то же: любой признак означает, что морфема, которой он принадлежит, не тождественна морфеме, имеющей на соответствующем месте другой признак. Фонема, как заметил Сепир, «не имеет единственного референта». Никакая фонема не обозначает ничего, кроме простого различия. Это отсутствие индивидуального обозначаемого отделяет различительные признаки и их объединения в фонемы от всех остальных языковых единиц.

  Информация, которую слушатель извлекает из звуков поступающего сообщения, не исчерпывается совокупностью используемых им кодовых признаков. Звуковой облик сообщения дает слушателю определенную информацию для опознания говорящего. В результате соотнесения кода различительных признаков, используемого говорящим, со своим собственным кодом слушатель может выяснить происхождение говорящего, образование и социальную сферу, к которой он принадлежит. Природные свойства звуков позволяют слушателю определить пол, возраст, психофизический тип говорящего, опознать своего знакомого.