Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
met_SE.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
21.11.2018
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Визначення системи

Система – от греч. σύστημα, "составленный".

Система есть совокупность или множество связанных между собой элементов.

Элементы системы могут представлять собой понятия, в этом случае мы имеем дело с понятийной системой. Примером такой системы может служить язык как средство общения.

Элементами системы могут являться объекты; так в пишущей машинке объектами служат ее отдельные части.

Элементами системы могут быть субъекты; например, игроки в футбольной команде. Наконец, система может состоять из понятий, объектов и субъектов, как в системе человек-машина, включающей все три типа элементов.

Поняття, що характеризують системи

Элементы

Элементы являются составными частями каждой системы. Они могут в свою очередь представлять собой системы, т.е. быть подсистемами. Элементы, поступающие в системы, называются входными, элементы, выходящие из нее, называются выходными.

Процесс преобразования

В организованных системах постоянно идет процесс преобразования, в ходе которого элементы изменяют свое состояние. В процессе преобразования входные элементы преобразуются в выходные. В организованной системе ценность и полезность входных элементов при этом увеличивается. Если же в процессе преобразований ценность и полезность уменьшаются, то затраты в системе увеличиваются, а ее эффективность уменьшается.

Входные элементы (входы) и ресурсы

Различие между входными элементами и ресурсами очень незначительно и зависит лишь от точки зрения и условий. В процессе преобразования входные элементы – это те элементы, которые потребляют ресурсы. Например, студенты, входящие в систему образования, являются входными элементами, в то время как преподаватели – это один из ресурсов, используемых в процессе преобразования. В рамках большой системы студенты, получившие образование, преобразовываются в ресурсы, когда они становятся активными членами общества.

Выходные элементы (выходы)

Выходные элементы представляют собой результат процесса преобразования в системе и рассматриваются как результаты, выходы или прибыль.

Окружающая среда

Установление границ совершенно необходимо, когда мы изучаем открытые системы – системы взаимодействующие с другими системами. Устанавливая границы, мы определяем, какие системы можно считать находящимися под контролем лица, принимающего решение, и какие остаются вне его влияния. Однако, как бы ни устанавливались границы системы, нельзя игнорировать ее взаимодействие с окружающей средой, ибо в этом случае принятые решения могут оказаться бессмысленными

Признаки

Системы, подсистемы и их элементы обладают признаками (свойствами или характеристиками). Признаки могут быть «количественными» или «качественными». «Качественные» признаки труднее определять и измерять, чем «количественные». Термин «признаки» иногда используют как синоним термина «мера эффективности», хотя признак и его меру следует различать.

Цель, назначения и функция

"Автомобиль предназначен для перевозок, калькулятор – для вычислений, а фонарь – для освещения. Система внешнего газообмена предназначена для обмена метаболических газов между окружающей атмосферой и кровью. Насосные системы системы кровообращения (правый и левый желудочки сердца) – для перекачки крови, мочевыделительная система – для нормализации водно-солевого обмена, система стабилизации артериального давления – для сохранения АД на постоянном уровне, и т.д.

"Но цель перевозки нужна не автомобилю, а кому-то или чему-то внешнему по отношению к нему. Автомобилю нужна только его способность выполнять эту цель, чтобы выполнить её. Цель перекачивать кровь желудочком сердца нужна не желудочку, а другим тканям организма. Желудочку сердца нужна только способность выполнять эту цель. Целью является необходимость для чего-то внешнего в чём-то, а данная система только лишь выполняет это, обслуживая это внешнее. Следовательно, цель системе ставится извне, а от системы требуется только способность выполнять эту цель. Этим внешним является другая система или системы, потому что Мир заполнен только системами."

Поэтому определение системы можно представить в следующем виде: "Система – это группа целенаправленно взаимодействующих элементов".

Задание цели всегда исключает самостоятельный выбор цели системой. Цель можно задать системе как уставку и как установку. Есть различие в этих понятиях. Уставка – это жёсткая директива, нужно выполнить только ЭТО с заданной точностью и только ТАК и не иначе. Т.е., системе не дано право выбора действий для достижения цели, все её действия строго определены. Установка – это более мягкое понятие, задаётся только ЭТО с заданной или приблизительной точностью, но право выбора действий даётся самой системе. Установку можно задавать системам только с достаточно развитым блоком управления, который уже может сам сделать выбор необходимых действий (см. ниже).

Ни одна система не обладает свободой воли и не может поставить (задать) сама себе цель. Цель диктуется необходимостью в чём-то чем-то, что находится вне данной системы. Следовательно, цель перед системой всегда ставит другая система. Цель не продуцируется самой системой, а приходит в неё извне. Но может быть есть системы, которые самодостаточны и сами ставят перед собой цели? Например, мы сами, люди, как-будто бы можем ставить перед собой цели и выполнять их. Значит мы являемся примером независимых систем?

Не всё так просто. Существует дуализм одного и того же понятия цели: цель как задание для какой-то системы, и цель как стремление (желание) этой системы выполнить эту заданную цель:

Цель – это задание, как необходимость в определённом заданном результате внешней системы, которая даёт задание, уставку или установку, для данной системы

Цель – это стремление (желание) получения определённого результата действия данной системой, всегда равного заданному (заданной уставки или установки)

Мы можем ставить цели перед собой, но всегда ставим цель лишь тогда, когда нам что-то не хватает, когда мы страдаем. Что есть страдание? Страдание – это невыполненное желание (из древнеиудейской философии). Боль – это «крик тканей о кислородном голоде». Любые физиологические (голод, жажда), эстетические и прочие невыполненные желания заставляют нас страдать, а страдание заставляет нас стремиться действовать до тех пор, пока желания не будут удовлетворены. Сила страдания всегда равна силе желания. Мы хотим есть и страдаем от голода, пока не удовлетворим это желание. Как только мы поедим, страдание сразу проходит. Мы любим кого-то и страдаем, пока не соединимся с избранницей (избранником). Соединились, страдание исчезает.

Желание появляется у нас лишь тогда, когда у нас чего-либо нет. Желание и страдание являются двигателями эволюции, без них невозможно развитие. Желание – это наша цель-стремление. Когда мы выполняем наше желание, мы достигаем цели. Если мы достигаем цели, мы перестаём действовать, потому что цель достигнута и желание исчезает. Если у нас есть всё, что только можно придумать, то никаких целей мы сами не будем ставить перед собой, потому что нечего желать, всё есть!

Если я голоден, то я возбуждён и бегаю в поисках пищи. Если я сыт, у меня апатия и сонливость. Если мне тепло и нигде не давит, я везде бывал, насмотрелся разных стран и видов, наслушался музыки, я могу летать, проходить сквозь стены и присутствовать одновременно в сотне разных мест, у меня есть все, что только можно придумать и меня невозможно ничем удивить (счастье эгоиста), то мне нечего желать, мне ничего не хочется делать и я даже пальцем не пошевельну, чтобы что-то сделать. Зачем, если в этом нет смысла, ведь у меня всё есть? Разве что если палец зачешется, но это опять желание → страдание → действие.

Следовательно, даже человек, при всей его сложности и развитости, не может быть абсолютно независимым от других систем (от внешней среды). Наши цели-задания нам всегда ставит внешняя среда и это пробуждает наше желание (цель-стремление), которое продиктовано недостаточностью чего-то. Внешняя среда заставляет нас двигаться, потому что она причиняет нам дефицит чего-то, а для движения нужна энергия, которую мы тратим за счёт своих внутренних ресурсов. В результате чего возникает дефицит чего-то и недостаточность внутренней энергии, ликвидация котороых становится нашей целью. После насыщения цель пропадает и мы перестаём есть или искать пищу до следующей недостаточности.

Если нечего желать, то не будет и цели. Поэтому это только кажется, что мы вольны в своих желаниях. Мы вольны в выборе своих действий для достижения цели, но здесь мы ограничены уже нашими возможностями. И у нас вообще нет свободы выбора целей, как ни грустно это звучит. Наши желания нам задаются извне и мы полностью зависим от них. Нужно что-то ещё более высокое, чтобы не зависеть от желаний. Подспудно это понимали ещё древние аскеты-отшельники, которые удалялись от «мира сего», чтобы не желать, не провоцировать свои желания и оторваться от них ради достижения высших миров. Но их движение было ошибочным уже в своей основе, поскольку было основано на желании достичь тех же высших миров. Если желание является «грехом», то невозможно достичь «праведных миров грешным» путём!

Всё, что было сказано выше в основном касалось так называемых «животных» желаний. Но есть ещё желания, продиктованные высшими мотивами. Если мы видим, что кто-то другой страдает, мы также страдаем и хотим помочь ему (нравственные страдания). И хотя когда мы помогаем, мы что-то отрываем от себя, лишаем себя чего-то, чтобы дать другому, всё равно мы счастливы (счастье альтруиста). Может быть в этих случаях мы ставим перед собой эти высшие цели-необходимости? Нет, мы всегда это делаем только исходя из высших идеалов. Следовательно, это высшие идеалы заставляют нас действовать (ставят перед нами цели), но не мы сами. Эти цели-необходимости нужны высшим идеалам, но не нам. Наши желания – это лишь наши стремления выполнить цель. А цель-задание, как уже было замечено выше, задаётся любой системе, включая нас самих, извне. Мы не ставим цели-задания, мы ставим цели-стремления.

Тогда если не мы, то может быть есть другие системы, которые могут сами ставить себе цели независимо ни от чего? Может быть, начиная с какого-то определённого уровня усложнения системы уже сами могут это делать?

Нам такие примеры неизвестны. Всегда на любую сколь угодно большую и сложную систему найдётся другая, более высшая, которая будет диктовать ей свои цели и условия.

Но может быть наш Мир, будучи настолько огромным, сложным и многогранным, стал настолько самодостаточным (замкнутый сам на себя, полностью закрытая система), что ему уже не требуется внешнее влияние и он уже сам, как система высшего порядка, ставит перед собой и перед нами свои цели? Но если он сам ставит свои цели, значит он целенаправлен.

В связи с этим встаёт вопрос о целенаправленности природы. Возможно у неё есть какая-то известная лишь ей цель и она строит Мир соответственно этой цели. Если у природы есть цель, то она упорядочена и целенаправленна. Но так ли это? На этот вопрос существуют две диаметрально противоположные точки зрения. Философы от различных религий утверждают, что всё от Бога, Мир упорядочен и предназначен для развития человека. Материалисты-атеисты утверждают, что Бога нет, а есть природа, слепая, случайная, хаотичная и не целенаправленная. Однако хаоса нет, в любом уголке Вселенной всегда царит идеальный порядок, потому что везде работают и соблюдаются законы термодинамики. Природа едина и почти упорядочена. Почти потому, что на уровне квантовых явлений, вероятно, есть некая неопределённость и непредсказуемость, т.е., несоответствие явлений нашим знаниям физических законов (туннельные эффекты, например). Именно эта непредсказуемость является причиной случайности и непредсказуемости. А случайность и целенаправленность взаимно исключают друг друга. Мы пока не знаем, является ли эта непредсказуемость результатом несовершенства технологии проведения экспериментов или недостаточности наших знаний, хотя есть и другие точки зрения. Но если признать, что природа целенаправленна, тогда слова «природа» и «Бог» становятся синонимами.

"Понятие цели неизбежно рождает вопрос: – «А кто или что ставит цели перед системой?» Пока ясно только одно – цель перед системой всегда ставит другая система, а сами системы, включая человека, свободой воли не обладают" [Гайдес].

Неживые системы не имеют явного назначения. Они получают специфическое назначение, или наделяются функцией, когда вступают во взаимоотношения с другими подсистемами в рамках большой системы [Дж. ван Гиг].

Задачи и цели

При проектировании систем первостепенное значение имеет определение из задач и целей. Мера эффективности показывает, в какой степени достигаются цели системы, и дает представление о количественной величине проявления признаков систем.

Ни в коем случае нельзя путать понятия «цель» и «задача». В этом случае создание системы может превратиться в самоцель (например, создание автоматизированной системы, чтобы автоматизировать предприятие).

Компоненты, программы, задания

В целенаправленных системах процесс преобразования организуется с привлечением компонентов, программ или заданий, которые состоят из совместимых элементов, объединенных для достижения определенной цели. В большинстве случаев границы компонентов не совпадают с границами организационной структуры, и это очень важный момент при системном подходе.

Принятие решений

Действия и решения, которые имеют место в системе, являются прерогативой руководителей и других лиц, принимающих решение. Их обязанность – направлять систему на достижение поставленных целей.

Структура

Понятие структуры связано с упорядоченностью отношений, которые связывают элементы системы. Структура может быть простой или сложной в зависимости от числа и типа взаимоотношений между частями системы. В сложных системах должна существовать иерархия, т.е. упорядочение уровней подсистем, частей и элементов. От типа и упорядоченности взаимоотношений между компонентами системы в значительной степени зависят функции систем и эффективность их выполнения.

Состояние и потоки

Принято делать различие между состояниями и потоками в системах. Состояние системы характеризуется значениями признаков системы в данный момент времени. Переходы части элементов системы из одного состояния в другое вызывают потоки, определяемые как скорость изменения значений признаков системы. Поведением системы считается изменение состояний системы во времени.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]