Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социология Радугин (курс лекций).docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
1.58 Mб
Скачать
  1. Роль неформальных групп в деятельности организаций

Мы делали акцент на некоторых формальных важных признаках производственной организации. Однако производственная организа­ция внутренне противоречива. С одной стороны, в ней все должно быть формализовано. С другой стороны, не все средства функционирова­ния производственных организаций четко определены и далеко не все стороны ее функционирования формализованы. Инструкции не охва­тывают, да и не могут охватить всего, что происходит в организациях. Более того, попытки все регламентировать приводят к снижению эф­фективности их работы. Все дело в том, что основным элементом вся­кой производственной организации являются люди. Поэтому возмож­но рассмотрение производственных организаций как неформальных организаций. Организации при таком подходе рассматриваются как коллектив сотрудников, основным элементом которого выступают со­циальные группы: 1) демографические—мужчины, женщины, возра­стные, национальные; 2) профессионально-квалификационные — ра­бочие, служащие, инженерно-технические работники, управленцы и т. д.; 3) контактные; 4) целевые и т. д.

Среди неформальных групп социологи выделяют так называ­емые социально-психологические группы, регулирующие непроиз­водственные связи людей. Для того, чтобы объяснить механизм функционирования неформальных групп в производственных орга­низациях, американский социолог Дж. Хоманс построил несложную модель, включающую три основных элемента: задание, взаимодей­ствие и установка. От руководителя люди получают производствен­ное задание. Выполняя его постоянно и ежедневно, они организуют взаимодействие (систему конкретных поведенческих актов), и, как следствие, между ними возникают определенные чувства, привыч­ки, ожидания, симпатии и антипатии. Причем, чем чаще и интенсив­нее взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства, и наоборот. В результате формируется коллектив довольно крепко связанных друг с другом людей. У них возникает то, чем они дорожат, в частно­сти, нормы совместного поведения. Такой нормой, например, может быть: «не стремись производить продукции больше, чем другие, ина­че будут приняты меры по повышению нормы выработки или сниже­ны расценки». Неформальные нормы аккумулируют прошлый опыт, высоко ценятся людьми и выполняются нередко с большим приле­жанием, чем формальные нормы. Чем более сплочена общность, тем лучше выполняются неформальные нормы.

Образование неформальных групп чаще всего является реак­цией на поведение администрации. Недоверие руководителей, зло­употребление авторитарными методами и т. д. Социологи отмечают большую роль неформальных групп в поддержании социальной це­лостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддер­жании у работников высокой самооценки и самоуважения. Нефор­мальные группы выступают своеобразным буфером между индиви­дом и жесткой формальной организацией, смягчая ее воздействие на людей. В этом состоит позитивная роль неформальных групп для функционирования организаций.

Но неформальные группы могут играть и негативную функ­цию, уводя организацию в сторону от решения ее задач. Дело в том, что любая производственная организация двойственна по своему характеру не только в отношении формальных и неформальных па­раметров деятельности, ей также присущи инструментальность и субъективность. С одной стороны, производственная организация является инструментом чьей-то деятельности (иной организации или личности), а с другой — для успешного производства она долж­на быть хотя бы частичным субъектом собственной деятельности. Если производственная организация не инструментальна, то она не может рассматриваться в качестве организации вообще. Наличия же инструментальности недостаточно, чтобы организация «ожи­ла», начала выполнять свои функции. С известной долей условности можно сказать, что организация как инструмент является аналогом овеществленного труда, а организация как субъект воплощает в се­бе живой труд, «человеческий фактор». Так вот этот «человеческий фактор», который несомненно является главным в организации, мо­жет проявить себя далеко неоднозначно. Люди, как отмечалось вы­ше, склонны в организациях создавать неформальные группы. Ин­дивиды и группы необязательно полностью разделяют цели органи­зации. Ясно, чем жестче производственная организация, чем строже в ней формальные отношения, тем вероятнее она может ока­заться в руках определенных групп людей, являющихся ее члена­ми, и будет сориентирована не на достижение формальных целей, а на реализацию целей этих групп людей. Этот момент, когда частный интерес определенных групп выдается за интерес всей организа­ции, мы отмечали при анализе деятельности государственного ап­парата, феномена бюрократии. Здесь же мы хотели бы обратить внимание на то, что он имеет место и в производственных организа­циях и особенно ярко проявляется сейчас, в переходный период эко­номики России, когда широко разворачивается процесс приватиза­ции. Определенные группы из числа администрации государствен­ных предприятий предпринимают все возможное, не гнушаются ничем (вплоть до возможного сознательного разорения организа­ции) для того, чтобы отхватить себе «кусок пожирней», скупить предприятия за бесценок, контролировать предприятие в качестве частных владельцев. И в этом качестве эти группы выступают субъ­ектами деятельности производственной организации.