Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-13 otvety_na_ekz.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
52.19 Кб
Скачать

6. «Первичная группа» в социологических исследованиях массовой коммуникации Чикагской социологической школы.

Чарльз Хортон Кули (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч.Кули - экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. 

Первичная группа - это как бы единый комплекс сознания, в котором растворены все индивидуальные сознания ее членов, они взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга. "Наша мысль, - утверждает Кули, - никогда не бывает изолированной, но всегда это какой-то ответ на влияния, существующие вокруг нас". "Наши частные сознания или воли - это части медленно развивающегося целого и в каждый данный момент ограничены состоянием этого целого и особенно теми его частями, с которыми они наиболее активно контактируют" [1, с. 68].

Наиболее естественной и древней первичной группой для человека является родительская семья, в которой он вырос и которая его формирует с детства. В прежние времена это была большая многопоколенная семья, различные боковые ветви родства также были более тесно связаны друг с другом. Другая, также весьма древняя, группа, обладавшая постоянным и устойчивым влиянием на индивида - это соседство и, в меньшей степени, вся территориальная община, в которой он жил, как мы уже говорили, в течение всей своей жизни.

В настоящее время условия изменились: семья сильно сократилась и превратилась в то, что называют "ядерной семьей" (муж, жена и несовершеннолетние дети). Связь не только между боковыми ветвями родства, но и между поколениями значительно ослабла. Такой феномен, как соседство, сохранился только в сельской местности и отчасти в поселках городского типа и малых городах. В больших городах люди не очень считаются со своими соседями, а часто даже и практически их не знают. Но в период, когда писал Кули, в условиях Америки эти группы еще имели определенное значение. Дополнительно к ним в его время появились подростковые компании, которые также оказывали сильное влияние на своих членов. Они и сейчас довольно влиятельны, хотя временами склонны приобретать криминальный оттенок не в силу их особых свойств, а в результате криминализации общества как такового. Следует еще добавить, что в игровых детских группах, а затем в школе и других учебных заведениях, подрастающий индивид приобретает себе друзей, которые остаются с ним долгое время, иногда и на всю жизнь, и имеют на него очень сильное влияние, выполняют функции первичной группы. Эти группы ровесников с определенными добавлениями людей других возрастов являются в городах по существу экстерриториальными, но поддерживают общение путем организации общих праздников, туристских походов и т.д. В наше время для взрослого человека часто именно эта группа является наиболее важной и авторитетной первичной группой.

Таким образом, в какие бы условия не ставило человека изменение социальной среды, он склонен везде обзаводиться первичной группой, которой он дает довольно большую власть над своими мыслями и от которой получает сотрудничество и поддержку как в своей внутренней работе по освоению мира, так и в своих житейских и прочих делах.

"Не следует думать, - пишет Кули, - что единство первичной группы - это единство гармонии и любви. Это всегда дифференцированное и допускающее конкуренцию единство. Оно дозволяет борьбу за самооценку и различные собственнические страсти, но страсти эти социализируются симпатией и сдерживаются или стремятся подчиниться дисциплине общего духа. Индивид имеет здесь собственный уровень притязаний, но главный объект его претензий - некоторое вожделеваемое им место в мыслях других и именно это воспитывает в нем приверженность к эталонам честной игры и чувство привязанности к другим".

В частности, это очень заметно в подростковых группах: "Общеизвестно, что дети, в особенности мальчики, где-то после 12 лет вступают в такие отношения со своими товарищами, в которых их симпатии, уровень притязаний, гордость включены даже часто гораздо сильней, чем в семейные. ...Мальчики терпят несправедливость и даже жестокость, не жалуясь на своих товарищей родителям или учителям... Но как сложны здесь обсуждения, как убедительно общественное мнение и как горячо разыгрывается самолюбие в этих товарищеских отношениях".

Влияние первичной группы на индивида выходит далеко за пределы того времени и места, в котором происходит реальное общение ее членов. Индивид общается со своей группой, и, будучи совершенно один, он мысленно продолжает беседовать с теми людьми, которые входят в данную группу, спорить с ними, подыскивать аргументы в защиту своей точки зрения. Часто для того, чтобы сформулировать для себя самого какую-то мысль, ему необходимо посадить перед собой воображаемого собеседника и вести (или продолжать) с ним дискуссию. Такое общение, реальное или воображаемое - это наиболее привычная форма, в которой только и можетфункционировать и развиваться сознание человека. "Сознание - не герметически замкнутая камера, а место, где происходит прием гостей и общение"

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]