Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гл. 1.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
312.83 Кб
Скачать

1.8. Правовая природа конституции

1.8.1. Верховенство конституции. Сложность процедуры внесения поправок как средство охраны конституции

Конституция эффективна прежде всего тогда и потому, что она обязательна к выполнению. Простые заявления, особенно если они не связаны с какими-либо религиозными верованиями, вряд ли могут повлиять на поступки людей. Конституции как творения современных государств имеют возможность быть реализованными в юридических ведомствах. Не случайно пропагандисты социалистических конституций считали столь важным подчеркивать их программно-декларативный характер.

Однако само по себе приведение конституции в нормативное состояние, придание ей обязательного юридического статуса мало что значит. Для того чтобы определять правовую систему, конституции нужно быть альфой и омегой права39, основным законом, стоящим над всеми остальными юридическими нормами. В Великобритании, к примеру, законы, обеспечивающие принципы конституционализма, если эти принципы вообще сформулированы в виде законов, в любое время могут быть заменены другими законами. В любых других культурах это сделало бы конституционализм теоретически невозможным. Верховенство конституции как правового регулятора следует обеспечить правовыми техническими способами.

1.8.2. Внесение поправок в конституцию

Процедура внесения поправок в конституцию, какой бы в техническом отношении она ни была, является существенным элементом конституции и конституционализма. Это подтверждает и скрытый кризис венгерского конституционализма. Ведь если конституцию можно изменить, как изменяют простой закон, ничто не обеспечит ей особое место (48) в правовой системе. При отсутствии усложненных правил внесения поправок конституция в любой момент может стать жертвой случайности, если какое-нибудь ее предписание окажется препятствием на пути сиюминутной законодательной импровизации и реализации чьих-либо интересов. Исчезло бы благодатное самоограничение, обеспечение которого является задачей конституции, исчезли бы все содержащиеся в конституции гарантии. И, конечно, исчезла бы прямая связь с народным суверенитетом, столь важная при создании конституции. Легитимация всей политической системы оказывается под угрозой, если содержание конституции становится предметом торгашеских сделок40.

Из сказанного не следует, что мы должны воспринимать конституцию как не поддающуюся коррекции. Джефферсон категорически утверждал, что под знаком демократического усиления конституции необходимо предоставить возможность каждому поколению изменять ее. Дело в том, что унаследованный тем или иным поколением текст составлялся без его участия, и предыдущее поколение не вправе определять, как должно жить следующее поколение, которое не могло согласиться с принятием данных правил конституции хотя бы по той причине, что не имело для этого возможности. Фактом стало то, что соображения Джефферсона не подтвердились, и текст американской конституции оказался одним из самых стабильных в мире. Новые поколения врастают в это относительно нейтральное устройство жизни, которое судебная и административная практика (при поддержке Конгресса) способна привести в соответствие с изменениями в жизни страны без модификации текста.

(49) Поправки к Конституции Соединенных Штатов с 1787 г. вносились в общей сложности семнадцать раз. И что примечательно, принимая во внимание суть первоначального текста за исключением раздела о выборах в Сенат, следует сказать, что он менялся почти исключительно за счет внесения дополнений. (Безусловно, дополнение может привести и к существенным изменениям, таким, например, как введение избирательного права для женщин.) В германский же Основной закон за сорок с лишним лет был внесен целый ряд значительных поправок, текст изменился, по крайней мере, в 120 пунктах. С австрийской Конституцией за семьдесят лет было связано принятие шестиста законов о внесении поправок в конституцию.

Юридическая трудность технического характера, обусловливающая внесение поправок, не представляет собой препятствия при наличии соглашения по основным вопросам, однако, вне всякого сомнения, большое число поправок в вышеуказанных примерах свидетельствует о том, что процедура внесения поправок может быть и достаточно легкой. Германская конституция в целом легко восприимчива к поправкам, за исключением не подлежащих изменению положений об основных правах граждан и правах земель. Для внесения поправок необходимо всего две трети голосов в обеих палатах; на первый взгляд едва больше, чем предписывает венгерская Конституция. В действительности же это означает необходимость согласия значительной части земель (правительств земель). Бельгийская же конституция следует голландско-норвежским правилам внесения изменений, что сильно связывает руки, поскольку в случае принятия предложения по внесению поправок в конституцию парламент должен быть распущен, и лишь новый парламент сможет принять поправку, а это превращает выборы в квазиреферендум. Очевидно, что политики и депутаты не рискуют мандатом в разгар парламентского цикла, даже ради симпатичного им антиконституционного закона.

На первый взгляд, более «демократичным», чем это голландское правило, является референдум, который на самом деле в большинстве случаев облегчает процесс изменения конституции. Практика всенародного голосования применяется в ряде американских штатов, в Швейцарии, Австралии, Франции и в остальных странах, для которых Пятая республика послужила моделью (например, в России по Конституции 1993 г.). Но даже французы чрезвычайно осторожны с референдумами. Согласно французскому праву, для того чтобы инициировать процесс внесения поправки в конституцию, необходимо единогласное решение обеих палат, и референдума можно избежать, если по предложению президента обе палаты действуют совместно как Конгресс.

(50) В этом случае 3/5 голосов «Конгресса» достаточно для принятия поправки. Это делает французскую Конституцию, если Президентом будет кандидат, поддерживаемый парламентским большинством (как в 1995 г.), одной из самых легких для изменения в мире, хотя она будет иметь при этом сильную народную поддержку, поскольку Президент избирается прямым народным голосованием.

В Швейцарии инициатива относительно изменения конституции может исходить и от населения (за 18 месяцев для этого необходимо собрать не менее 100 тыс. подписей). От парламента инициатива по изменению конституции исходила в ста с лишним случаях с процентом успеха в семидесяти случаях. По сравнению с этим народные инициативы (т.е. попытки политического меньшинства) за сто лет увенчались успехом восемь раз, т.е. эта форма изменения конституции не слишком многообещающа.

В федеративных государствах иногда с помощью референдума необходимо утверждение поправок к конституции в определенном большинстве субъектов федерации. Предлагать поправки к американской федеральной Конституции может Конгресс (большинством голосов в две трети в обеих палатах) или же две трети штатов могут потребовать созыва Конвента для внесения таких предложений. Предложение необходимо одобрить голосами 3/4 штатов, либо в законодательных органах, либо в созванных специально для этой цели конвентах (здесь право штата является определяющим). Неудивительно, что поправки 1787-1788 гг., за исключением десяти практически заранее запланированных дополнений к Декларации прав, вносились очень редко и, не считая поправок, принятых в период гражданской войны (когда противники аболиционизма не имели представительства), касались техники управления страной (если не считать безуспешного «морального» и алкогольного запретов).

Ужесточение правил корректировки венгерской Конституции можно оправдать теоретическими соображениями, международным опытом, техническими издержками, которые возникают из-за добавлений к тексту, а также потерей ее авторитета. Целесообразно не подвергать изменениям основные права, иначе говоря, не сужать их. Германский Основной закон провозглашает неприкосновенными защиту человеческого достоинства и право на сопротивление власти. Правила изменения конституции по голландской системе (предусматривающие роспуск парламента) обладают большей надежностью по сравнению с референдумом. Исключение в теоретическом и практическом отношениях могут представлять вопросы, касающиеся государственного и национального суверенитета; в частности, обоснованным может быть всенародное голосование по вопросу присоединения к военным блокам.

(51) Применение упрощенных, облегченных процедур не только допустимо, но и желательно в случае принятия таких поправок, которые связаны с передачей суверенитета международным организациям в вопросах экономического законодательства и связанными с ними дальнейшими поправками, проистекающими из членства в этих организациях. Данное условие этого основано на предшествовавшем ему конституционном одобрении решения о присоединении к этой организации и на предварительном конституционном контроле каждого конкретного предложения. Такой механизм необходим для вхождения в Европейский Союз, ведь именно Конституция устанавливает форму ратификации присоединения к Союзу41.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]