Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы мои (Автосохраненный).docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
180.41 Кб
Скачать

32. Научная программа Лейбница

Известен не только как философ и юрист, но так же, как математик, физик, историк. Наиболее известные его труды «Теодицея», «Монадология»

Лейбниц – рационалист. Эталоном знания для него, как и для Декарта была математика. Но он прекрасно понимал сильные стороны эмпиризма, поэтому пытался объединить насколько можно два подхода. Он отталкивался от идеи Локка: в человеческом разуме нет ничего, кроме того, что есть в чувствах. Ничего, добавлял Лейбниц, кроме самого разума. Он усматривал в каждом разуме цель, предусмотренную божественной волей. Все дело в целесообразности созданного Богом мира, самого совершенного из возможных миров. Эта целесообразность распространяется и на каждую отдельную сущность мира. Наконец он, отрицая врожденные идеи, видел в каждом разуме врожденную способность воспринимать фундаментальные идеи, такие как «бытие», «я» и др.

Таким образом, человек, сущностью которого является разум, - самостоятельная онтологическая единица мира – субстанция. А мир – совокупность таких субстанций, который Лейбниц называл монадами. Отсюда его учение называется монадологией.

Согласно его учению, первичная монада – это Бог, который творит мир – множество монад – идеальные сущности, каждая из которых является источником собственной активности. Другими словами, монады носят субстанциональный характер, мир Лейбница многосубстанционален.

Мир в трактовке Лейбница теряет всякую материальность, он не более, чем феномен сознания. Ощущение материальности возникает в сознании человека в результате восприятия мира.

Монады могут быть простыми и сложными. К сложным относится душа человека (так как тело всего лишь кажимость). Сложность монады определяется степенью ее восприимчивости к впечатлениям и способностью отражать весь мир с определенной степенью полноты. Наиболее сложные монады способны к самосознанию. Сама сложная – Бог, она одна исчерпывающе отображает мир. Но отражать мир способна любая монада в силу своей субстанциональности, самодостаточности и активности; также любая из них обладает способностью развиваться или в совокупности с другими простыми монадами интегрироваться в сложные.

Весьма оригинально Лейбниц объясняет пространство и время. Некоторые мыслители, создававшие свои философские концепции, придавали пространству и времени субстанциональный характер. Лейбниц решает свою проблему иначе: пространство не самостоятельная сущность, а порядок одновременно существующих монад, отношение между ними. Время: отражает отношение последовательности существования монад. Т.о., пространство и время не самостоятельные объекты, а лишь производные сосуществования монад. Вне сознания они не существуют.

33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.

Исторически первой концептуальной системой химии стало учение о составе вещества. В рамках этого учения решались 2 основные проблемы: 1) проблема химического элемента; 2) проблема зависимости свойств веществ от его химического состава. Уже в античной философии возникло представление о том, что все многообразие веществ складывается из небольшого числа исходных элементов. Под элементами тогда понимались: вода, воздух, огонь, земля. Подобные представления оставались и в средневековой философии, где элементами назывались горючесть, текучесть и др. В древнегреческой философии возникло и другое представление об элементах – как об атомах, мельчайших неделимых частицах вещества. Но это учение было надолго забыто в химии.

Первый шаг к научному определению химического элемента был сделан английским ученым Р.Бойлем в 60-х гг. 17 в. Бойль разделил понятия «сложное тело» (химическое соединение) и «простое тело» (химический элемент). Под элементом стали понимать предел разложения вещества на составные части. Первые попытки выделить элементы привели к возникновению целого ряда ошибочных теорий, таких как, например, теория флогистона. Считалось, что во время окислительных реакций вещества разлагаются на составные элементы с выделением невесомого элемента – флогистона. Соответственно, при восстановительных реакциях, флогистон присоединяется к элементам. При всей ошибочности таких теорий они сыграли и положительную роль. Противоречия, которые возникали, стимулировали дальнейшие исследования. Во второй половине 18в. Ломоносов и Лавуазье опровергли теорию флогистона и раскрыли роль кислорода в ОВР.

Вторая половина 18в отмечена успехами аналитической химии в поиске все новых элементов. Качественным скачком в развитии учения о составе вещества стало формирование атомно-молекулярной теории. В 1803 г. Дальтон обосновал атомистическое учение в химии, возродив на научном уровне представления, возникшие ещё в древнегреческой философии. Но подлинно революционным изменением стало открытие Менделеевым периодического закона. Он раскрыл глубокие взаимосвязи, взаимопереходы в неживой природе, установил единство количественных и качественных характеристик элементов. Во-вторых, удалось выделить главные свойства элементов.

Учение об элементах позволило развить представления о составе вещества. До сер. 19 в. химия делала заметные успехи в объяснении свойств веществ, исходя только из его количественного и качественного состава. Но в 19 в такое объяснение обнаруживает свою ограниченность. Свойства органических веществ невозможно было объяснить только на основе их состава (изомерия). Возникает 2ая концептуальная система.