Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
280251.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
3.3 Mб
Скачать

4 Отечественная история

Третья. Соборность. Окружающий мир виделся московитянам полифоничным, т. е. из него ничего нельзя изъять, в том числе и сложившиеся отношения между обществом и властью, в противном случае он весь разрушится. Обращая внимание на это обстоятель­ство, Н. Бердяев в статье «О святости и честности» пи­сал: «Русского человека слишком легко заедает среда. Он привык возлагаться не на себя, не на свою актив­ность, не на внутреннюю дисциплину личности, а на органический коллектив, на что-то внешнее, что долж­но его понимать и спасать».

Четвертая. Приоритет государства и государствен­ности. Наши предки создавали Московское государство прежде всего для защиты своей независимости. Это предопределило, что государство стало национальным достоянием, что исчезло разграничение между личным, общественным и государственным.

Итак, мы имеем общее представление о том, что представляло из себя московское общество на пороге вступления во 2-ю половину XVI столетия.

Кризис социально-экономического и политического развития России во 2-й половине XVI в.

С окончанием формирования Российского центра­лизованного государства союз московских князей и бояр, позволявший им сосредоточивать в своих сунду­ках богатства бояр покоренных князей, рухнул.

«Золотой век русского боярства», как его называл С. Веселовский, кончился. Отныне московские цари стремились к централизации власти в своих руках и видели главную угрозу своим планам в собственных же боярах, которые благодаря огромным земельным бо­гатствам-вотчинам были экономически и политически независимы от царской власти.

Боярское же сословие прекрасно осознавало, что грядущая самодержавная власть положит конец его экономическим и политическим привилегиям.

После смерти Василия III начинается период бояр­ского правления, основным содержанием которого была реализация стремления знатнейших боярских родов: Глинских, Шуйских, Вельских, Оболенских, Воронцовых, Кубенских, Старицких, пользуясь фактическим отсут­ствием, ввиду малолетства Ивана IV, центральной вла­сти, достичь максимального обогащения и политичес­кой независимости.

С декабря 1533 г. по апрель 1538 г. правят регент­ша, мать Ивана IV Елена Глинская, и ее фаворит князь И. Телепнин-Оболенский. Россия теряет в войне с Лит­вой Любеч и Гомель. После смерти Елены ее фаворит был казнен, а к власти пришел «боярский совет» во главе с князьями Шуйскими.

На протяжении 1538— 1547 гг. идет борьба за вер­ховную власть между родами Шуйских и Вельских. Вот как описал эту ситуацию, объясняя причины своего бегства из Московии дерптскому епископу, строитель московского Кремля итальянский инженер Пьетро Ан-тонио Солари (Петр Фрязин), принявший в России православие, женившийся на русской и получивший поместье под Москвой: «Великого князя и княгини не стало, государь нынешний мал остался, а бояре живут по своей воле, и от них великое насилие, управы в земле никому нет, между боярами самими вражда; и уехал я от великого мятежа и без государства».

В 1543 г. 13-летний Иван IV, с детства не страдав­ший излишним гуманизмом, затравил собаками главу рода князя Андрея Шуйского, после чего реальная власть переходит к боярам Воронцову и Кубенскому, но и их казнят летом 1546 г. по приказу набирающего силу Ивана за недостаточную настойчивость в прове­дении казанской политики. В течение следующего года на вершине пирамиды власти оказываются бабка Ива­на IV Анна Глинская и ее сыновья.

Кончается боярская эпопея раздоров 16 января 1547 г., когда Иван IV Грозный (1547— 1584) венчается на царство, причем не просто великим князем, но госу­дарем всея Руси и царем московским, чем подчеркива­лось божественное происхождение его власти.

Тем самым завершается сакрализация носителя верховной власти, что означает не просто уподобление монарха Богу, но присвоение монарху особой хариз­мы, особых благодатных даров, в силу которых он на­чинает восприниматься как сверхъестественное суще­ство. Введение начиная с Ивана IV в обряд венчания на царство миропомазания наряду с коронацией означало, что царь ставится на один уровень с Богом, так как Христос по-гречески — помазанник.

Утвердившись на престоле, Иван IV начинает бур­ное реформирование устоев жизни московского обще­ства. В целом реформы середины XVI в. в России были реформами феодального государства, проводимыми за счет крестьянства и, что характерно для России, за счет крупных собственников — бояр, в интересах дворян­ства, как опоры царя, с целью усиления самодержав­ной централизованной государственной власти, сосре­доточения в ее руках не только политической власти, но и всех прав собственности.

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. так называемой «Избранной рады» — кружка единомыш­ленников царя, которые фактически стали играть роль правительства при молодом государе.

Наиболее выдающимися фигурами «Избранной рады» были митрополит Макарий, фаворит царя дво­рянин Алексей Адашев и придворный священник Силь­вестр. Митрополит Макарий выступал ярым поборни­ком идеологии самодержавия. А. Адашев служил в Че­лобитном и Казанском приказах и был, судя по всему, главным идеологом и организатором реформ. О дове­рии ему царя свидетельствует тот факт, что Иван по­ручил Адашеву прием и рассмотрение всех челобит­ных, поступающих на имя царя. Сильвестр оказал сильнейшее влияние на формирование мировоззрения молодого царя.

Реформы проводились в два этапа. I этап: 1549-1552 гг. 1. Созвано сословно-представительное учреждение — I Земский собор, заседавший в Москве в феврале 1549 г. Собор под руководством царя принял ре­шение о подготовке нового Судебника и запретил боярам-наместникам судить дворян. Земский со­бор включал: членов освященного Собора, Боярс­кой думы, государева двора; выборных от провин­циальных дворян, посадского населения и черно­сошного крестьянства. Собор никоим образом не ограничивал самодержавия — он собирался по ука­занию царя, и его решения не были обязательны­ми для власти. Таким образом, он не выполнял фун­кции парламента, а служил лишь для совета царя с представителями корпоративных общин.

  1. Новый Судебник был принят в 1550 г. Он подтвер­ждал право Юрьева дня. Усиливалась централь­ная государственная власть, и ограничивались в правах наместники. Представлялось право выбор­ным от народа — старостам, сотским — участво­вать в суде. Были ограничены источники холопства.

  2. Военная реформа. В ходе ее было подорвано мест­ничество в военном руководстве. Создано стрелец­кое войско — 3 тыс. человек, существовавшее вна­чале как личная охрана царя. До 300 — 600 четвертей пашни была увеличена плата дворянам за службу. Вводится отдельный род войск — ар­тиллерия, которая начинает быстро расти количе­ственно и качественно. К концу царствования Ивана Грозного ее численность составляла около 2 тыс. стволов.

  3. Религиозная реформа. В 1551 г. состоялся Стогла­вый собор — собрание иерархов Русской право­славной церкви. Иван IV намеревался провести через собор решение о секуляризации церковных земель. Однако ему это не удалось, хотя Церкви было запрещено увеличивать свои земельные вла­дения без разрешения царя. На царя отписывались земли, которые были захвачены Церковью у дво­рян и крестьян, в том числе и за неуплату долга, а также все боярские вотчины, отданные монасты­рям в малолетство царя.

  4. Была предпринята неудачная попытка расположе­ния в подмосковных поместьях «избранной тыся­чи», т. е. 1000 верных царю молодых дворян, кото­рые бы жили поблизости от столицы и могли безотлагательно прибыть по вызову царя. Некото­рые историки, в частности К. Валишевский, виде­ли в этом проекте идею будущей опричнины.

6. Была введена новая единица обложения нало­гом — «большая соха». Ее размер регулировался в зависимости от качества земли и сословной принадлежности. Для служилых феодалов она равнялась 800 четвертей (1 четверть =0,5 деся­тины; 1 десятина = 1,1 га), для церковных — 600, для черносошных крестьян — 500.