Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Комментарии к курсу ФИЛОСОФИИ.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
1.77 Mб
Скачать

23. Онтология и ее место в структуре философского знания. Проблема бытия в философии. Основные виды бытия.

Самая читаемая и почитаемая книга в мире — Библия. Она на­чинается с пяти «книг Моисеевых», первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложился за много веков до появления философии, возникшей, как известно, в VII—VI вв. до н.э. Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождении, струк­туре, возможных границах и т.д.

Философия взялась за разрешение этих вопросов в то время, когда она была практически единственной формой теоретического знания (другие просто еще не возникли). Сегодня — ситуация иная. Мощный комплекс естественно-научных дисциплин (космология, физика, химия и др.) чуть ли не посекундно может расписать сценарий возникновения нашей Вселенной, ее состав, структуру, эволюцию и прочие характери­стики. Однако и философия не утратила интереса к этим проблемам.

Необходимость особого философского их осмысления объясня­ется, во-первых, тем, что построение любой теоретической модели мира требует выбора исходных аксиом (креационизм — самоорга­низация, материальность — идеальность), обоснованность которых не может быть найдена в пределах наличного человеческого опыта. Оправдание такого выбора ищут в рассуждениях о «предельных ос­нованиях бытия», а это, как известно, есть предмет философии. И, во-вторых, философский ракурс проблемам бытия придает необходимость сопряжения бытия мира и бытия человека, непреходящая потребность вписать смысл человеческой жизни в более общий смысл мирозданья, уразуметь направленность развития того и дру­гого. Но тут уж естествознание ничем помочь не может. Поэтому философский анализ проблемы бытия сегодня актуален ничуть не менее, чем две с половиной тысячи лет назад.

Раздел философии, изучающий фундаментальные прин­ципы мироздания и наиболее общие категории сущего, на­зывается онтологией (от греч. on [ontos] — сущее и logos — учение, понятие, слово). Содержание того или иного онто­логического учения раскрывается через взаимосвязь кате­горий существования, реальности, бытия, субстанции, мыш­ления (сознания), а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия (по­этому онтологию еще определяют как учение о бытии). Совокупность перечисленных выше категорий отнюдь не случайна. С их помощью человек получает возможность мыслить предельные основания мира, которые неизбежно обнаруживаются в двух простых и элементарных фактах: во-первых, в фундаментальной дихотомии мира — деление на материальное и идеальное, во-вторых, в их единстве «сплавленности» в существовании самого человека. Имен­но обнаружение указанных фактов инициирует постанов­ку каждой новой генерацией человечества вопроса о перво­началах мира.

Онтологическая проблематика достаточно четко определилась уже в античные времена. Центральной категорией этой области философии является кате­гория «бытия».

Слово «бытие» в философии заключает в себе существенно иной смысл, нежели в нашей обыденной речи, в которой оно упот­ребляется весьма редко. В основном тогда, когда хотят подчеркнуть особую значимость или «высокий стиль» высказывания. В боль­шинстве же случаев обходятся нейтральным термином «существо­вание». В глагольных формах слова «бытие» также возникли разные смысловые вариации. Общеупотребимый глагол «быть» (находиться в наличии, существовать) является однокоренным с существитель­ным «бытие». Однако для отличения философского характера его использования часто применяют немного неуклюжую для русского языка форму «бытийствовать».

В чем же заключается дополнительный к обычному философ­ский смысл понятия «бытие»? Чтобы ответить на этот вопрос, нуж­но сформулировать исходную проблему, для обозначения которой и появилось в философии данное понятие. Причем это даже не одна, а целое множество проблем, с постановки которых, собственно, и должно начинаться всякое философствование.

Первый шаг заключается в констатации самоочевидного: мир, в котором мы живем, существует. Он просто «есть», имеется в нали­чии, дан человеку как среда обитания. И при всех своих изменениях всегда сохраняет некую стабильность, связность, упорядоченность.

Зафиксировав в качестве аксиомы факт существования мира в целом, наша мысль неизбежно двинется дальше: а каким образом он существует? Вопрос «каким образом?» подразумевает проясне­ние сразу нескольких характеристик бытия:

  • Мир существует вечно? Он всегда был, есть и будет? Или он когда-то возник и, следовательно, рано или поздно погибнет?

  • Конечен или бесконечен наш мир пространственно? Существуют ли какие-либо пределы, границы пространственной ор­ганизации мира?

  • Благодаря чему существует наш мир? Что его «держит», не дает ему «рассыпаться», рухнуть, потерять видимую упорядоченность и организацию? Если наблюдаемый нами мир когда-то возник, то по какой причине или по чьей воле? Из чего?

  • Наш мир един или множественен? Таких миров много или он один? Изменяется ли мир и, то, что движет миром?

•Есть ли в существовании нашего мира какой-либо смысл? Зачем он существует? Для какой цели? Или таких целей и смысла нет, а видимая целесообразность и тонкая подгонка его частей друг к другу - лишь кажимость?

Потребность в осмысленности бытия возникает из постоянно присутствующей в действиях человека це­лесообразности. Что бы мы ни делали, мы всегда де­лаем это «для чего-то», ради какой-то цели. Работаем ли мы, учим­ся, развлекаемся, создаем технические устройства или произведе­ния искусства — все подчинено определенным целям, которые и наполняют смыслом, то есть обосновывают и оправдывают наши действия. И даже смерть человеку не страшна, если она принимает­ся во имя высокой цели (защиты семьи, Родины, исполнения долга и пр.). Бессмысленность же деятельности (вспомните Сизифа) — самое страшное наказание.

Но если практически каждое действие человека целесообразно и осмысленно, то, очевидно, такой же характер должна иметь и вся его жизнь, человеческое бытие в целом. Однако попытки с ходу установить, в чем может состоять смысл человеческой жизни, наталкиваются на серьезные препятствия. Оказывается, смысл индивидуальной жизни человека не может быть найден в ней самой. Подобно тому, как смысл существования любой сотворенной человеком вещи (компьютера, например, или книги) обнаруживается не собственно в ней, а в ее отношении к человеку и другим вещам. Поэтому смысл жизни отдельного чело­века может существовать только в том случае, если имеет хоть ка­кой-нибудь смысл жизнь рода человеческого, вся его история. А последняя по тем же соображениям может иметь смысл только то­гда, когда есть хоть какой-нибудь смысл в существовании природы, Вселенной, частью которой она является. Ну не может «часть» смысл иметь, а «целое» — нет. Поэтому-то философия и включает в себя знание не только о человеке, но и об обществе в целом, его истории, а также и о при­роде, Вселенной и т.д. При этом Вселенная или биосфера интере­суют философию не сами по себе (это предмет естествознания), а лишь в их соотнесенности с человеком, его целями и ценностями.

Таким образом, проблема бытия — это проблема способа, целей и смысла существования мира в целом, который только и может на­полнить смыслом индивидуальное человеческое существование.

В философии наряду с понятием бытия существует так­же и понятие небытия. Под небытием понимается все то, что лишено формы (в каком-то смысле), но имеет ту или иную степень возможности существования, а следователь­но, может характеризоваться некоторым набором призна­ков, при этом, как правило, противоположным набору при­знаков соответствующего бытия. Так, например, у Демокри­та атомы — бытие, а пустота — небытие. В сумме объемы понятий бытия и небытия дают объем понятия существова­ния. Но если бытие является фундаментальной и общей характеристикой мира, то небытие характеризует возмож­ное состояние его реальных явлений и процессов. Развитие объективного мира есть непрерывный процесс перехода явлений от бытия к небытию и наоборот. В современном научном знании в качестве небытия мыслится физический вакуум, из которого при определенных условиях формиру­ются различные материальные процессы и явления.

Многообразные формы бытия и небытия не существуют разрозненно, они взаимосвязаны таким образом, что обра­зуют единую предельно общую структуру, в которой исче­зают все различия между формами бытия, кроме одного — различия рода и вида, целого и части, абсолютного и отно­сительного. Этот вид существования выражается категори­ей мира. Мир (мироздание, универсум) есть единая целост­ная совокупность всевозможных форм и уровней бытия. Он заключает в себе всю реальность без каких-либо исклю­чений. Из этого определения вытекает ряд особенностей данной категории. Она представляет собой отвлечение: 1) от всех качественных различий форм бытия; 2) от пространственно-временных отношений, в пределах которых суще­ствуют формы бытия; 3) от гносеологического статуса (по­знано или нет) той или иной формы бытия. В понятии «мир» мы мыслим и то, что нами познано, и то, чего мы еще не знаем. В этом смысле мир является объектом ис­ключительно философского познания, осуществляющего­ся в рамках определенной философской системы. Из тако­го понимания мира вытекает тезис о его единственности и единстве, интерпретация которого зависит от того или ино­го философского решения проблемы субстанции.

Впервые категории бытия и небытия появились в фи­лософской системе представителей элейской школы (VI-V вв. до н. э.), которые считали, что бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное самому себе суще­ствование. По мнению элеатов, небытия нет вообще, так как нельзя мыслить то, чего нет. Их современник Демокрит полагал в качестве бытия бесконечную совокупность ато­мов. Чуть позже Платон объявил, что истинным бытием обладают вечные, неизменные и совершенные идеи. После­дующее развитие философии породило различные варианты трактовок бытия, все многообразие которых сводится к трем главным концепциям: материалистической, объективно-идеалистической и субъективно-идеалистической.

Суть первой — материалистической — концепции со­стоит в том, что под бытием понимается объективная ре­альность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, и ее бытие, т. е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая со­знание человека. С точки зрения современного материа­лизма бытием обладает все то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии: изменяется под воздействием другого, но в то же самое время и изменяет это другое. Таким образом, в материалистической философии бытие понимается как совокупность движущейся материи.

В объективно-идеалистическом понимании бытие пред­стает в виде объективно существующей идеи. Так, соглас­но Гегелю, бытие — это понятие, которое является пре­дельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Отсюда вывод: бытие равно небытию, так как ни то ни другое не обладает никакими свойствами. Эти два понятия равным образом охватывают все существующее, и начинать строить картину мира следует именно с них, так как они являются предельно общими и простыми. Бытие в объек­тивном идеализме служит исходным пунктом для разверты­вания целой системы понятий, отображающих иерархию форм бытия во всей ее сложности и конкретности.

В третьей концепции бытия — субъективно-идеалисти­ческой — бытие связывается с чувствами и представления­ми субъекта. Быть или существовать — это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие предпо­лагает связь только с нашими ощущениями и представле­ниями. При этом субъективные идеалисты исходят из того, что все это есть результат непосредственного воздействия Бога, либо мы вообще не знаем, откуда все берется. То, что мы обычно видим (и считаем реально существующим), в действительности столь же мало реально, как и образы на киноэкране, которые лишь проецируются на него, но сами по себе не существуют. Для Бога сознание человека пред­ставляет собой как раз такой экран, на который он проеци­рует всю совокупность образов, принимаемую человеком за реальность. Пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т. е. обладает бытием. Как только он пере­стает ее воспринимать, она утрачивает свое бытие и пере­стает существовать.

Дальнейшее развертывание проблемы первоначал мира порождает категорию субстанции. Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Другими слова­ми, бытие есть единство существования и сущности. В по­нятии субстанции как раз и выражается сущностная сторо­на бытия. Термин «субстанция» происходит от латинского substantia — сущность, то, что лежит в основе. Субстанция есть самодостаточное, самодетерминированное существова­ние. Другими словами, субстанция — это объективная ре­альность, мыслимая в аспекте ее внутреннего единства, взятого в отношении противоположности ко всем бесконечно многообразным формам ее проявления («бытие в себе- и-для-себя-необходимое» у Гегеля, реальность, являющая­ся «причиной самой себя» у Спинозы). Иначе говоря, она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы ее проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования, следовательно, она существует безусловно, благодаря толь­ко самой себе, самостоятельно.

То или иное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: что первично — материя или сознание? Различают также мета­физическое понимание субстанции как неизменного начала и диалектическое — как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Все это вместе взятое дает нам качественную ин­терпретацию субстанции. Количественная интерпретация суб­станции возможна в трех формах: монизм объясняет много­образие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм — из двух начал (Декарт), плюрализм — из множества начал (Демокрит, Лейбниц). В субъективном идеализме такой субстанцией является Бог, который вызывает в нас сово­купность ощущений, т. е. порождает бытие. В объектив­ном идеализме субстанция также лежит в основе бытия, хотя здесь она также является лишь формой абстрактной мысли.

Бытие есть единство форм и способов существования. Оно представляет собой особенное, специ­фическое существование, которое характеризуется некото­рым набором свойств. В категории бытия существование предмета мыслится более конкретно, потому что в содер­жании этой категории фиксируются определенные призна­ки существования, обусловленные формой и способом об­наружения предмета в бесконечном многообразии мироздания. Так, живой организм являет собой органическую форму бытия, подчиняющуюся биологическим законам. Способ его обнаружения в мире, именно как живой формы бытия, состоит в том, что, взаимодействуя со средой, он стремится воспроизвести некоторую меру внутреннего не­равновесного состояния, в то время как неорганические формы бытия стремятся к равновесному состоянию.

Формы бытия и соответствующие им способы суще­ствования детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего, выделяют материальное бытие (на­пример, Солнечная система) и идеальное (идея возникнове­ния Солнечной системы), которые являются самыми общи­ми родами бытия. Далее, речь можно вести об объективном бытии. Его отличительным признаком выступает су­ществование вне и независимо от сознания человека. Выделяют также субъективное бытие, т.е. реальность, существующую внутри и благодаря сознанию человека.

Любой вид материального бытия обла­дает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют следующие его уровни: природные неорганические (звезды, планеты, горы и т. д.); природ­ные органические (биологические виды); социальные фор­мы бытия (общественное бытие, индивидуальное бытие че­ловека и т. д.); искусственные (технические системы, ин­женерные сооружения, искусственные материалы и т. д.). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (например, за­коны мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счас­тье данного человека).

В последние два десятилетия XX в. благодаря разви­тию информационных технологий появилась новая форма бытия — виртуальная реальность. Этот вид бытия синте­зирует в себе свойства многих других. Так, например, вир­туальная реальность обладает рядом свойств объективно-идеального бытия, так как ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную роль. Вме­сте с тем она обладает свойствами субъективно-идеального бытия, потому что ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта, не говоря уж о том, что ее актуализа­ция, т. е. наличное существование для данного субъекта, определяется им же. Наряду со свойствами идеального бытия в виртуальной реальности воспроизводятся и свой­ства материального бытия: воздействие виртуального бы­тия на органы чувств человека практически полностью идентично воздействию реальных материальных объектов. Наука пока еще далека от каких-либо окончательных вы­водов, но одно можно сказать с уверенностью: что вирту­альная реальность не имеет своей собственной сущности, даже хотя бы относительно не зависящей от других форм бытия.