Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История_IX-XIX_2014.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
05.07.2019
Размер:
577.02 Кб
Скачать

Раздел 2. Московская Русь и ее соседи в XIV-XVI вв.

2.1. Русские земли в XIII в. Нашествия с востока и с запада

В XIII в. раздробленная и ослабленная внутренними раздорами Русь, подверглась натиску с востока, со стороны Монгольской державы, и с запада, в первую очередь, со стороны немецких и шведских крестоносцев.

Монгольская держава возникает на рубеже XII-XIII вв., когда разрозненные племена были объединены под властью Темучжина, провозглашенного в 1206 г. великим каганом всех монголов под именем Чингис-хан. Новое государство с самого начала переходит к масштабной экспансии, в ходе которой создается империя, простиравшаяся от Тихого океана до Средиземного моря.

Впервые Русь познакомилась с монголами в битве на Калке (1223 г), где те разгромили войско русских князей и союзных им половцев. Несмотря на поражение, опасность на Руси серьезно не восприняли, посчитав монголов обычными кочевниками, с которыми уже давно умели бороться. Между тем монголы обладали единым централизованным руководством, а их войско было четко организовано и отличалось жесточайшей дисциплиной. Также монголы располагали развитой осадной техникой, что позволяло им брать крепости. Для того времени это была почти совершенная военная машина. Поэтому, когда в 1237-1242 гг. на Русь обрушилось монголо-татарское (Батыево) нашествие, она оказалась не в состоянии противостоять ему.

Нашествие стало для Руси тяжелым ударом. Особенно сильный ущерб понесли города – центры культуры, торговли и ремесел. Русь в своём социально-экономическом развитии была отброшена далеко назад. Другим следствием нашествия стало установление монголо-татарского ига.

Под монголо-татарским игом понимают систему отношений между русскими землями и Золотой Ордой, существовавшую с середины XIII в. и до 2-й половины XV в. (официально 1240-1480 гг.). Эти отношения выражались в том, что русские князья стали вассалами золотоордынских ханов и должны были получать от них «ярлыки» (грамоты) на княжение и выплачивать большую дань. Это было тяжким бременем, однако стоит отметить, что в отличие от, например, Китая или Средней Азии, также покоренных монголами, Русь сохранила определенную самостоятельность.

Большинство исследователей считают, что влияние монголо-татарского ига на русские земли носило в основном негативный характер. Постоянное изъятие денежных средств в виде дани приводило к упадку торговли и ремесел и дальнейшей натурализации хозяйства. Основным источником благосостояния становится земля, что способствовало росту числа вотчин и дальнейшему развитию феодальных отношений. Крестьяне, спасавшиеся от татар, все больше попадают в зависимость от своих богатых соседей, чем закладывались основы крепостного права. За счет вмешательства Орды во внутренние дела происходило распространение азиатской политической традиции, заложившее основу будущего деспотизма русских правителей.

Особое место в отношении оценки Ига занимает точка зрения евразийской школы, высказанная, в частности, Л.Н. Гумилевым. Последний рассматривал монголо-татарское иго как взаимовыгодный симбиоз или даже союз Руси и Орды, за счет которого Русь и была спасена от поглощения ее католическим Западом, чей натиск на восток в XII-XIII вв. усиливается.

Бурный внутренний рост заставлял западноевропейский мир расширять свои пределы. Это расширение происходило в форме крестовых походов. Их целью сначала были Святые земли – Палестина, однако в конце XII – начале XIII вв. немцы и шведы под предлогом распространения христианства среди прибалтийских язычников начинают натиск на восток, подчиняя местные племена, некоторые из которых ранее платили дань Полоцку или Новгороду.

Вслед за этим, крестоносцы, пользуясь монгольским разорением, стали пытаться закрепиться уже на территории самой Руси, захватив Псков и подбираясь к самому Новгороду. При этом в отличие от монголо-татар, под властью которых русские земли сохраняли некоторую самостоятельность, они стремились закрепиться на завоеванной территории, так что в итоге устанавливались такие порядки, что вся полнота власти была в руках пришлых немцев и шведов, а местные не имели никаких прав и оказывались на положении крепостных. Тем самым опасность с запада грозила потерей не только политической самостоятельности, но также утратой религиозной, культурной и в итоге – национальной идентичности.

Избавление от такой перспективы и переход к более активной борьбе с натиском с запада связаны с именем Александра Ярославича Невского. В 1240 г. он разбил шведов на Неве (Невская битва), а в 1242 г. нанес поражение немецким рыцарям на Чудском озере (Ледовое побоище). Продвижение крестоносцев на восток было остановлено.

Оказавшись под угрозой, и с запада, и востока, бороться с ними обеими одновременно ослабленная потерями Русь возможности не имела. Требовалось выбрать новую линию поведения, и ее выбор во многом определил дальнейшие пути развития русских земель.

Не разоренный Батыевым нашествием Новгород оказался в наиболее благоприятных условиях – он был достаточно далеко от татар, а натиск с запада удалось остановить. Однако собственных сил ему не хватало даже для обороны, а неблагоприятный для земледелия климат мешал росту населения. Консервация прежнего вечевого устройства означала постоянную внутреннюю борьбу боярских группировок, что не позволяло вести последовательную политику. В итоге огромная Новгородская земля, так и не став центром возрождения Руси, попала в зависимость от владимирских князей.

Северо-Восточная Русь оказалась в более сложном положении – с одной стороны она располагала ресурсами для дальнейшего развития, но с другой – была непосредственным соседом татар. Помощь в борьбе с ними могла придти только с Запада, однако союз с ним грозил утратой культурной и религиозной самостоятельности. В этих условиях Ярослав Всеволодович и его сын Александр Невский пошли на компромисс с татаро-монголами, став вассалами Золотой Орды. В результате Северо-Восточная Русь (и в какой-то мере зависящий от ее князей Новгород) лишилась политической независимости, однако сохранила свою культурную и религиозную идентичность. Во многом именно благодаря сохранению на Руси православной веры Александр Невский будет позже канонизирован русской церковью.

Судьба западных и юго-западных земель сложилась по-иному. Большая их часть оказалась под властью Даниила Галицкого. В борьбе с татарами он пытался заручиться поддержкой Запада и даже принял из рук папы римского титул короля Руси. Потерпев неудачу, он признал себя подданным Орды, но вел себя по отношению к ней довольно независимо и использовал татар в борьбе с Литвой. Однако в XIV в. династия галицких князей пресеклась, а их земли были завоеваны Польшей и Великим княжеством Литовским, возникшим во 2-й пол. XIII в. как объединение литовских племен для борьбы с натиском крестоносцев.

Хотя под властью Литвы в русских землях сохранялись культурные и политические традиции Киевской Руси, а сами литовские князья титуловались «князьями русскими», несмотря на это, возникновения на базе Литвы нового русского государства не произошло. Во-первых, литовцы опасались поглощения более многочисленным и культурным русским населением и потому старались от него обособиться.

Во-вторых, нужда в союзниках в борьбе с крестоносцами заставили обратиться за помощью к соседней Польше – в 1385 г. заключается первая польско-литовская уния, когда литовский князь Ягайло стал одновременно и польским королем. Это позволило ликвидировать угрозу крестоносцев (Грюнвальд, 1410 г.), но также привело к принятию литовцами католичества. При этом более развитая Польша все более подчиняла Литву своему влиянию. Итогом этого процесса стало образование в 1569 г. Речи Посполитой. Укрепление польско-литовской унии, распространение католичества и полонизация Литвы привели к тому, что русское население там лишилось сначала политических, а затем и других прав, а православие с конца XVI в. стало подвергаться гонениям.

Таким образом, дальнейшее становление русского государства проходило на территории Северо-Восточной Руси, где его развитие шло в условиях монголо-татарского ига.