Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зборовский Г.Е. Общая социология учебник.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
6.02 Mб
Скачать

Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм

559

проходит фазы низкой, высокой и снова низкой концентрации власти. Сама власть охватывает ядро, полупериферию и периферию мировой экономической системы. Причем гегемония «ядра» (а это наиболее развитые страны) в современной мир-системе способна «загнать» в оборонительную позицию даже сверхсовременные производства в тех странах, которые не принадлежат к «клубу избранных» (это касается, в частности, России). Такой «клуб» уже не может расширяться, по­скольку он сам — «ядро» системы мира. В связи с этим Валлерстайн считает, что для большинства стран (в том числе и для России, что с очевидностью вытекает из контекста его теории) «перескочить» из полупериферии и периферии в «ядро» практически недостижимо ни­каким способом. Дело еще и в том, что страны, входящие в «клуб из­бранных», способны сделать неприбыльными любые альтернативные, чрезвычайно эффективные, даже уникальные технологические инно­вации — при условии, что они принадлежат «не избранным» и пред­ставляют для них определенную угрозу.

§ 2. Модернизация и постмодернизм в социологии

Проблема модернизации в социологии

Говоря о социальных изменениях, нельзя не коснуться такой важной со­циологической проблемы, как модернизация. В западной социологии этот термин используется для характеристики сложной совокупности перемен, происходящих в процессе индустриализации. По существу, речь идет о совокупности инновационных идей, приводящих к трансформа­циям, воздействующим на все общество. Эти идеи и перемены, имеющие радикальный характер, охватывают экономику, производство, политику, образование, культуру, традиции, религиозную жизнь, причем как по­рознь, так и вместе. Американский социолог Д. Лернер, одним из первых затронувший проблему модернизации, определил ее как «процесс соци­ального изменения, при котором менее развитые общества приобретают черты, характерные для более развитых». По его мнению, основными чертами модернизирующихся обществ являются: урбанизация, широко распространенное умение читать, массовая культура, массовое участие в политическом процессе*. К этим чертам некоторые авторы (например, Д. Макклеланд) добавляют еще одну характеристику: превращение пред­принимателя в центральную фигуру процесса модернизации.

1 См.: Lerner D. Modernization: social aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 10.

560

Раздел VI. Социальные изменения и процессы

Несмотря на то что понятие модернизации было использовано в основ­ном для анализа процессов, происходящих в слаборазвитых странах, неко­торые из западных социологов пытаются применить его к России, особеш ю в связи с рассмотрением происходящих в ней за последнее десятилетие про­цессов. Иногда модернизацию в России называют «запаздывающей». С та­ким подходом в принципе согласиться нельзя, поскольку основные черты общества, называемого модернизированным, в России давно реализованы, исключая, пожалуй, предпринимательство. Но утверждение предпринима­тельства как особого и значимого слоя в обществе связано не столько с его модернизацией, сколько с определенными типами и моделями экономики.

Модернизацию имеет смысл рассматривать как инновацию (или со­вокупность инноваций), которые приводят к существенным изменениям социальных процессов. Поэтому в качестве инноваций следует выделять в первую очередь значительные преобразования в основных сферах об­щественной жизни. Это индустриализация, означающая создание сис­темы промышленного производства, отвечающего основным экономи­ческим требованиям. Это возникновение бюрократии как формы государственной организации с соответствующими службами. Это зна­чительное повышение уровня грамотности и создание развитой систе­мы официальных учебных заведений в рамках всех уровней образова­ния. Это развитие средств массовой информации и превращение их в источник образования, знаний и культуры. Это возникновение новых мощных нерелигиозных идеологий (в первую очередь националистиче­ских) и потеря влияния традиционных религиозных систем. Это утра­та семьей своей главной традиционной функции — быть основной про­изводственной ячейкой. Это появление новых ценностей и существенные психологические перемены на базе их усвоения.

Существуют различные теории модернизации, они отличаются друг от друга тем, что при ее характеристике на первое место выдви­гают какие-то отдельные значимые черты этого процесса. В одной из теорий модернизация рассматривается как создание массового обще­ства (теория массового общества), в другой (феноменологическая со­циология) — как ослабление небольших традиционных общностей, расширение личного выбора, увеличение различий в системах верова­ний, усиливающееся осознание времени, особенно будущего.

Теории модернизации, распространенные в западной социологии, часто подвергаются критике по меньшей мере по двум позициям: 1) в ос­нове их лежит западная модель развития без учета национальных, этни­ческих и иных особенностей тех или иных стран и регионов; 2) как счи­тают критики, модернизация не обязательно ведет к индустриальному росту и равному распределению социальных благ и доходов.