Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История вчень про право хрестоматия.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
15.07.2019
Размер:
4.9 Mб
Скачать

Законы, постановляемые законодателем, должны соответствовать принципу образа правления

Любовь к республике в демократии есть любовь к демократии, а любовь к демократии есть любовь к равенству.

Любовь к демократии есть, кроме того, любовь к умеренности.

...Вполне истинно правило, что для развития любви к равенству и умеренности в республике нужно, чтобы они были там установлены законами.

Всякое неравенство в демократии должно вытекать из природы демократии и из самого принципа равенства.

.. .Ничто не удерживает так от безнравственности, как крайнее подчинение молодых людей старикам. Оно сдерживает и тех, и других; первых — посредством внушаемого им уважения к старцам, а последних — посредством уважения, внушаемого им к самим себе.

Ничто не придает такой силы законам как крайнее подчинение граждан правителям.

Влияние, оказываемое принципами различных образов правления на простоту законов гражданских и уголовных, на формы судопроизводства и определение наказаний

Чем более правление приближается к республиканскому, тем определеннее и точнее становится способ отправления правосудия. ...

В государствах деспотических нет закона: там сам судья закон. В государствах монархических есть законы, и если они ясны, то судья руководится ими; а если нет, то он старается уразуметь дух их. Природа республиканского правления требует, чтобы судья не отступал от буквы закона. Там нельзя истолковывать закон во вред гражданину, когда дело идет о его имуществе, его чести или его жизни.

Строгость в наказаниях более уместна в государствах деспотических, принцип которых страх, чем в монархиях и республи-

ках, которые имеют своим двигателем честь и добродетель.

В государствах умеренных любовь к отечеству, стыд, боязнь порицания заключают в себе обуздывающую силу, которая в состоянии удержать от многих преступлений. Быть уличенным в дурном поступке там будет самым большим наказанием за совершение этого поступка. Поэтому гражданским законам там легче исправлять людей, и они не нуждаются в особенной суровости.

В этих государствах хороший законодатель будет менее заботиться о наказаниях за преступления, чем о предупреждении преступлений; он постарается не столько карать, сколько улучшать нравы.

Китайские писатели постоянно замечали, что усиление казней в их империи всегда предвещало приближение революции. Причина этого явления в том, что казни увеличивались по мере того, как ослабевало действие на нравы.

Опыт показал, что в странах, где наказания не жестоки, они производят на ум гражданина впечатление столь же сильное, как самые жестокие наказания в других странах.

. .. .Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она происходит от безнаказанности преступлений, а не от слабости наказаний.

Последуем природе, которая вместо бича дала человеку стыд, и пусть самая чувствительная часть наказания будет заключаться в позоре быть ему подвергнутым.

Есть два рода испорченности: один, когда народ не соблюдает законов; другой, когда он развращается законами; недуг неизлечимый, ибо причина его в самом лекарстве.

О точном соответствии между наказанием и преступлением

Необходимо, чтобы между наказаниями была взаимная гармония, так как лучше избежать большого преступления, чем меньшего; того, что более наносит ущерба обществу, чем того, что менее вредит ему.

В Китае разбойников разрезывают на куски, а воров — нет: благодаря этому различию там воруют, но не убивают.

...Вследствие того, что люди дурны, закон обязан считать их лучшими, чем они есть.