Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава8.Девиантное поведение у соматических боль...doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
252.42 Кб
Скачать

Психология девиантного поведения

В рамках примитивного поведения хронически больного выделяется не­сколько его мировоззренческих установок в отношении происхождения за­болеваний, отражающихся на стереотипах поведения пациентов:

□ болезнь как кара;

О болезнь как испытание;

О болезнь как назидание другим;

□ болезнь как расплата за грехи предков.

Все перечисленные трактовки происхождения болезней основаны на вере в связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением у него недуга. При этом подчеркивается пассивная роль индивида. Он не спо­собен противостоять болезни, за исключением возможности кардинально изменить свое поведение, искупить вину и замолить грехи.

В другую группу мировоззренческих установок входят представления о том, что болезни вызваны наследственными или средовыми причинами:

О болезнь как неизбежность;

  • болезнь как стечение обстоятельств;

  • болезнь как собственная ошибка.

В рамках этого мировоззрения все процессы (в том числе и происхожде­ние болезней) рассматриваются сквозь призму внешней или внутренней за-данности. Многие люди убеждены в том, что «дурная наследственность» — это фатальный фактор в генезе заболеваний. Все, что происходит с челове­ком, трактуется представителями этой позиции, исходя из наследственно-конституционального принципа причинности («И твой отец так хромал», «Вся в мать — дальнозоркая»). Противоположная тенденция — полностью отри­цать значение наследственности и рассматривать возникновение болезни, основываясь на внешних факторах и поведении человека («Говорила тебе, не жуй жвачку — вот и заболел СПИДом»). Обе представленные позиции отра­жают обывательские представления и являются крайне стойкими и консер­вативными. Позиция «Сам виноват» обычно связана со специфичностью «ло-куса контроля» человека.

Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов происхождения заболеваний базируется на мистическом подходе к процессам этиопатогенеза:

  • болезнь вследствие зависти;

  • болезнь вследствие ревности.

В рамках подобного подхода источники болезней видятся в предвзятом отношении близкого окружения (соседей, знакомых, родственников, сослу­живцев) к человеку. Процесс возникновения болезней рассматривается как экстраполяция «негативной энергии» ревнующего или завидующего на ре­ципиента.

Таким образом, в рамках примитивного поведения у хронически больных можно отметить широкое распространение мистического истолкования про­исхождения их болезней, отсутствие у многих пациентов научного подхода к

234

Глава 8. Девиантное поведение усоматически больных

анализу причин заболевания. К особенностям подобного поведения относится и устойчивая вера в околомедицинские суеверия. Спектр их широк и включает мистическое (иррациональное) истолкование истоков их болезни («сглази­ли», «навели порчу», «подействовал энергетический вампир» и т. д.). Мисти­ческая концепция болезни носит характер убежденности, пациент не спосо­бен критически оценивать свои высказывания и требует от врача не лечения, а «снятия порчи» и прочих мистических манипуляций.

К особым формам девиантного поведения в сфере медицины относят агг­равационное и симулятивное поведения. Аггравационное поведение базирует­ся на преувеличении действительно существующих расстройств, а симулятив­ное поведение возникает вне каких-либо болезненных симптомов и носит отчетливый рентный характер.

Отклоняющееся поведение хронически больных имеет специфические особенности при патологии различных органов и систем. В главе 5 были пред­ставлены тендерные варианты девиантного поведения, в частности отклоня­ющееся поведение женщин в период беременности, климакса, в предменст­руальном периоде и при бесплодии. Ниже приводится описание девиаций больных с хроническими заболеваниями терапевтического, хирургического профиля, сопровождающихся физическими дефектами. Учитывая особую психотравмирующую значимость онкологической патологии и поведенческих стереотипов при ней, данная группа освещена отдельно. Основное различие терапевтической и хирургической патологии с точки зрения психологичес­кого отношения к ним и формирования девиантных форм поведения заклю­чено в характере протекания болезненных процессов — при терапевтической существенным становится параметр длительности (хроничности), при хирур­гической — операционный стресс.

Онкологический процесс выступает для психической деятельности в двух важных аспектах. С одной стороны (психогенной), диагноз заболевания, традиционно причисляемого к группе неизлечимых и, как следствие, повы­шенно значимых, превращает один лишь факт заболеваемости в серьезную психическую травму, способную сформировать психические нарушения пси-хогенно-реактивного характера. С другой стороны (соматогенной), онколо­гическая патология может рассматриваться как крайний, один из наиболее тяжелых в соматическом плане фактор, с комплексом психической и физи­ческой астении, истощением, существенно влияющим на психическую дея­тельность и формирующим соматогенные психические расстройства. К тому же, если онкологический процесс локализуется в гормонозависимых и гор-монопродуцирующих органах, то велик риск развития так называемого пси­хоэндокринного симптомокомплекса со специфическими клиническими проявлениями.

Выделяется пять фаз реагирования на злокачественные новообразования и рак (Кублер-Росс).

Фаза 1 (анозогнозическая) наступает вслед за первым предположением о наличии у пациента злокачественного новообразования. Она характеризует­ся отрицанием наличия онкологической патологии, преуменьшением тяже-

235