Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по психологии телесности.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
313.86 Кб
Скачать

2. Эротическое тело и функциональные сексуальные расстройства

Человек включен не только в мир внешних вещей, противопоставленных ему природой, но и в человеческую среду, осуществляющую свои коммуникативные запреты.

С самого раннего детства ребенка приучают к правильному осуществлению целого ряда функций, связанных с питанием, отправлением, овладением инструментами.

Мать, добиваясь от ребенка контроля за функциями его организма путем соблюдения режима питания, награды и наказания, приписывания ответственности и вины, создает совокупность сопротивлений, порождающих конфигурацию «культурного тела». Культурное тело – это особый контур Я, не совпадающий с границами Я, очерченными природными преградами.

Ограничения, налагаемые обществом на натуральные функции создают новый ландшафт культурного тела. Например, сексуальные запреты – «эротическое тело».

***Необходимым условием существования эротики является запрет, в зоне нарушения которого она и возникает. Отмена запрета приведет к деструкции «эротического тела».

Сексуальная потребность, сталкиваясь с регламентацией ее проявлений, формирует особые представления об эротическом/неэротическом, тесно связанные с историческими, религиозными и этническими вариантами запрещенного/разрешенного.

Несмотря на то, что сексуальное влечение традиционно относится к числу основных человеческих потребностей, нормирование его реализации прослеживается с самых ранних этапов истории.

Существуют 2 полярных типа культур в контексте отношения к половой жизни: антисексуальные (папуасы: половая жизнь делает человека уязвимым, слабым и пр.); просексуальные (полинезийские племена: любое проявление сексуальности поощряется). Европейская культура – промежуточный вариант. Зд. выделяются зоны допустимого проявления сексуальности и четкой маркировкой запретного. Зд. от человека требуется овладение своими эротическими влечениями и превращение сексуальной потребности из натуральной в произвольно регулируемую. Усвоение запретов зд. – основной социально-психологический фактор превращения человека из дикого в культурного.

Т.о. психологический смысл нормирования сексуальных проявлений – формирование произвольной регуляции человеческой сексуальности. Сексуальность с этой точки зрения полностью отвечает идее Выготского о культурном развитии: «не природа, а общество должны рассматриваться как детерминирующий фактор поведения человека».

Т.к. сексуальность явл. ВПФ, она имеет прижизненный социальный характер формирования.

Отличие социализации сексуальности от остальных ВПФ:

  1. Сначала усваивается не модель реализации, а стереотип торможения, запреты, система ограничений. Но замалчивание сексуальности в детском возрасте скорее говорит о ее постоянном присутствии.

  2. Противоречивость социальных требований. Сексуальные проявления должны подавляться, но постоянно поддерживается тема мужской предприимчивости, нарушения запретов. Т.о. канон одновременно и существует, и его надо нарушать, что создает почву для формирования различных сексуальных расстройств.

Произвольная регуляция сексуальности формируется через знаково-символическое опосредование. Человек обладает целым набором психологических инструментов для управления телесным влечениями. Например, порнография – для стимуляции возбуждения.

Социальные запреты имеют условный характер и формируют тип произвольной регуляции сексальных проявлений.

Например, такой запрет формирует новый тип произвольности – проблему детского онанизма (Фуко). До начала 18 века такой проблемы не существовало, но с момента выделения запрета ситуация резко поменялась. В течение 18 века это становится общественной и педагогической проблемой.

Зд. на первый план выходит тема культурно-исторической концепции формирования ВПФ, связывающая произвольность со знаково-символическим опосредованием. Зд. отличие между натуральными функциями и ВПФ заключается в том, что между стимулом, на который направлено поведение и реакцией человека возникает новый элемент и операция принимает опосредствованный характер.

Эректорная составляющая – наиболее зримое проявление сексуальной энергии и мужской состоятельности. Поэтому к этому аспекту на протяжении длительного времени приковывается внимание. Для европейской культуры характерно, что сексуальные способности мужчин отождествляются с наличием эрекции (закреплено в литературе). Идеал мужчины: некий цирковой артист, готовый овладеть женщиной в любых условиях.

Т.о. из чисто технической детали полового акта эрекция стала символом мужского достоинства, половой силы. Т.е. вместо богатства чувственной ткани, включающей в себя все модальности ощущений, сексуальность оказалась сконцентрированной на технической детали полового акта.

Европейский мужчина стал уязвим благодаря избыточной опосредованности сексуальности, развившейся в условиях ее произвольной регуляции.

Зд. возникают дисгармоничные комплексы, связанные с опасением несоответствия уровню притязаний. Произвольная регуляция ухудшается пропорционально личностной значимости ситуации. Зд. возникает функциональная психогенная импотенция, как дисфункция произвольной регуляции. Это расстройство сходно с другими конверсионными и диссоциативными расстройствами.