Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
842.24 Кб
Скачать

Список источников и литературы

  1. Батурин А.Н. Человек Средневековья. Проблемы менталитета. Кемерово, 2001.

  2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма (любое издание).

  3. Врангель Н.Н. Старые усадьбы: Очерки русской дворянской культуры. СПб., 1999.

  4. Горяйнов С. Проза жизни русского либерала // Родина. 1998. № 3.

  5. Гуревич А.Я. Территория историка // Одиссей. Человек в истории. Ремесло историка на исходе XX в. М., 1996.

  6. Он же. Историк конца XX в. в поисках метода // Там же.

  7. Он же. Социальная психология и история: Источниковедческий аспект // Источниковедение: теоретические и методические проблемы. М., 1969.

  8. Дневники Д.А. Милютина [1867 – 1878]. М., 1947.

  9. Епанчин Н.А. На службе трёх императоров [1928]. М., 1992.

  10. Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности. СПб., 2001.

  11. История ментальностей. М., 1996.

  12. Ливен Д. Аристократия в Европе. 1815 – 1914. СПб., 2000.

  13. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. СПб., 1994.

  14. Марасинова Е.Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII в. М., 1999.

  15. Мещеряков В.Н. Модальность текста и формирование личности читателя // Понимание менталитета и текста. Тверь, 1995.

16. Минц С.С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характера // История СССР. 1979. № 6.

  1. Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб., 2000. Т. 1.

  2. Никитенко А.В. Дневник в трех книгах. М., 1923. Т. 1.

  3. Ревель Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального // Одиссей. Человек в истории. Ремесло историка на исходе XX в. М., 1996.

  4. Серова О.Е. Психолого-историческая реконструкция формирования философских, психологических и социально-политических взглядов И.В. Киреевского // Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем. Самара, 1997.

21. Тыркова-Вильямс А. Воспоминания. То, чего больше не будет [1951]. М., 1998.

О.В. Бойцова Социально-психологическая характеристика состава Боевой организации партии социалистов-революционеров

Сейчас на пороге тысячелетий в обстановке политических, экономических и духовных катаклизмов интерес к периоду начала XX века и присущим ему явлениям, политической борьбе, ее формам и методам вполне понятен. А общая тенденция к гуманизации науки обусловила интерес к отдельной личности, тем более что современные методы психологии дают исследователю новые инструменты для познания.

Начало XX века – апогей насилия, волна террора, на пике которой была Боевая организация (далее БО) партии социалистов-революционеров (ПСР) – строго конспиративная организация с жесткой внутренней регламентацией и дисциплиной, подчинением руководству, в течение десятилетия своего существования наводившая ужас на властные структуры. С каждым новым покушением правительство лишалось одного своего представителя, занимавшего не самые низкие посты в его иерархии. Но и БО жертвовала своими людьми. Если кто-либо замысливал совершить убийство даже ценой собственной жизни, более того, он желал этой жертвы, ждал и жаждал ее, и за всем этим стояло мощное идейное содержание, моральное обоснование, а подчас и религиозная подоплека, то такого человека ничто не могло остановить.

Именно психологическому, а точнее сказать, социально-пси­хо­ло­ги­чес­кому аспекту проблемы терроризма и истории БО и посвящено данное исследование, цель которого – попытаться воссоздать социально-пси­хо­ло­ги­чес­кий портрет эсера-боевика.

Однако прежде всего необходимо определиться с самим понятием эсеровский боевизм. Данный термин можно рассматривать в двух аспектах:

1. Боевизм как система борьбы, действия Боевой организации партии социалистов-революционеров – центрального органа одной из партийных структур по осуществлению систематического индивидуального террора.

Возникновение боевого движения, участниками которого стали многие политические партии начала XX века, но во главе которых стояла БО ПСР, было обусловлено политическими реалиями того времени. Струве, много внимания уделявший проблеме террора, считал, что условием, которое с исторической необходимостью породило и порождает революционный террор, является в нашей стране бессилие общественного мнения, закона и права. Кроме того, по его мнению, террор в России вынуждался постоянным игнорированием права государством, в то время как оно должно не просто подчиняться, как отдельные лица, оно обязано блюсти право.

Террор как наиболее радикальная форма революционной борьбы является в то же время и своеобразным средством защиты общества от произвола и репрессий правительства.

Создание в недрах партийной структуры Боевой организации, ставившей своей целью осуществление систематического террора против представителей высшей иерархии правительственных чинов, стало возможным именно в ПСР благодаря наличию в партийных кругах людей, приемлевших насильственные методы борьбы и обладающих ясно выраженной и мобилизующей нравственной мотивацией, основой которой может быть только убежденность в бесчеловечности данного политического устройства и действий властей.

Но для боевой работы недостаточно только лишь одобрения терроризма определенной группой членов партии, пусть даже большинства, необходимо наличие людей, готовых идти в террор и умереть ради достижения политических целей, людей, обладавших определенными психологическими качествами, о которых пойдет речь далее.

2. Следовательно, правомерно также говорить об интерпретации эсеровского боевизма как особой психологии, особой системы убеждений, определенной мотивации действий.

В этом смысле боевизм – это непоколебимая уверенность в необходимости и оправданности террора, это готовность отдать жизнь, приверженность радикальным действиям, горячее желание изменить существующий строй именно таким способом.

Таким образом, существование эсеровского боевизма как феномена общественно-политической жизни России начала XX века определялось наличием совокупности объективных и субъективных факторов. К первым мы можем отнести саму политическую ситуацию: безрезультатность конституционных средств борьбы, отсутствие легальных каналов выражения общественного мнения, а также системы гражданских прав и свобод, что вместе с репрессивной политикой властей обусловило крайнее неприятие, отчуждение, противостояние между властью и обществом. Кроме того, к этой же группе причин можно отнести и наличие основ террористической борьбы, коими являются традиции «Народной воли», своеобразными преемниками которой и стали террористы из числа социалистов-ре­во­лю­ци­оне­ров.

Помимо вышеназванных имели место и субъективные причины: наличие группы людей, прямо или косвенно поддерживавших террор как внутри партии, так и вне ее. Но самое главное – это, как уже было сказано ранее, наличие непосредственных действующих лиц, людей, готовых заниматься боевой работой и жертвовать своей жизнью во имя достижения политических целей, обладавших необходимыми для этого психологическими качествами и мировоззренческими установками.

Кроме того, эсеровский боевизм не состоялся бы без широкой общественной поддержки. Совокупность всех этих обстоятельств на определенном историческом отрезке и породила эсеровский террор начала XX века.