Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
нормандия неман.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
58.98 Кб
Скачать

Над Витебском и Оршей

С самого начала войны бело­русский народ находился под пятой фашистских оккупантов. Враг превратил Белоруссию в огромную крепость. Здесь он создал мощные оборонительные рубежи на глубину до 250 кило­метров. Гитлеровцы не без осно­ваний считали, что удержание Белоруссии преграждало совет­ским войскам пути к Восточной Пруссии и Польше. Отсюда, используя аэродромы, фашист­ская авиация могла угрожать ударами Москве. Особое внимание противник уделял удержанию районов Витебска и Орши, которые являлись воротами в Прибал­тику и Белоруссию. Здесь оборона была наиболее прочной. Севернее Орши враг отрыл 17 линий траншей, между ни­ми — минные поля, всевозможные заграждения. В октябре 1943 года войска Западного фронта начали бои на оршанском направлении. Противник оказывал на редкость упорное сопротивление на земле и в небе.

18-й гвардейский авиаполк располагался неподалеку от фронта — на аэродроме Доброселье. Совместно с «Нор­мандией» и другими полками 303-й авиадивизии он вел интенсивные боевые действия. В 38 воздушных боях в ок­тябре наши летчики сбили 28 самолетов врага.

В то время в наступлении войск Западного фронта впервые участвовала 1-я польская пехотная дивизия име­ни Тадеуша Костюшко. Она вступила в бой 12 октября в районе Ленино.

Узнав об этом, фашисты решили во что бы то ни стало разгромить ее, в том числе и ударами с воздуха.

На гвардейцев 18-го полка и летчиков «Нормандии» командование возложило задачу прикрыть дивизию поль­ской пехоты.

Утром 12 октября восьмерка истребителей 18 пол­ка — ее вел капитан С. А. Сибирин — заметила подходив­шие к линии фронта две большие группы самолетов врага. В первой из них насчитали около 20 «юнкерсов» и 8 «фоккеров», во второй 12 «хейнкелей» и 6 истребителей. Сиби­рин доложил обо всем на КП и решил атаковать первую группу. А на вторую группу командный пункт немедлен­но направил восьмерку «яков» из «Нормандии» под коман­дованием Марселя Лефевра. Французские летчики находи­лись в воздухе в соседнем районе.

Ю-87 уже подходили к линии фронта, и у летчиков Сибирина не оставалось времени, чтобы занять выгодное для атаки положение. Каждая секунда была дорога. Как же упредить противника? Как сорвать прицельное бомбомета­ние? И тогда Сибирин всей восьмеркой врезался в строй «лаптежников» на встречных курсах.

Вражеские истребители бросились на помощь своим бомбардировщикам. Завязался бой. Поначалу он шел на виражах, затем на вертикалях. Инициативу захватили на­ши летчики. Четверка Владимира Запаскина сражалась с восьмеркой «фоккеров», а четверка Семена Сибирина про­должала атаковать «юнкерсов», не давая им возможности встать в «круг» и замкнуть его для прицельного бомбоме­тания.

В этой обстановке отличились Георгий Хосроев и Ва­силий Барсуков. Они сбили двух «юнкерсов». Их товарищи вывели из строя еще пару «лаптежников». Это вынудило экипажи «юнкерсов» сбросить бомбы как попало и спа­саться бегством. За ними стали выходить из боя и «фоккевульфы». Одного из них в момент преследования с близ­кого расстояния сбил Владимир Баландин.

В этом бою погиб наш летчик Иван Черный. Его истребитель был подбит. Кое-как он дотянул машину до переднего края наших войск, выбросился с парашютом. Фашисты открыли по нему огонь и убили.

За четыре дня — с 12-го по 15 октября — гвардейцы 18 авиаполка участвовали в 14 воздушных боях и сбили 22 самолета врага. Немногим меньше оказался счет уничтоженных фашистов у «нормандцев». Серьезный урон причинили противнику воздушные бойцы и других пол­ков дивизии. Все это заметно охладило пыл гитле­ровцев, заставило их отказаться от ударов по польской пехоте и советским частям на оршанском направлении.

Утром 24 октября в полк пришла волнующая весть: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октяб­ря 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в летних операциях на орловском, брян­ском, спас-деменском, ельнинском и смоленском направ­лениях Западного фронта 18-й гвардейский истребитель­ный авиаполк награжден орденом Красного Знамени.

Эта награда вызвала чувство гордости за боевой гвардейский полк. На славу сражались в небе и трудились на земле воины-авиаторы. В 1943 году (с февраля по декабрь) они произвели около 3000 боевых вылетов. В 295 схватках в небе сбили 150 фашистских са­молетов. Это составило 40 процентов самолетов, сбитых пятью полками 303-й дивизии.

В полдень в авиаполк прибыл комдив Г. Н. Захаров. Вместе с ним приехали начальник политотдела полковник Д. М. Богданов, делегация полка «Нормандия» во главе с Пьером Пуйядом.

Гвардейцы построились, вынесли Знамя. Майор К. Ф. Федоров открыл митинг. Выступивший на нем гене­рал Захаров особо отметил большие заслуги полка в лет­них и осенних операциях. С похвалой отозвался о наших воздушных бойцах, их отваге и мастерстве и полковник Богданов.

От французских собратьев по оружию выступил Мар­сель Лефевр:

-Мы видим: вы сражаетесь против врага смело, не теряя головы даже в самых трудных ситуациях. И с уверенностью, что вы никогда не подведете нас. Мы сдружились с вами на земле и в воздухе. Клянемся, что будем идти вместе до победного конца, до полного осво­бождения России и Франции от германского фашизма...

Затем выступали летчики, техники, механики.

Вечером состоялся товарищеский ужин. Произносились речи. Вскоре послышались песни. Начинали их игравший на гармошке Василий Серегин и общий любимец обоих полков французский летчик Жозеф Риссо. Им подпева­ли все.

Французы любили наши песни. Вспоминая об этом, Франсуа де Жоффр в своей книге «Нормандия — Неман» писал: «Нужно услышать песню «Мама», музыка и слова которой хватают за душу, и другие рожденные войной рус­ские песни, чтобы понять душу славянина. Прославление храбрости, любовь к родной земле, гимн подвигам на фрон­те и в тылу, самопожертвование во имя Родины, жажда жизни и презрение к смерти — все эти темы тесно пере­плетаются в песнях, дополняя друг друга, и все это на изумительно красочном и богатом языке».

Завершался октябрь. Низкая облачность, частые осен­ние дожди и туманы приковали авиацию обеих сторон к земле. Дежурные звенья в редкие дни вылетали по вы­зову передового КП воздушной армии, но самолетов про­тивника они не встречали. Летчики изучали теорию, на­бирались сил.

Техники и механики, как и прежде, занимались ремон­том и отладкой самолетов. Свои машины к боям они гото­вили с полной гарантией в безотказности.

Приближалась зима. Она пугала французских лётчиков. Учитывая это, а также просьбу французской военной миссии, советское командование решило вывести полк «Нормандия» на один из тыловых аэродромов до конца зимы. На фронт они вернулись лишь весной 1944 года.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]