Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Религиозные предпосылки для распространения христианства в Китае.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
104.84 Кб
Скачать

Заключение

Мудрец Конфуций был прав, говоря, что его учение не новое, а хорошо забытое старое. Также и Библия учит: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16).

Его проповедь о послушании старшим и почитании предков вполне соответствует библейской заповеди «Чти отца твоего и матерь твою», которой Богом благословляется создание патриархального уклада вплоть до государственного уровня.

Воззрения философа Мо-цзы, обличавшего правителей в губительности войн («Блаженны миротворцы») и призывавшего к возврату непосредственности в человеческих отношениях, а также любви ко всем как к своей семье («Возлюби ближнего твоего как самого себя»), по своей сути «предвосхищали» новозаветные откровения.

Разработанная философами-легистами идеология, основанная на главенстве закона и равенства всех перед законом с целью создания гармонично-развивающегося общества, позволила в короткий срок прекратить междуусобицы и создать единое китайское государство, благими плодами создания которого воспользовались все последующие династии правителей.

Эта благая идея могла иметь своей внешней причиной как пример ветхозаветного законодательства, так и законы образовавшейся империи Александра Македонского, которые многими были одобряемы как справедливые.

И как не суровы подчас кажутся земные законы, а свою созидательную основу все равно берут от закона Божьего, ведь от падших духов может исходить только беззаконие.

Следом за этими социальными религиозно-философскими концепциями возникают и приживаются в Китае учения даосов и буддистов, которые призваны были заполнить нишу всего мистического и иррационального, - всего того, что всегда притягивало человека, - это раскрытие тайны мироздания, жизни и смерти.

Даосы видят смысл и счастье человека в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним; которое, судя по описанию, идентично христианскому теизму, только не персонифицированное и не давшее откровение о себе своему творению (человеку).

А главная цель учения Будды – чистота мыслей, успокоение и, как итог, достижение просветления («просвещения»), - вполне согласуется с евангельским «блаженны чистые сердцем».

Труднооценимой заслугой этих двух мистических учений явилось принесение и укоренение на китайской земле института монастырей, ставших очагами культуры163. Например, притягательность буддизма была усилена благотворительностью монастырей: монахи оказывали помощь населению во время эпидемий, рыли колодцы, строили мосты, бесплатные столовые, общественные бани, убирали мусор и пр164.

Китайские монастыри всегда были наполнены духом умиротворения, сладковатым запахом благовоний, шепотом мантр и заклинаний как музыкальным сопровождением для единения с Абсолютом. В них всегда мог уединиться как желающий самосовершенствования, так и любой китаец, обуреваемый невзгодами для обретения спокойствия и «точки опоры» в жизни.

Завершая наш метод аналогий и проведения параллелий, заметим, что по форме китайские традиционные религии, вместе взятые, довольно близко подошли к христианству, и, кажется, что единственного, чего им не хватает -- это признание единого Творца-Вседержителя и Его Откровения людям.

К тому же за последние десятилетия благодаря гигантскому экономическому скачку и процессам глобализации современное традиционное китайское общество претерпело существенные трансформации и не всегда в лучшую сторону; как, впрочем, и все другие общества, где традиционные ценности стали «размываться».

Вся эта ситуация чем-то напоминает обстановку в Римской империи в 313 году и на Руси в 988 году ..

Для каждого миссионера знание положительных сторон традиционных верований народов открывает реальную возможность проповеди Евангелия. Тогда с Божьей помощью можно, к примеру, подражая165 речи апостола Павла в ареопаге, так начать диалог: «Братья-китайцы! Вы верите во всемогущее Небо, и мы верим в Небесное Царство, только у нас на нем пребывает Бог-Творец с сонмом ангелов ... и так далее».