Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Религиозные предпосылки для распространения христианства в Китае.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
104.84 Кб
Скачать

2.2. Предпосылки в моизме для распространения христианства

О жизни основателя учения Мо-Цзы (ок.470--ок.391) почти ничего не известно, но сохранился труд под одноименным названием, написанный его учениками, моистами.

Согласно Мо-цзы, социальные беды его времени берут исток в людском эгоизме, или в том, что он называет «частным интересом» или отсутствием «всеобщей любви». Когда правитель одного царства стремится достичь преимущества над другим царством или когда один род хочет получить преимущество над другим родом, такой эгоизм приводит к разрушению общества. Только если частный интерес уступает универсальности всеобщей любви, человечество обретает мир. Только тогда, когда каждый человек научится любить другого, как самого себя (ср. Мф.22:39, Мр.12:31, Лк.10:27), видеть в другом такую же, как он сам, личность, воцаряется порядок26. Нужно распространить естественное желание сделать приятное своим родителям и близким на всех людей, на всех родителей и детей. Естественная любовь к своему городу или государству должна распространится на все города и государства27.

Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казенных средств и призывал к личной покорности воле небес. Разделяя общую веру в существо Неба, Мо-цзы утверждал, что речь идет о личностной воле (теистическое значение). Небо у Мо-цзы все видит и слышит, обладает чувствами и желаниями, является высшим критерием справедливости и добра -- «образцом всеобщей любви и взаимной выгоды»28, которое «отдает много, но ничего не берет взамен», откликается на молитвы и просьбы всех людей. Все благое проистекает от Неба -- источника всех вещей. Все вознаграждения и наказания за поведение людей тоже проистекают от Неба.29. В форму небесного волеизъявления Мо-цзы облек и идею укрепления высшей власти правителя -- Сына Неба, и упорядочения ее инструментария 30.

В развитие тезиса о «воле Неба» Мо-цзы выдвинул положение о «духовидении» как связующем звене между людьми и Небом. «Духовидение» предполагает различение «небесных» духов, духов рек, гор, земли и духов предков, поклонение им и осознание того, что за добрые дела люди вознаграждаются духами, а за проступки -- наказываются31

Конфуцианскую любовь, имеющую много градаций в зависимости от степени родства и социального статуса, Мо-цзы называл «псевдолюбовью», сравнивая ее с чувством вора, который любит свой дом, но спокойно грабит чужой32. Более того, согласно Мо-цзы, неспособность равно любить всех людей означает неспособность любить вообще33.

Его критика отражает разное социальное происхождение конфуцианцев и моистов. Еще до Конфуция наиболее образованные и искушенные люди отказывались от веры в персонифицированных божеств и духов (ср. «саддукеи»). Люди более низких слоев общества всегда в таких случаях отставали от подобного роста скептицизма, а именно их мировоззрение и выражал Мо-цзы34.

В воспитании совершенного человека ведущую роль Мо-цзы отводил как и Конфуций личному примеру. Силой примера правитель может изменить и природу человека, и обычаи народа35. Как стоящий наверху, он стремится подражать Небу, при помощи наград и наказаний побуждая нижестоящих действовать в соотвествии с принципами всеобщей любви и самоограничения36.Одна из задач познания -- поиск разумных принципов управления обществом, основанный на знании того, «откуда берут свое начало беспорядки»37.

Будучи убежденным противником войн, Мо-цзы был первым пацифистом. Вторгаясь на территорию другого государства, армия топчет хлеба, рубит леса, разрушает города и селения. Не лучше приходится и агрессорам. Многочисленные армии уходят в поход и не возвращаются обратно. Тысячи семей остаются без кормильцев, а дети сиротеют. Между тем всеобщая любовь требует того, чтобы все люди, как и Небо, любили всех людей, все государства любили все государства38. Сам Мо-цзы стремился стать образцом человека, исповедующего принципы всеобщей любви и миролюбия: немало странствовал, пытаясь установить мир между различными царствами и рискуя при этом собственной жизнью39. Мо-цзы был первым, кто использовал для аргументации в пользу всеобщей любви авторитет Неба (ср. «Бог есть любовь» 1Ин.4:16).

Мо-цзы не принимал религиозной агностицизм конфуцианцев, и он пророчил им различные бедствия за то, что они отказываются признать познавательность Воли Неба40.

Человеколюбивое учение Мо-цзы всегда привлекало внимание как филосо-фов, так и политиков. Например, в начале 20-х годов ХХ века в Китае возник большой интерес к взглядам моистов как апологетов социализма, и Мо-цзы был поднят на щит. Называли его и «китайским Лениным», и «древнекитайским большевиком», пытаясь превознести его в качестве могучего представителя «народного социализма», противостоящего Марксу как явлению инородному41. В V--III веках до Р.Х. моизм составлял серьезную конкуренцию конфуцианству, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.

Воззрения философа Мо-цзы были очень возвышены и исторически не могли на государственном уровне составить конкуренцию более «прагматичному» конфуцианству, которое, кстати, как это у него водится, всё же обогатилось приемлемыми для себя положениями моизма.