Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
народы.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
297.6 Кб
Скачать

16 Заказ 1690 241

Вечером дня смерти забивали барана и на ночь накрывали гос-тевой стол умершего — конак ас. Гости сидели до утра, тихо ведя разговоры и читая по очереди молитвы. В день похорон группа молодых людей во главе со старшим ездили на кладбище копать могилу — камыр казу. В это же утро приносили из дома, где были последние похороны (в городе — из мечети), деревян-ное корыто, обитое изнутри тонким листом из светлого метал¬ла, открытое у изножия (табыт). Обряд омовения совершался строго по половому различию: к телу женщины не допускались мужчины и наоборот. Покойника заворачивали в саван из белой хлопчатобумажной ткани. Перенос на кладбище производился в табыте. Поверх савана маит обертывали ковром, который после похорон отдавали в мечеть или мулле. В могиле маит уклады-вали в специальную боковую нишу (лахат), которую закрывали косым накатом досок, чтобы на тело не попала земля. На клад-бище женщины не допускались.

По завершении захоронения начинались поминки. Для них спецально резали лошадь или несколько баранов. Справлялись поминки на третий, седьмой, сороковой, сотый день смерти и в год. Ежегодно во время мусульманского поста (ураза) проводился обряд поминовения всех усопших родственников до седьмого ко¬лена (ауыз ашар). Весь цикл погребально-поминальных обрядов сопровождался раздачей отрезов ткани, жиртыс, кусков полоте¬нечной ткани и носовых платков.

Татары Южного Урала

Татары (самоназвание татар) — один из многочисленных этносов России и стран ближнего зарубежья. Их численность (по переписи 1989 г.) составила 6648,7 тыс. человек, в Российской Фе¬дерации — 5522 тыс. В 2002 — 5505 тыс. человек. Татары прожи¬вают в Татарии (1765,4 тыс.человек), Башкирии (1120,7), Удмуртии (110,5), Мордовии (47,3), Марийской Республике (43,8), Чувашии (35,7), а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; Узбекистане (467,8), Казахстане (327,9), Украине (86,9), Таджикистане (72,2), Кирги¬зии (70,5), Туркмении (39,2), Азербайджане (28); Литве, Латвии и Эстонии (около 14).

Численность татарского населения в Челябинской области со¬ставляла: в 1989 г.— 224605 чел. (6,2%), в 2002 г. — 205087 (5,7%).

Для татар характерно дисперсное расселение по всей территории

171

области с наибольшей концентрацией в северной части. Доля их проживания в городах, крупных поселках выше, чем в сельской местности, и составляет от 5% (город Челябинск) до 14% (город Миньяр), 23% (село Варна).

Состав и формирование этнической общности татар. Этно¬ним «татар» исторически закрепился за большой группой тюрк¬ских народов, далеко не всегда родственных по происхождению и составляющим компонентам. Татары делятся на три основные экстерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские и татары астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские, включающие субэтносы ка¬занских татар, касимовских татар и мишарей, а также субконфес¬сиональную общность кряшен (крещеных татары). Среди сибир¬ских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабин- ские и бухарские (этносословная группа татар); среди астрахан¬ских — юртовские, кундровские татары и карагаши (в прошлом выделялись ещё татары «трех дворов» и татары «смешные»). До начала XX в. особой этнической группой являлись литов¬ские татары, сформировавшиеся в золотоордынекое время. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целос¬тность, во второй половине XIX — начале XX в. переживала в определенной мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т.ч. и в результате усиления национального «татар¬ского» самосознания). Крымские татары всегда рассматривались как самостоятельное этническое образование.

Процесс формирования этнической общности татар был дли¬тельным и сложным. В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-ураль- ских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, на- гайбэк, кэчим и др.; у астраханских— нугай, карагаш, юрт татарлары и пр.; у сибирских — себер татарлары (себерэк), то- боллык, туралы, бараба, бохарлы и т. д.; у литовских — мэслим, литва (липка), татарлары. Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племен в VI-IX вв. В XIII в. в 172 составе монголов, создавших Золотую Орду, находились поко¬ренные ими племена (в т. ч. тюркские), называвшиеся «татары». В XIII-XIV вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-мон- гольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские, некоторые азиатские народы, а также русские называли «татара¬ми» все население Золотой Орды. В татарских ханствах, обра¬зовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесен и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств «татарами». Тем не менее данный этноним закреплялся с трудом. Так, в XVI в. среди волго-ураль- ских татар он воспринимался еще как имеющий уничижитель¬ный смысл. В условиях формирования этноса (вторая половина XIX — начало XX в.) у татар начался процесс роста националь¬ного самосознания и осознания своего единства. Происходившие в народной среде объективные процессы были осознаны интел-лигенцией, которая способствовала отказу от локальных само-названий. При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926 г. 88% татарского населения Европейской части СССР на-зывали себя татарами. Искусственная консолидация татар была осуществлена директивными документами в ходе всесоюзной переписи населения 1937 г., когда все татары, за исключением крымских, были объединены в одну общность. Эта тенденция на¬блюдалась до конца XX в. В переписи 2002 г. наряду с «татарами» выделены «татары астраханские» (2 тыс.), «татары сибирские» (10 тыс.), «крящены» (25 тыс). Обрели статус самостоятельного этноса нагайбаки (10 тыс.).

Татарский язык входит в кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. В лексическом отношении он проявляет наибольшую близость башкирскому, затем кара-калпакскому, казахскому, ногайскому, балкарскому, узбекскому и кумыкскому языкам. По данным ЮНЕСКО, татарский язык от¬носится к 14 наиболее коммуникационным языкам мира. Он фор¬мировался вместе с народом — носителем этого языка — в райо¬нах Поволжья и Приуралья, в тесном взаимодействии с другими как родственными, так и не родственными языками. Испытал определенное воздействие финно-угорских (марийского, мордов¬ского, удмуртского, древневенгерского), арабского, персидского, славянских языков. Так, языковеды полагают, что те особенности в области фонетики (изменение шкалы гласных и др.), которые, с одной стороны, объединяют поволжско-тюркские языки меж¬ду собой, а с другой — противопоставляют их другим тюркским языкам, являются результатом их сложных взаимоотношений с финно-угорскими языками.

Разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибир- ско-татарский). До середины XIX в. функционировал старота-тарский литературный язык, близкий к чагатайскому (староуз-бекскому) литературному языку, но испытавший и определенное воздействие османского языка. В нем присутствовало большое число заимствований из арабского и персидского. Все это делало старотатарский литературный язык малопонятным для народных масс. Он использовался только небольшим слоем образованных людей (ученых, писателей, религиозных и государственных де¬ятелей). Со второй половины XIX в. на основе казанско-татарско- го диалекта, а также при заметном участии мишарского, началось формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале XX в.

Арабский алфавит, на котором базировалась татарская пись¬менность с периода средневековья (до этого периода была тюрк¬ская руника), был недостаточно приспособлен к особенностям та- 174 тарского языка. В конце 1920 г. был принят декрет «Об алфавите и орфографии», законодательно закрепляющий реформы письма, в т. ч. и татарского. Одновременно началась работа (завершен¬ная в 1926 г.) по улучшению написания печатных и письменных арабских букв. Однако уже в 1929 г. был введен латинский, а с 1939 г. — русский алфавит. С 1990-х гг. снова встал вопрос о вве¬дении латинской графики.

Традиционная религия татар — ислам суннитского толка (за исключением небольшой группы христиан-кряшен, которые были обращены в православие в XVI-XVIII вв.). Как свидетель-ствуют исторические и археологические источники, предки сов-ременных татар (булгары) начали приобщаться к мусульманству уже в первых десятилетиях IX в. В 922 г. этот процесс завершил-ся провозглашением ислама официальной религией Волжской Булгарии. Принятие ислама открыло возможность для приобще¬ния к передовой арабо-мусульманской культуре, широкого про¬никновения в Волго-Камье научно-философских и литератур¬но-художественных идей, распространенных на Востоке. А это в свою очередь сыграло весьма существенную роль в развитии культуры, научно-философской мысли у самих булгар. Были за¬ложены основы для просвещения, стала складываться система обучения.

Мусульманская школа являлась важнейшим фактором наци¬ональной консолидации и самосохранения. Тяжкие испытания выпали на долю татар после покорения русскими Казанского ханства (1552 г.). Началось планомерное наступление государства и церкви на ислам, особенно ужесточившееся в XVIII-XIX вв. Процесс обращения «иноверцев» в христиан шел при усиленном экономическом давлении. Земли иноверцев-помещиков, отка¬завшихся принять православие, отписывались государю. Ново¬крещеным же на три года предоставлялись налоговые льготы, а все поборы на них были переложены на плечи оставшихся в «неверии» татар-мусульман. Миссионеры оскверняли мусуль¬манские кладбища, надмогильные плиты клались в основания

175

строившихся православных храмов. По указу 1742 г. началось разрушение мечетей: буквально за два месяца в Казанском уезде из существовавших 536 мечетей было сломано 418, в Симбирской губернии из 130 — 98, Астраханской из 40 — 29.

Ответом стало, с одной стороны, массовое бегство мусуль-ман в те районы, где жизнь была полегче (наиболее доступным из таких районов было Приуралье, Заволжье). С другой стороны, ак¬тивнейшее участие в ряде восстаний, в том числе и в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева (1773-1775 гг.). В этом противостоянии татар еще больше усилилось объединяющее вли¬яние ислама и мусульманского духовенства. Даже в дорусский период татарской истории, когда ислам занимал главенствующие идеологические позиции, он не играл такой значительной роли в духовной жизни народа, как в период гонений и притеснений второй половины XVI — середины XVIII в. Ислам оказал боль¬шое влияние на развитие не только культуры, но и этнической идентичности. По-видимому не случайно, что в XVIII-XIX вв. многие из татар Поволжья и Урала, определяя свою этническую принадлежность, предпочитали именовать себя мусульманами.

Но борьба за выживание по крайней мере на два столетия за¬держала естественный ход развития светской культуры и обще¬ственной мысли. Их возрождение началось в последней четверти XVIII в., когда российское правительство, напуганное нарастанием национально-освободительного движения среди мусульман По¬волжья и Урала, сменило тактику. Реформы Екатерины II легали¬зовали мусульманское духовенство: открылось Оренбургское ду¬ховное собрание, были созданы предпосылки развития татарской буржуазии, секуляризации общественной мысли. Постепенно со¬зрели силы, ощутившие потребность общественных перемен и от¬хода от догм средневековой идеологии и традиций, формировалось реформаторско-обновленческое движение джадидизм, охватив-шее религию, культуру и политику (конец XVIII — начало XX в.).

Основным итогом деятельности мусульманских реформато-ров явился переход татарского общества к отвечающему требо-. 776 ваниям времени «очищенному» исламу, идеи которого глубоко проникли и в народные массы, прежде всего через систему про¬свещения (джадидистские мектебе и медресе, печатную продук¬цию). К началу XX в. в результате деятельности мусульманских реформаторов у татар вера в основном отделилась от культуры; политика стала самостоятельной сферой, где религия уже зани¬мала подчиненное положение.

Антропологический тип татар. Антропологические иссле-дования татарского этноса проводятся уже более ста лет. За это время был накоплен и обработан огромный материал. Антро-пологическая структура татар Среднего Поволжья и Приуралья складывалась в основных чертах еще в домонгольское время в границах Волжской Болгарии. Основным фактором расообра- зования являлась метисация между пришлым тюркоязычным и местным финно-угроязычным населением. Политические, куль-турные и языковые изменения, которые происходили здесь в пос¬ледующие эпохи, не внесли существенных изменений в расовый облик местного населения. По итогам исследований, в составе поволжско-приуральских татар были выделены четыре основных антропологических типа, которые характеризуются:

• понтийский (темный европеоидный) — мезокефалией (среднеголовостью), темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, значитель¬ным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению;

• светлый европеоидный — суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним рос-том. По ряду показателей этот тип сближается с темным понтий- ским;

• сублапоноидный (волго-камский) — мезосуббрахикефа- лией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды; невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности; довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса;

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]