Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[]_Grammatika_Por-Royal(BookFi.org).docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
470.29 Кб
Скачать

Глава XIV о разнообразии лиц и чисел в глаголах

Мы уже говорили о том, что разнообразие лиц и чисел в глаголах происходит от того, что люди, желая сократить свою речь, стали присоединять в пределах одного слова к ут­верждению, являющемуся основным свойст­вом глагола, субъект предложения (по край­ней мере в ряде случаев). Так. когда человек говорит о себе самом, субъектом предложения является местоимение первого лица: ego. moi. je 'я': когда же он говорит о том, кому адре­сована его речь, субъектом предложения является местоимение второго лица tu, toi 'ты', vous 'вы'.

Но для того, чтобы избавить себя от необ­ходимости постоянно употреблять в речи эти местоимения, решили, что вполне достаточно приписать слову, обозначающему утвержде­ние, некоторое окончание, которое обознача­ло бы, скажем, что мы говорим о себе. Такое у потребление глагола было названо первым лицом глагола; video, je vois '(я) вяжу. То же самое было сделано н в отношении того, кому адресована речь, и такое употреб­ление было названо вторым ликом: vide», in vois "(ты) видишь'. Но эти местоимения имеют множественное число, как, например, в тех случаях, когда говорятся о себе самом вместе с другими: not. nous 'мы' или же о том, кому адресована речь, если мы рассматриваем этого адресата как группу людей: vos, vous 'вы'. В соответствии с этим придали два раз­личных окончания так же множественному числу глаголов первого и второго лица: vide-mus, nous voyons '(мы) видим'; videtis, vous voyez '(вы) видите'.

Но постольку субъектом _ предложения часто бывает не сам говорящий, не тот, кому адресована речь, появилась необходимость, оставив названные два вида окончании за эти­ми двумя лицами, ввести третье окончание, которое соединялось бы со всеми прочими видами подлежащих, что и было названо третьим лицом соответствен по единственного или множественного числа. Правда, слово „лицо" подходит лишь в отношении существ разумных и мыслящих, и поэтому с полным правом его можно использовать лишь для двух первых лиц, ибо третье лицо глагола обозначает не только людей, но и все вилы предметов.

Отсюда следует, что то, что мы называем третьим лицом глагола, фактически является основой глагола (le theme du verbe), как это можно наблюдать во всех восточных языках *. Поскольку более естественно, чтобы глагол выражал в первую очередь утверждение, не обозначая специально какого-либо подлежа­щего, и лишь затем при помощи изменения флексии определялся бы как содержащий в качестве подлежащего первое или второе лицо.

Это разнообразие окончаний, обозна­чающих два первых лица глагола, показы­вает, почему в древних языках местоимения первого и второго лица весьма разумно присоединялись к глаголам лишь в редких случаях, вызванных рядом особых соображе­ний, обычно же ограничивались формами: video, vides, videmus, videtis. Ибо эти оконча­ния и были первоначально придуманы для того, чтобы избавить себя от необходимости присоединять к глаголу местоимения первого и второго лица. Тем не менее новые языки, а в особенности французский, постоянно присоединяют к глаголам эти местоимения: je vois, tu vois, nous voyons, vous voyez. Воз­можно, это происходит от того, что довольно часто разные лица глагола не различаются по окончаниям. Например, все глаголы на ег, как aimer, имеют одинаковые окончания в первом и третьем лице единственного числа: j aime „я люблю', il aime *он любит'; другие глаголы — в первом и втором лице: je lis я читаю', tu lis 'ты читаешь". А в итальянском языке довольно часто имеют одинаковые окончания все три лица единственного числа. Более того, глаголы в первом, втором и третьем лице единственного числа, употребляемые без местоимений, часто принимают значение императива, например: vois 'смотри', aime 'люби', lis 'читай' и т.д.

В греческом, помимо двух чисел, единст венного и множественного, которые присущи глаголам, так же как и именам, было еще и двойственное, унотреблявшееся в отноше нин парных предметов, хотя использовавшее ся довольно редко.

В восточных языках можно заметить стремление к тому, чтобы различать, относит­ся ли утверждение к мужскому или женскому полу. Поэтому там чаще всего одному лицу глагола придаются два различных окончания, служащие для разделения родов, что часто способствует устранению двусмысленностей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]