Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
доработка.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
288.26 Кб
Скачать

2.2 Влияние форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества на интеграцию в атр

Форум "Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество" (АТЭС) создан в 1989 году и на сегодняшний день объединяет 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. В современном мире АТЭС – это динамично развивающийся регион, на долю которого приходится 54,9% мирового ВВП, 47,1% мировой торговли товарами и услугами, 44,5% всего объема накопленных в мире прямых иностранных инвестиций, 39,9% населения мира. [18] Таким образом, очевиден тот факт, что регион АТЭС играет огромную роль в становлении и развитии мировых экономических отношения, в том числе и в развитии интеграционных процессов в АТР.

В ноябре 1994 года на саммите форума АТЭС в Богоре (Индонезия) была принята декларация, которая впоследствии стала именоваться «богорскими целями» и определила основную цель существования форума, которая заключалась в формировании к 2020 году свободного единого торгового и инвестиционного пространства АТР. При этом экономически развитые страны провозгласили намерение завершить торгово-экономическую либерализацию к 2010 году, а развивающиеся – к 2020 году.

За годы существования форум значительно расширил свою направленность. С 2001 года его повестка дня разбита на два тематических блока: экономический (упрощение торговых процедур, экономическое и техническое сотрудничество) и политический (борьба с терроризмом, ликвидация чрезвычайных ситуаций, противодействие распространению инфекционных заболеваний и так далее). [17] Такие действия можно рассматривать как реагирование участников форума на изменяющуюся мировую экономическую и политическую ситуацию, глобализацию мировых экономических отношений, в том числе и возникновение глобальных проблем и кризисов.

Тем не менее, сегодня перспективы формирования экономической интеграционной группировки на базе форума АТЭС представляются неопределенными. Во многом это связано с неоднородностью состава этой межправительственной организации, включающей как развитые, так и развивающиеся страны. Приверженность участников форума принципам добровольности выполнения принятых решений дала развитым и развивающимся государствам возможность по-разному трактовать «богорские цели», в том числе первые видели в этом процесс ликвидации тарифных и нетарифных барьеров, а вторые, в частности страны АСЕАН, выступали за их эволюционное, постепенное сокращение. [17] К тому же между двумя группами стран сохраняются противоречия в определении основных направлений деятельности организации: развитые страны выступают преимущественно за первоочередную либерализацию торговли и инвестиций, а развивающиеся страны считают необходимым приоритетное развитие экономического и технического сотрудничества в виде программы экономического и технического сотрудничества – ЭКОТЕК.

Между тем принятие «богорских целей» заложило основу в межгосударственном кооперировании и послужило отправной точкой для формирования многостороннего регионального сотрудничества, направленного на сближение экономических курсов государств, создание эффективных переговорных механизмов и повышение доверия между странами, а также сотрудничество бизнес-структур региона. Об этом говорит достижение высокого уровня региональной интеграционной торговли, о котором было отмечено на саммите АТЭС в Сингапуре в 2009 году, в частности доля взаимной торговли в совокупном товарообороте стран АТЭС составила 67%, что превышает соответствующий показатель по Европейскому Союзу; общий объем внутрирегионального экспорта вырос в шесть раз; общий уровень таможенных тарифов на товары снизился с 17 до 5%. [19] Однако полной либерализации торговли развитыми странами АТЭС в 2010 году так и не произошло, поэтому в данной ситуации уместно говорить о том, что в рамках АТЭС реализовалась одна из перечисленных выше особенностей интеграционных процессов АТР, а именно форум способствовал развитию фактического интеграционного сотрудничества, а формальная (институциональная) интеграция, заключающаяся в достижении «богорских целей», так и не осуществилась. В качестве одной из основных причин, послуживших этому, можно выделить еще одну из вышеупомянутых интеграционных особенностей региона: эффективному экономическому интеграционному сотрудничеству препятствует соперничество за реализацию своего видения интеграционных процессов в АТР таких крупнейших региональных игроков как США, Китай и Япония.

В то же время некоторые небольшие страны-члены АТЭС, такие как Сингапур, Бруней, Новая Зеландия и Чили, пошли по пути постепенного продвижения в направлении либерализации торговли в регионе, заключив соглашение об образовании зоны свободной торговли в рамках новой структуры – Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), которое впервые было упомянуто на саммите АТЭС в 2009 году в Сингапуре в выступлении премьер-министра этой страны. Формат соглашения предполагает возможность свободного подключения к нему любой страны АТР, готовой развивать торговые отношения на базе принятого стандарта. [19] Формально ТТП не является конкурентом АТЭС, так как обе организации ставят перед собой цель либерализации торговли в регионе.

На сегодняшний день ТТП превращается в крупнейшее торгово-экономическое объединение. Об этом свидетельствует прошедший в 2011 году в Гонолулу (США) саммит АТЭС, главной новостью которого стало объявление, о том, что восемь стран региона заявили о заключении рамочного соглашения о создании ТТП. В его составе Бруней, Новая Зеландия, Сингапур, Австралия, Вьетнам, Малайзия, Перу и США. Там же, в Гонолулу, премьер-министр Японии Йошихико Нода объявил о намерении принять участие в переговорах о членстве в ТТП. Следом о желании вступить в будущем в партнерство объявили Мексика и Канада. Можно ожидать, что в дальнейшем список интересующихся вступлением в партнерство расширится. [18]

Членство Японии в ТТП позволило бы усилить ее влияние на интеграционные процессы в регионе, однако существуют некоторые трудности, препятствующие присоединению к партнерству. В то время как японские промышленные компании рассматривают участие их страны в ТТП как весомый фактор укрепления конкурентных позиций в обозримой перспективе, представители аграрного сектора и правительственных кругов считают курс на присоединение пагубным для тысяч фермерских хозяйств, само существование которых невозможно без наличия таможенно-тарифных защитных барьеров. Все же премьер-министр Японии Н. Кан принял участие в переговорах по ТТП в качестве наблюдателя, демонстрируя интерес своей страны к этой структуре. [17]

США принимают активное участие в продвижении ТТП. По мнению Исполнительного директора Российского центра исследований АТЭС, проректора Всероссийской академии внешней торговли Кадочникова П.А., «инициатива Транс-Тихоокеанского партнерства — это попытка США реализовать в регионе многостороннюю инициативу, которая бы «стягивала» основных участников для обеспечения свободной торговли с участием Соединенных Штатов, создавая таким образом преимущества для американских товаров на рынках этих стран». [18] Столь интенсивные меры, предпринимаемые Вашингтоном по усилению позиций ТТП в АТР, на фоне растущей мощи Китая и его влияния на интеграционные процессы в регионе, позволяют предположить о стремлении США уменьшить экспортную экспансию КНР и укрепить свои позиции в регионе.

Рассматривая ТТП как важный инструмент продвижения и реализации основной идеи АТЭС, можно говорить о том, что эта интенсивно растущая ЗСТ играет большую роль в достижении «богорских целей». Существует мнение, что создание общерегионального соглашения о свободной торговле преждевременно, но не невозможно в долгосрочном плане. Уже сейчас в рамках комитета по торговле и инвестициям форума АТЭС ведутся исследования о конвергенции существующих торговых соглашений, то есть речь идет о возможности достижения унифицированного соглашения на основе общих критериев с некоторыми изъятиями в отношении индивидуальных стран.

В 2006 году на саммите АТЭС в Ханое (Вьетнам) поставлен вопрос об изучении возможности создания в АТР зоны свободной торговли (АТЗСТ). С тех пор АТЭС продолжает изучение создания АТЗСТ в качестве долгосрочной перспективы. Замена множественных торговых соглашений региона четкой системой стандартных правил способствовала бы укреплению сотрудничества в АТР. Кроме того АТЗСТ могла бы стать крупнейшим соглашением по либерализации торговли в истории и привести к значительному расширению торговли и дальнейшей экономической выгоде. Исследования показали, что АТЗСТ могла бы повысить реальный ВВП членов АТЭС на 1, 14%. [23] Стоит отметить, что в рамках саммита АТЭС в 2010 году в Йокогаме (Япония) было принято решение переходить к конкретным мерам по формированию Азиатско-Тихоокеанской ЗСТ. Поставлена задача выработать всеобъемлющее соглашение о свободной торговле, учитывающее региональные инициативы.

Итак, в настоящее время в АТР созданы два интеграционных механизма: с одной стороны, диалоговое партнерство или, иными словами, расширенное сотрудничество в формате «АСЕАН+», с другой стороны, форум АТЭС (21 экономика). Отношения между ними не отличаются особой консолидацией, однако их объединяет общий фактор – фактор АСЕАН+Китай.

Учитывая эти обстоятельства, на фоне быстрых, прогрессирующих темпов современной экономической интеграции, России необходимо выстраивать гибкую, дифференцированною внешнеполитическую линию в АТР, направленную на использование своего уникального геополитического положения и наращивание присутствия в АТР.