Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лена 10-13, 36-40.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
50.33 Кб
Скачать

36. Проблема добра и зла. Существующие варианты решения: абсолютизм, релятивизм, имморализм.

Ценности это основа любой человеческой культуры. У ценностей другая шкала – добро и зло. Различие между тем и другим люди устанавливают сами, на иррациональной основе собственных представлений. Так в чём же разница между добром и злом? Где та лакмусовая бумажка, которая позволила бы их различить?

Все существующие ответы на этот вопрос можно свести к трём основным концепциям: этический абсолютизм, этический релятивизм, имморализм.

Этический абсолютизм самая старая и распространенная доктрина. Согласно ей, различие между добром и злом абсолютно и не зависит от человека, а коренится в самом устройстве мироздания. Личности дано лишь встать на сторону мирового добра или зла – и получить соответственно награду или наказание.

Прежде всего, добро – это воля Бога или богов. Достаточно её исполнять, и никакие нравственные проблемы не возникнут. К этому сводится сущность любой развитой религии.

Они так же рассматривают добро и зло не по отдельным случаям а в мировых масштабах. Крайний случай такой позиции: добро и зло – две разные стихии, между которыми нет ничего общего. У этой концепции есть несколько вариантов. Так по этим вариантам: добро – это свойство добрых (и рассматривают они в данном случае высшее сословие. Кто выше, тот добрее); добро – это свойство целого (то что едино и цело не имеет причин творить зло); всё в мире добро (зло – лишь его недостаточная или сравнительно меньшая степень).

Слабости абсолютизма. Этический абсолютизм привлекает своей кажущейся простотой: для всех случаев жизни он предлагает одну и ту же мерку. Однако эта простота оборачивается недостатком – чрезмерной упрощённостью. Абсолютизм обращён не к отдельной личности, а к коллективу, всем членам которого он предлагает одно и то же.

Этический релятивизм(относительность). Его варианты сводятся к тому, что нормы морали не связаны с законами мироздания. Они созданы людьми и потому относительны, хотя от них и нельзя отказаться. Первым крупным философом-релятивистом был Протагор из Абдеры. Он учил, что всё в мире относительно. Оценим ли мы гору как высокую или низкую, назовём ли хитон (рубаху) белым или чёрным – смотря с чем будем сравнивать.

В рамках релятивизма повися утилитаризм. Его воздвиг Дж. Бентам: люди считают хорошим то, что для них полезно. Казалось бы, это – полнейшая аморальность: делай всё, что тебе выгодно, и ни о чём не беспокойся. Поэтому Бентам рассуждает тоньше: пользу и выгоду надо видеть дальше собственного носа. Мелкая выгода, которая потом обернётся крупным убытком, осуждается именно из-за дурных отдалённых последствий.

Позитивисты: только наука дает нам положительное. Всё остальное - иллюзия и зло.

Крупнейший английский позитивист XX века Бертран Рассел выдвинул этическую идею эмотивизма: неважно, какой моральной системы придерживаться, так как всё равно ни одна из них не может научно обосновать своё превосходство.

Конвенционализм: моральные нормы это условность о которой люди договорились в обществе.

Иммолрализм. Суть его – в отрицании любой морали, навязанной человеку извне, и в праве (оно же обязанность) личности на сотворение своей и только своей морали. Это течение относится к двум другим, как синтез в гегелевской триаде:

Тезис: У морали есть абсолютная основа.

Антитезис: Нет никаких абсолютных основ морали.

Синтез: Во внешнем мире нет абсолютных основ морали, но каждый должен создать их сам для себя.

Но подлинным творцом имморализма стал Фридрих Ницше. Подобно Диогену, он прожил всю жизнь без дома и без гражданства. Одна из главных тем его сочинений – уязвимость любой нравственной системы, претендующей на надличностный авторитет. Он объявил, что «мораль – это важничанье человека перед природой».

С любым страданием можно справиться, либо устранив его причину, либо объявив его благом; для второй цели и служит наркотик религии. Никогда ещё «ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически» ни одна религия не содержала истины.