Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практикум по ИЗЛ XIX в..doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
643.07 Кб
Скачать

«Романцеро» Генриха Гейне План

  1. Место сборника «Романцеро» (1851) в творчестве Г. Гейне.

  2. Смысл названия и особенности композиции сборника. Романс как лирический жанр.

  3. Трагический образ истории в «Романцеро».

  • «Лучший мертв, а худший жив» как лейтмотив сборника.

  • История и современность в сборнике.

  1. Лирический герой «Ламентаций». Тема прощания поэта с миром.

  2. Роль искусства и образ художника: образы Фирдуси, Иегуды Бен Галеви и Жофруа Рюделя. Странствия, безвестность и смерть – этапы судьбы художника.

Консультация

Немецкий поэт Генрих Гейне (1797-1856) считал себя последним романтиком. В его творчестве своеобразно воплотились романтические идеи и образы. Гейне неизменно обращается к ним с грустной иронией. Противопоставляя, как романтики, мир мечты и реальность, Гейне убеждает читателя в иллюзорности и исчерпанности романтического идеала, в необходимости жить в реальном мире.

Поэтический цикл «Романцеро» был создан Гейне в 1851 г., незадолго до смерти поэта. Тяжело больной Гейне, в течение многих лет прикованный к постели – «матрацной могиле», как он называл ее, создает новую книгу. Гейне назвал ее «третьей колонной» своей «поэтической славы» наравне с «Книгой песен» и «Новыми стихотворениями». Сборник «Романцеро» имел в Германии колоссальный успех, главный образом, потому что стал сенсацией: поэта считали уже умершим. В книгу вошли стихотворения конца сороковых годов, только некоторые из них публиковались ранее. Небольшой по времени промежуток между созданием стихотворений обуславливает особую цельность и внутреннее единство сборника.

Название сборника связано с традициями испанской литературы. Так называли собрание испанских романсов начиная с 17 века, когда было издано их первое полное собрание – «Всеобщий романцеро». Испанский романс представляет собой «жанр испанской сюжетной лиро-эпической поэзии (любовное, «чудесное», воинское стихотворение)»47, чаще всего осмысляющий исторические темы или перерабатывающий темы рыцарских поэм. Жанр испанского романса близок жанру баллады, часто эти термины употребляются как синонимы.

Гейне обратился к жанру романса еще в первом своем поэтическом сборнике – «Книге песен» (1827), одна из частей которой называется «Романсы». В «Романцеро» сюжетные стихотворения преобладают над чисто лирическими.

Сборник состоит из трех частей или книг: «Истории», «Ламентации» и «Еврейские мелодии». Первая часть сборника включает в себя романсы, посвященные мифологическим и историческим героям и событиям. В «Ламентациях» перед читателем предстает автор, прощающийся с миром и подводящий итог своей жизни. В «Еврейских мелодиях» – Гейне размышляет о еврейской культуре, использует мотивы еврейского фольклора, в центре этой части образ поэта Иегуды Бен Галеви. Сборник «Романцеро» проникнут трагической тональностью, ощущением скорой смерти. Это итог, который автор подводит своей жизни и своей эпохе. В «Романцеро» едкая, иногда циничная ирония и сарказм, отличающие все творчество поэта, соседствуют с тоской и болью, автор чувствует то умиротворенность, то гнев. Немецкий прозаик Карл Крауз писал о тональности «Романцеро» так: «Сосредоточенность на смерти покончила с кокетливой мировой полускорбью и цинизму придала пафос»48.

Центральными темами сборника, объединяющими его части являются: торжество зла и несправедливости в ходе истории человечества и судьба художника в прошлом и настоящем, раскрытая как трагедия непризнанного и бессильного художника-скитальца. С другой стороны, искусство предстает в сборнике как сила, способная исцелить и утешить поэта в мире, где торжествует предательство. Эта тема звучит в эпиграфе, предваряющем первую часть:

Когда изменят тебе, поэт

Ты стань еще вернее –

А если в душе твоей радости нет,

За лиру возьмись живее.

По струнам ударь! Вдохновенный напев

Пожаром всколыхнется -

Расплавится мука, – и кровью твой гнев

Так сладко изольется.

Первая книга сборника – «Истории» – включает в себя романсы, посвященные мифологическим и историческим героям и событиям. Концепция истории Гейне близка романтической: как и все романтики, Гейне осмысливает историю человечества в этических категориях, в важную роль в истории Гейне отводит отдельной личности, кроме того, поэта привлекает средневековье, хотя он не идеализирует его. Трагическую концепцию истории в сборнике в целом наиболее ярко отражает стихотворение «Валькирии» из первой книги. Обращение к мифическим персонажам – Валькириям, в германской мифологии богиням войны, как и отсутствие четко обозначенного времени и места действия, призваны подчеркнуть универсальный характер происходящего. Война, цель которой борьба за власть, предстает вечным состоянием человеческой истории. Итог ее безрадостен:

Пал герой, глаза смежив,

Лучший мертв, а худший жив.

Эти строки – один из центральных мотивов сборника. Победителем в этой войне оказывается «подлец», «тот, кто лучших одолел», и кому торжественно вручает власть бургомистр побежденного города.

Карьера подлеца является центральной темой стихотворений, открывающих книгу: вор (в стихотворении «Рампсенит») и палач («Шельм фон Берген») волей случайности получают власть и титул. Карьера дельца имеет фарсовый характер: Древний Египет в «Рампсените» предстает в виде театральной декорации а его «хохочущие» жители подобны зрителям, перед которыми разыгрывается скабрезная пьеса. В стихотворении «Шельм фон Берген» сам образ дюссельдорфского карнавала призван подчеркнуть театральность происходящего. Бергенский палач предстает в начале стихотворения как таинственный и мрачный романтический персонаж с горящим взором под черной маской, но, получив титул «шельм» (то есть «плут») он превращается в традиционного фарсового героя. Причем титул он получает не по своим заслугам, а играя в обряд посвящения в рыцари. Оба стихотворения завершаются ироничными экскурсами в «почтенную» долгую жизнь плутов и их потомков.

В романсе «Поле битвы при Гастингсе» тоже развивается тема карьеры плута:

Из саксов лучший пал в бою,

И Банкерт смеется, негодный;

Отребье норманнское делит страну,

В раба обратился свободный.

И стали лордами у нас

Норманны – вшивые воры.

Я видел, портной из Байе гарцевал,

Надев злаченые шпоры.

Но в центре романса – тема гибели героя. Если «Валькирии» – это взгляд на историю вообще, с высоты полета мифологических Валькирий, то «Поле битвы при Гастингсе» – иллюстрация к общефилософским размышлениям «Валькирий». Гибель героя предстает в романсе на разных уровнях бытия: и как катастрофа космического масштаба (зловещим предзнаменованием смерти короля является сияющая «кровавым светом» комета) и как трагедия народа, и как личная трагедия Эдит Лебяжьей Шеи. Для монахов, олицетворяющих драму народа, найденное тело – тело короля, для Эдит – «гроб» ее любви.

Романс «Поле битвы при Гастингсе» открывает серию романсов, посвященных реальным историческим событиям и лицам. В следующих за ним романсах – «Карл I» и «Мария Антуанетта» – Гейне от средневековья обращается к недавней истории, имеющей непосредственное отношение к современности поэта. Мотивы колыбельной песни, придают трагичное звучание судьбе Карла I, баюкающего своего будущего палача. Образ скользящих по паркету в зале Тюильри старых призраков королевы и придворных без голов символизирует реставрацию в современной Гейне Европе.

Стихотворение «В октябре 1849» из части «Ламентации» посвящено современности. Идиллия, нарисованная в начале, оказывается лишь фасадом, за которым скрывается картина революций 1848 г. в странах Европы, прежде всего, восстание в Венгрии. Злободневность сочетается в этом стихотворении с философской отстраненностью, закону гибели героев Гейне подчиняет не только историю, но и современность. Важное значение в этом стихотворении имеет и тема искусства. В «сон» погружен не только обыватель, безразличный к «выстрелу вдалеке», но и художник. Гейне подчеркивает контраст между бурной политической жизнью Европы и позицией невмешательства, замкнутости искусства на самом себе (пир в честь Гете, прославление «лиры дряхлой», довольно резкий выпад против венгерского музыканта Франца (Ференца) Листа).

Название второй части сборника восходит к «Книге Плача Иеремии» (Lamentationen Ieremiae Prophetae). Эта часть открывается стихотворением «Лесное уединение» (Waldeinsamkeit). Само название, как и центральные образы стихотворения – феи, эльфы, русалки, гномы, саламандры, старички-мандрагоры – связаны с немецкими романтическими сказками Л. Тика и Э.Т.А. Гофмана. В этом романтическом мире прошла его юность, о которой он вспоминает с грустной иронией. Но настоящее поэта безрадостно: лес безмолвен, сказочные персонажи отворачиваются от него, золотой венок украден. Это стихотворение – прощание с романтическим миром, веру в который поэт утратил.

Во второй книге сборника почти нет сюжетных стихотворений, здесь преобладает лирическая тема – прощание поэта с жизнью.

В центре этой части – цикл «Лазарь», лирический герой которого соотносится с Лазарем – нищим из евангельской притчи, питавшимся крошками со стола богача и после смерти попавшим в рай. Теме богатства и бедности, несправедливости этого мира посвящено стихотворение, открывающее цикл «Лазарь»:

Кто имеет много благ,

Тем, глядишь, еще дается.

Кто лишь малым наделен,

Тот с последним расстается.

А уж если гол и бос,

Лучше саван шей заране.

Тот имеет право жить,

У кого звенит в кармане.

В цикле «Лазарь» поэт рассказывает о своих страданиях, своей болезни, погибших надеждах, о желании вернуться на родину. Но перед читателем человек, не сломленный страданием. Он прощается со всем, что было дорого ему в этом мире – с Матильдой, своей женой («День поминовения», «К ангелам»), с читателями, для которых его смерть – всего лишь погасшая лампа («Она погасла»), с врагами («Духовная»). Финал цикла – «Enfant perdu» – обращение поэта к своей эпохе и попытка определить свое место в ней.

Название третьей части цикла – «Еврейские мелодии» – заимствовано у Байрона. Центральное место в ней занимает стихотворение «Иегуда Бен Галеви», завершающее тему художника и искусства всех трех книг.

Обращаясь к роли искусства в современном мире – важнейшей теме для немецких романтиков, Гейне стремится, прежде всего, показать изнаночную сторону жизни художника, скрытую от публики. Тему искусства в первой книге открывают стихотворения «Помарэ» и «Бог Аполлон». Романс «Помарэ» распадается на две контрастирующие части – в первой завораживающее искусство танца Помарэ превращает ее из танцовщицы канкана в королеву, а зрителей в верноподданных. Блеск славы, совершенство танца – это то, что видит зритель. Но есть и другая сторона жизни Помарэ, переданная с отталкивающей достоверностью – нищета, болезнь и ранняя смерть, убогие похороны. Гроб Помарэ провожают парикмахер и пес, ее слава рассеялась, как дым. Художник у Гейне обречен на безвестность и забвение, будь то простая плясунья или великий Фирдуси. Смерть художника и гибель героев – две трагические перекликающиеся друг с другом линии.

Романс «Бог Аполлон» развивает другую тему: лживое искусство, искусство как мишура, обман для зрителя. Тот, кого черница принимает за повелителя муз Аполлона, оказывается балаганным актером.

Три образа стоят в центре гейневских размышлений о судьбе художника – это иранский поэт Фирдуси, провансальский трубадур Жоффруа Рудель и еврейский поэт Иегуда Бен Галеви. Их судьбы схожи – это безвестность, непризнанность властью, вечное странничество.

Страсть поэта! Роковая

Власть мечтаний и предчувствий…

Жоффруа Рюдель плывет в далекую страну, чтобы увидеть Мелисанду Триполи и умереть на ее руках, Иегуда Бен Галеви погибает, увидев любовь всей своей жизни – свою родину Иерусалим. Тема странничества и смерти звучит в сборнике как размышление Гейне о своей собственной жизни и смерти в изгнании. Представляя судьбу художника трагичной во все времена, Гейне все же утверждает мысль об искусстве, как вечной ценности.