Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курс лекций Ландшафтоведение.doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
3.03 Mб
Скачать

5. Высотная ландшафтная дифференциация равнин.

Ярусность и барьерность на равнинах и в горах.

Влияние гипсометрического положения на дифференциацию равнинных ландшафтов было замечено давно.

Температура воздуха на равнинах, так же как и в горах, па­дает с высотой. Температурный градиент составляет примерно 0,5 С на 100 метров подъема. Это означает, что разница высот в 200 метров приведет к понижению средней температуры воздуха на 1°С. Такого понижения температуры недостаточно для появ­ления высотной поясности, но оно может сказаться на некото­ром смешении границ широтных зон. Характер этого смещения границ (т.е. происходит оно к северу или к югу) может быть раз­личным.

Так, в условиях избыточного увлажнения (в таежной зоне) низменности, получающие за год на 100-200 мм осадков меньше, чем возвышенности, фактически переувлажнены по сравнению с последними вследствие затрудненного стока. В результате именно на таежных низменностях интенсивно развивается забо­лачивание, в то время как на возвышенностях болот мало. С дру­гой стороны, таежные возвышенности часто служат проводни­ками к северу более южных ландшафтов. На Валдайской возвышенности, например, дубовые леса идут дальше на север, чем на прилегающих низменностях (лучше дренаж, меньше опасность заморозков - холодный воздух стекает вниз по скло­нам). Таким образом, при общем избытке атмосферного увлаж­нения возвышенности способствуют смещению зональных гра­ниц не к югу, а к северу. В условиях неустойчивого атмосферного увлажнения, что типично для лесостепной зоны, эффект увеличения количества осадков совпадает с влиянием рельефа, и это приводит к противоположному результату — про­движению широколиственных лесов на юг.

Ярусностъ можно определить как всеобщую географиче­скую закономерность, свойственную всем ландшафтам, как равнинным, так и горным. По отношению к ней высотная поясность имеет частный, или подчиненный, характер, и не только потому, что она специфична для гор, а еще и потому, что поясность - менее комплексное понятие, чем ярусность. Если высотная по­ясность связывается с климатообразующим значением рельефа, то в представлении о ярусности учитывается более всесторонняя ландшафтообразующая роль рельефа.

А.Г. Исаченко выделяет на равнинах два высотных уровня, или яруса, ландшафтной дифференциации. Первый со­ответствует широтной зоне, второй - более северный или более южный вариант, в зависимости от увлажнения. Границу между ними однозначно определить трудно, но на Русской равнине она лежит на высоте 170 - 180 м от уровня моря.

В.А. Николаев выделяет на равнинах три яруса: воз­вышенный, низменный и низинный.

Ландшафты возвышенные – это в большинстве своем ландшафты древние, т. е. развивающиеся на протяжении большей части плейстоцена в элювиальном режиме. Именно здесь обычны плакоры – типично зональные ландшафты. Примерами могут служить ландшафты Среднерусской, Приволжской возвышенностей, Общего Сырта, Тургайского плато и т. д.

Ландшафты низменные - в большинстве своем это ланд­шафты неоэлювиальные. В недавнем геологическом (в среднем и верхнем плейстоцене) они являлись ареной обширных речных и озерных разливов, как ландшафты супераквальные и аквальные, т.е. в условиях грунтового, натечного и пойменного увлаж­нения при господстве луговых, болотных и лугово-болотных ус­ловий. Однако позже, к началу голоцена, они вышли из состояния супераквальных и субаквальных и перешли в элюви­альный режим; поэтому их называют неоэлювиальными. Приме­рами таких ландшафтов могут служить лесостепные ландшафты Окско-Донской равнины, степные Причерноморские низменно­сти. Для них характерно наличие некоторых следов былого гидроморфизма. т.е. повышенной грунтовой, натечной и пойменной увлажненности. Так, в степных и лесостепных районах это сказывается в повышенной гумусности черноземов, иногда их солонцеватости, олуговелости, слитости и прочих признаках.

Ландшафты низинные на равнинах занимают самый ниж­ний ярус. Они приурочены к обширным поймам, дельтам либо к слабодренированным низменностям. В их пределах господству­ют так называемые гидроморфные и полугидроморфные ланд­шафты, т.е. ландшафты, в которых важным фактором является грунтовое, натечное или пойменное увлажнение. Низинные ландшафты часто в той или иной мере интразональны. Приме­рами ландшафтов низинного яруса могут служить следующие ландшафты:

а) Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги - лесо­-луговые, болотно-луговые, расположенные; в полупустынной и пустынной зонах;

б) Барабинской низменности - солончаково-луговые, солонцово-лугово-степные, лесо-лугово-степные, расположенные в лесостепной зоне;

в) недренированных междуречий Западно-Сибирской равнины в таежной зоне — болотные, лесо-болотные.

Существенную роль в дифференциации ландшафтов играет барьерный эффект, или барьерность. Это явление связано с пря­мым действием абсолютной высоты. Влияние горных барьеров начинает сказываться с ландшафтов предгорных равнин. Накоп­ление воздушных масс перед горным барьером начинается не­редко за несколько сотен километров до хребта. В результате на обширной площади равнин, примыкающих к горному поднятию с наветренной стороны, наблюдается увеличение осадков (на­пример, в Колхиде, западном Предкавказье, Приуралье). По дру­гую сторону хребтов и часто на большом удалении от них на­блюдается феновый эффект, уменьшение облачности, понижение количества осадков. В первом случае образуются ландшафты барьерного подножья, во втором - ландшафты барь­ерной тени.