Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
391.91 Кб
Скачать

5.2. Свержение Ордынского ига

К середине XV в. прежней Золотой Орды уже не существовало. От нее отделились:

1. Ногайская Орда — окончательно при сыне эмира Едигея, хане Нурадине (с 1412 г.);

2. Казанское ханство, завоеванное бывшим ханом Орды Улу-Мухаммедом в 1438 г.;

3. Астраханское ханство (возникло в 1459 г.);

4. Узбекское (а затем и Казахское) ханство с 1428 г. на землях современного Казахстана;

5. Крымское ханство при хане Хаджи-Гирее, правившем с 1441 г.;

6. Сибирское ханство (также именуемое Тюменской Ордой), которое первоначально было соединено с Узбекским ханством и самостоятельным стало при хане Ибаке с 1464 г.;

7. Касимовское ханство (по имени царевича Касима), образовавшееся в 1452 г. на рязанских землях и находившееся в вассальной зависимости от Москвы.

Фактически от Золотой Орды осталась лишь так называемая Большая, или Великая Орда (по-татарски «Улуг Улус») — территория от низовьев Волги до Днепра с центром в Сарай-Берке (в современной Волгоградской области). Она окончательно обособилась при хане Кичи-Мухаммеде (Кучук-Мухаммед, правил в 1436/37—1459 гг.), который затем передал правление своему сыну — Махмуду (1459—1465 гг.). Большая Орда считала себя преемницей Золотой Орды. Наибольшего своего расцвета она достигла при младшем сыне Кичи-Мухаммеда, хане Ахмате (Ахмед, 1465—1481 гг.).

В Московском же государстве в это время правил Иоанн III. Он еще при отце получил опыт отражения татарских набегов. Когда сын Тохтамыша хан Саид-Ахмед (Сеид-Ахмед), кочевавший со своей Ордой у южный границ Руси и Литвы, в 1459 г. попытался совершить набег на русские земли, то на р. Оке татар встретил княжич Иоанн «со многими силами», и татарские отряды ушли восвояси.

С начала правления Иоанна III начались превентивные походы против осколков Золотой Орды — прежде всего соседней Казани, чтобы предотвратить набеги на Русь и поставить важные в стратегическим и торговом отношении регионы под контроль Москвы. Делалось это при помощи союзных или дружественных Москве татар — касимовцев, Крымского ханства и Тюменской Орды.

В 1467 г. начался поход на Казань, где в это время правил хан Ибрагим (1467—1479 гг.). К русскому войску под командованием воевод И.Ю. Патрекеева и И.В. Стриги-Оболенского присоединился татарский отряд царевича Касима, рассчитывавшего при поддержке Москвы стать казанским ханом. Но взять Казань не тогда не удалось. Казанцы продолжали нападать на Нижний Новгород, Галич, Кострома, Муром. Весной 1469 г. Московский государь направил под Казань большое войско под началом воеводы князя К.А. Беззубцева, которое включало и «судовую рать» — ополчение на парусных лодках. Поход завершился успешно; одержав над татарами победу, войско возвратилось в Нижний Новгород. Осенью того же года был совершен новый поход, которым командовали братья великого князя. Конная и «судовая» рати подступили к Казани и заставили хана заключить мир с Москвой, а также вернуть русских пленников, захваченных в последние 40 лет.

Таким образом, московское войско одержало первые победы. Но по-прежнему главным противником были сараевские ханы. Они могли выставить до 100 тыс. войска и представляли реальную угрозу объединяющимся русским землям. Хан Ахмат смог временно восстановить влияние Большой Орды: он разгромил Узбекское ханство, посадил на астраханский престол своего ставленника и временно подчинил себе Крым.

Русских Ахмат по-прежнему рассматривал как своих законных данников. В июле 1471 г. он сжег небольшой и слабо укрепленный русский город Алексин (на правом берегу р. Оки), но вскоре отступил, получив известие о подходе московских полков под командованием брата государя Юрия Васильевича. Летописец описывает мощь русского войска, на которое татары смотрели из-за Оки: «многие полки великого князя, как море колеблющиеся, доспехи же на них были блестящие как чистое серебро, и вооружены изрядно».

После этого события с 1472 г. Москва совершенно прекратили уплату дани Орде. В 1476 г. Ахмат отправил к Иоанну III посольство с требованием «выхода», но получил отказ. Поэтому в 1480 г., заключив соглашение с польским королем и литовским князем Казимиром IV, хан Большой Орды поздней весной выступил в поход со всем войском, которое сумел собрать.

В это время Иоанн III испытывал большие внутренние трудности, связанные с недовольством своих братьев полученными ими от отца уделами. Только осенью Борис и Андрей Большой примирились с великим князем. Вместе с тем, внешнеполитическая ситуация благоприятствовала Московскому государству. Крымский хан Менгли-Гирей (1468—1515 гг.), союзный Иоанну Васильевичу, напал на польские и литовские земли, что предотвратило возможное выступление Казимира IV; другой союзник — тюменский хан Ибак — начал воевать улус самого Ахмата.

В июне 1480 г. силы ордынцев достигли правого берега Оки, а Московское войско расположилось у Коломны. Неожиданно 30 сентября Иоанн III бросил армию и уехал в Москву. Великого князя стали открыто упрекать в трусости, говоря, что он «бегает» от татар и намеревается бросить Москву.

О том, что Иоанн предполагал, что не удержит Москву, говорит отъезд его жены Софьи на Белоозеро. Автор «Повести о стоянии на Угре» упоминает, что великая княгиня «бегала на Белоозеро от татар, хотя никто за ней не гнался». Некоторые приближенные также предлагали самому государю бежать от Ахмата.

О серьезности положения говорит «Послание на Угру», направленное государю ростовским архиепископом и духовником князя Вассианом. «Дошло до слуха нашего, что прежние твои приближенные не перестают нашептывать тебе лживые слова и советуют не противиться супостату, но отступить и отдать на расхищение волку словесное стадо христовых овец; внимай себе и всему стаду, к нему тебя Святой Дух приставил, о боголюбивый вседержавный государь, молюсь твоей державе, не слушай такого их совета»,— писал Вассиан.— «Побойся и ты, пастырь! Не от твоих ли рук кровь взыщет бог по пророческому слову? Куда хочешь убежать и где хочешь воцариться, погубив врученное тебе богом стадо?» Вероятно, такой нажим со стороны церкви убедил Иоанна действовать более решительно.

Ахмат, обходя Оку с запада (так как в Коломне, Серпухове и других городах стояли русские войска), 8 октября вышел к притоку Оки — реке Угре (Югре). Здесь его встретила русская рать под командованием княжича Ивана Молодого и брата Великого князя Андрея Меньшого, которая в четырехдневном сражении не дала формировать Угру. 11 октября Великий князь прибыл в Кременец, где находились войска. Русская и татарская армии простояли на разных берегах реки до начала декабря. До 3 ноября Иоанн Васильевич еще вел переговоры с ханом, но затем они прекратились. 20 октября к русским подошли войска Бориса и Андрея Большого. Ахмат же не дождался своего союзника, Казимира IV. Даже когда в конце ноября ранние морозы сковали Угру и Ахмат мог уже переправиться на ее северный берег, ордынцы не решились пойти в наступление, а 11 декабря вдруг отступили. В своем ярлыке, посланном Иоанну III после вынужденного ухода хана Ахмата с берегов Угры, последний объясняет, что он «от берега пошел», так как люди его «без одежды, а кони без попон», но при этом заявлял, что через три месяца снова явится на Русь, если к нему лично не явится Иоанн. Но в январе 1481 г. Ахмат был убит тюменцами.

Ордынское иго пало: закончилась не только политическая (уже давно формальная), но и психологическая зависимость Руси от Орды, ее «царей». Москва стала самостоятельным во внешнеполитическом отношении государством, постепенно превратившемся в реальную геополитическую силу в Евразии. Кроме того, победа над Большой Ордой дала московским князьям дополнительный авторитет в глазах населения русских земель, как уже подчиненных Москве, так и еще сохраняющих самостоятельность или входящих в состав Литовского княжества.

Дальнейшая судьба Большой Орды была печальной. Ее постоянно громили то Крым, то орды тюменцев. В 1502 г. после очередного поражения от Крымского ханства этот призрак Золотой Орды окончательно исчез с политической карты, а его земли отошли к ногайцам, крымцам и астраханцам.

Однако угроза нападения на Русь с востока и юга сохранялась. В 1484 г. под давлением Москвы власть в Казанском ханстве была передана ханом Алегамом (Ильхам, 1479—1484 гг.) его младшему брату Мухаммед-Эмину (с перерывами правил в 1484—1518 гг.), но Алегам дважды сгонял лояльного Москве правителя с престола. Поэтому в 1487 г. русскими войсками под командованием Казань была взята после полуторамесячной осады. На время Казань стала вассалом Московского государства. В 1496 г. Мухаммед-Эмина сместил тюменский хан Мамук, а в с 1497 по 1502 гг. на казанском престоле сидел брат Мухамменд-Эмина, Абдул-Латиф (который был более угоден казанцам, но сохранял хорошие отношения с Москвой). Оставалась еще проблема Крымского ханства и Астрахани, но их предстояло решить в следующем столетии.

Из этих татарских государств наибольшую угрозу представлял мощный Крым, который с 1478 г. находился в вассальной зависимости от Османской империи. Летом 1521 г. крымский хан Мухаммед-Гирей, соединившись с казанцами, подошел к Москве, в страхе брошенной великим князем Василием Иоанновичем. Русский правитель был вынужден признать власть нового хана, но собственноручную грамоту Василия III сумел захватить и уничтожить рязанский воевода кн. И.В. Хабар. Московское княжество было избавлено от позора, но опасность новых набегов сохранялась.

К оглавлению