Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
You touch my talalaev.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.72 Mб
Скачать

4. Договорная правоспособность государств

Право заключать международные договоры (договорная правоспособность) является важнейшим элементом международной правосубъектности, атрибутом субъекта международного права.

Основные субъекты международного права - государства обладают высшей суверенной властью, самостоятельной внутри и независимой в международных отношениях (суверенитетом). Суверенные государства обладают международной правосубъектностью в полном объеме, что находит свое конкретное выражение в наличии у государства и осуществлении им так называемых основных (суверенных) прав и обязанностей (право на мир и мирное сосуществование, на уважение суверенитета, право участвовать в международных конференциях и в международных организациях и т.д.). В числе этих основных прав - право государства заключать международные договоры.

Как и международная правосубъектность в целом, договорная правоспособность государства не зависит от воли отдельных государств, в том числе от признания его другими государствами в качестве субъекта международного права или от действия депозитария. Государство приобретает право быть субъектом международных договоров не вследствие его признания другими государствами - участниками данных договоров, а в силу факта своего возникновения в качестве суверенного государства.

Право заключать международные договоры принадлежит всем государствам. Это положение зафиксировано и в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года; "Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры" (ст. 6). Однако право государств заключать определенные виды договоров может быть ограничено. Так, постоянно нейтральные государства в соответствии с международными соглашениями не имеют права заключать союзные договоры даже оборонительного характера, соглашения о военных базах, военной помощи и т.п. Государства - участники Договора 1968 года о нераспространении ядерного оружия не вправе заключать соглашений о передаче кому-либо или о приобретении у кого-либо ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Субъектами международных договоров могут быть как унитарные, так и федеративные государства. Государства - члены федерации могут обладать правоспособностью заключать международные договоры, если такая правоспособность признается федеральной конституцией, и в пределах, установленных ею. Это является внутренним делом государств. Во всяком случае, современное международное право не знает нормы, которая бы ограничивала договорную правоспособность членов федерации. Дискуссия, которая имела место по этому вопросу в Комиссии международного права и на Венской конференции ООН по праву договоров, подтвердила это, и ст. 6 Венской конвенции была принята именно в таком понимании.

Практика большинства государств показывает, что члены федерации не обладают договорной правоспособностью. Так, Конституция США, перечисляя права, которых лишены штаты, называет прежде всего право заключать международные договоры (ст. I, § 10). Это положение является общепризнанным и в американской правовой теории. "Несомненно, в Соединенных Штатах штаты эффективно устранены от договорного процесса"*(172), - замечает американский юрист Дж. Гендри. В других буржуазных федерациях (Аргентине, Бразилии, Мексике, Канаде, Австралии, Индии, Пакистане и т.д.) члены федерации по конституции также не обладают никакими правами в области международных отношений*(173), в том числе и правом заключать международные договоры. Все полномочия по заключению и даже осуществлению международных договоров целиком находятся в руках федерации. И федерация как таковая здесь выступает субъектом международных договоров. Исключение составляют буржуазные федерации - Швейцария и Федеративная Республика Германии, конституции которых (ст. 9 и 32) соответственно предоставляют право кантонам и землям заключать договоры по некоторым вопросам.

Федеральные органы могут также разрешать членам федерации вступать в каждом конкретном случае в определенные договоры, как это было с канадской провинцией Квебек, заключившей с разрешения центрального правительства Канады в 1965 году соглашение с Францией о программе сотрудничества в области образования. Впоследствии, в 1967-1968 годах, на этой почве между Канадой и Францией чуть не возник конфликт, когда Квебек, используя это разрешение как прецедент, пытался вступать самостоятельно в договорные и другие отношения с Францией и другими государствами - бывшими французскими колониями (Габоном и др.). Канадское правительство приостановило дипломатические сношения с Габоном и заявило, что, будучи канадской провинцией, Квебек не имеет права вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами без согласия федерального правительства. В январе 1969 года Францию посетила правительственная делегация провинции Квебек и было объявлено о подписании соглашения между Францией и Квебеком о сотрудничестве в создании совместного спутника связи*(174).

Примером участия членов федерации в международных договорах может служить Союз Советских Социалистических Республик. Союзные республики, согласно Конституции СССР, являлись суверенными советскими социалистическими государствами (ст. 76), следовательно, полноправными субъектами международного права, а Союз ССР есть результат "свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик" (ст. 70). (Ср. ст. 71 и ст. 72 Конституции Российской Федерации. - Ред.).

С созданием Союза ССР ему было добровольно передано ведение всех международных сношений. Этим, как правильно отмечают В.М. Корецкий, И.И. Лукашук и другие советские юристы, не прекращалась международно-правовая субъектность союзных республик. Передавалось лишь осуществление связанных с субъектностью прав и обязанностей, а также предусматривалась возможность заключения Союзом ССР договоров от имени союзной республики*(175). Заключенные ранее союзными республиками международные договоры сохраняли на их территории прежнюю силу, с тем чтобы дальнейшее проведение их в жизнь передавалось Союзу ССР.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов побудила внести некоторые изменения в порядок ведения международных сношений союзных республик. Уже в ходе войны внешнеполитические задачи потребовали непосредственного участия союзных республик в осуществлении внешней политики СССР. В этих целях законом от 1 февраля 1944 г., содержание которого было воспроизведено в Конституции СССР 1936 г. (ст. 18-а и 60, п. "д"), а также в конституциях союзных республик, было установлено, что каждая союзная республика "имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями".

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]