Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фукс, Энтони гл 9-10 ГРУППАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОДИ...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
287.23 Кб
Скачать

5. Сферы отношений

Есть также другие аспекты психологических отношений, которые представляют собой основную теоретическую важность для изучения и терапии в группах, мы бы хотели здесь затронуть некоторые способы, с помощью которых группа и ее участники могут быть значимыми друг для друга. Мы находим формулировки, сделанные Вернике (Carl Wernicke: Grundrisse der Psychiatrie, Leipzig, 1906) и Э.Эриксоном (Erik H. Erikson: Childhood and Society, Imago, 1951), особенно точно подходящими для материала, который мы наблюдали. Эриксон различает три сферы отношений между человеком и его социальным и материальным окружением, которые он связывает со стадиями развития ребенка. Во-первых, есть отношения в аутокосмосе. В аутокосмосе мы переживаем и знаем только свое собственное тело и его состояние, и мы переживаем все только на уровне тела. Во-вторых, есть отношения в микросфере. В микросфере ребенок знает и понимает объекты, которые находятся вне его тела, но он знает их в основном через свои фантазии и желания. Он наделяет объекты качествами, проецируемыми из него самого, диван становится кораблем, кукла становится сердитой мамой, мать становится ведьмой. В-третьих, есть отношения в макросфере, в мире, который человек по-настоящему разделяет с другими людьми, в котором лошадь может быть только лошадью, а стол является объектом, обладающим только своими личными качествами. Качества вещей открываются путем обмена между людьми результатами наблюдения и переживания.

Эти сферы отношений, через которые ребенок переживает свое окружение по мере вырастания, не исчезают, а продолжают действовать в психике, интегрированные (собранные вместе) под предводительством мышления в макросфере. Первые два вида переживаний оживляются в тех случаях, когда интеграция является несовершенной, и окрашивают зрелое мышление в макросфере. В психоанализе воздействие более примитивных форм отношений можно наблюдать и идентифицировать в переносе, и их также можно наблюдать в группе.

О психическом функционировании каждой из этих сфер может быть сказано еще очень много, особенно о проявлениях в индивидуальном психоанализе. Однако мы хотим обратить внимание на явления, которые могут наблюдаться в групповой ситуации, и поэтому мы сошлемся здесь только на наблюдения Вернике психотических пациентов, у которых очень ярко проявляется описанное Эриксоном аутокосмическое поведение. Психотическое мышление оперирует в аутокосмосе, и Вернике заметил, что у его психотических пациентов есть тенденция связывать свои нарушения иногда с событиями, которые происходят только у них в душе, иногда с событиями, происходящими в их теле, а иногда с событиями, происходящими во внешнем мире. Он описывает эти три причинные системы как ауто-психическую, сомато-психическую и алло-психическую. Таким образом, хотя в аутокосмосе переживание понимается на уровне тела и чувств, это не значит, что понять возможно только тело. Даже в аутокосмосе есть отношения, и даже отношения на этом уровне могут находить отражение в групповой ситуации (ситуации группы).

Отношения в аутокосмосе действуют на очень глубоком уровне психики, и группа редко их осознает. В группаналитической ситуации можно видеть, как отдельные члены группы переживают иногда других членов, а иногда и всю группу целиком как проекции своего тела или душевного образа. Отношения в микросфере, конечно, выражают себя в группе. Эта сфера, прежде всего, трансферных (переносных) отношений. Группа может их выражать через своих отдельных членов, через сообщество как целое или социальное сосуществование, при этом отдельный человек будет чувствовать стыд, смущение или отвержение, если группа будет его осуждать. Не только ведущий для этого человека может быть представителем этого, но и вся группа. Более того, ведущий и группа могут начать представлять разные объекты из так называемых объектных отношений в более зрелой макросфере, например, мужья, жены и друзья. Их чувства к таким людям или, точнее, к своим внутренним образам таких людей могут проецироваться в группе. В какой-то момент ведущий может рассматриваться как почти богоподобный идеализированный родитель, в другой момент как плохой родитель, которого боятся и отвергают, или группа в целом может представляться в виде матери, или отдельные люди в группе могут реагировать друг на друга переносом в более строгом смысле слова, как на своих сестер, братьев, матерей, мужей или жен.

В этой связи может быть сделано интересное наблюдение о том, что в определенном аспекте отношения родительского переноса к другом члену группы могут быть более близкими, чем настоящие отношения с родственниками. В одной группе мужчина и женщина обменивались информацией о своих проблемах брака, и стало ясно, что между ними существуют отношения переноса. Каждый представлял для другого партнера в браке, и оба они поднимали такие вопросы, которые явно хотели обсудить со своим партнером по браку. После того, как оба осознали важность этой ситуации, ни один из них не почувствовал, что дома он смог бы говорить так, как говорил в группе. Те вещи, которые каждый в силу их интимности не мог обсуждать соответственно со своей женой или мужем, они могли обсуждать друг с другом в присутствии группы, хотя каждый был и оставался, по большому счету, совершенно незнакомым как личность для другого.

Эти уровни отношений, которые мы обсуждали, все действуют в группе и могут все действовать одновременно, или группа может работать сначала на одном уровне, а потом на другом.

Все концепции, используемые в обсуждении поведения группы должны быть концепциями, специфически основанными на изучении в группах. Применение уже готовых концепций из индивидуальной психотерапии может только затуманить остроту нашего наблюдения и исказить его, в то время как изучение групп поможет нам понять явления в обеих ситуациях более четко. В сложной многомерной сети групповых отношений мы не можем проследить за событиями, если мы будем рассматривать их только как мозаику индивидуальных взаимодействий. Мы наблюдаем весь процесс, и именно к этому всему процессу должен быть обращен наш терапевтический импульс. Теоретические концепции, которые необходимы для весьма практических целей управления этими процессами, следует формулировать в терминах того, что мы можем наблюдать в действительности.