Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фукс, Энтони гл 9-10 ГРУППАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОДИ...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
287.23 Кб
Скачать

2. Межличностная (трансперсональная) сеть или матрица

В центре всех наших размышлений об общении в группах находится концепция групповой сети или групповой матрицы, которой мы раньше касались. Группа является матрицей межличностного общения, и события, которые случаются в ней, являются межличностными феноменами. Эти отношения и эти события существуют буквально между двумя или тремя людьми; они не возникают в том или ином человеке, они могут возникнуть только во взаимодействии двух или более людей. Здесь мы наблюдаем новый элемент.

Ранее внимание обращалось на заболевание как на функцию индивидуальной личности, но все болезни (душевные и физические) и каждое нарушение затрагивает социальные отношения. Очень часто самые ранние симптомы улучшения или ухудшения проявляются во взаимодействии с другими людьми.

Можно представить себе социальную матрицу как сеть, совершенно так же как мозг является сетью отростков и клеток, которые вместе образуют сложное целое. В этой групповой сети происходят все процессы, и в ней их можно рассматривать в отношении их значения, их распространения в пространстве и во времени и их интенсивности. Их определение внутри сети групповой матрицы мы назвали локализацией.

J.Ruesch и G. Bateson разработали похожие концепции, говоря о культурной сети, о внутриличностном общении, о межличностном общении в группе. Наш собственный тип групповой работы предлагает совершенно уникальные возможности для изучения процесса общения в многомерном смысле.

Групповую матрицу можно рассматривать как операционную основу всех психических процессов в группе таким же образом, как психика отдельного человека может быть операционной основой всех его психических процессов. Ее силы проходят через отдельных членов группы и, следовательно, ее можно назвать трансперсональной сетью, подобно магнитному полю. Отдельный человек рассматривается как узловой пункт этой сети, включенный в эту сеть.

Именно через нервную систему и мозг организмы членов группы находятся в состоянии взаимодействии в общем поле, во взаимопроникновении и общении. Они говорят то через одного человека, то через другого. Активные течения внутри группы могут быть выражены или могут придти в голову одному конкретному человеку или двум конкретным людям, или они могут в каком-то смысле быть персонифицированными отдельными людьми. Но что бы ни происходило в группе, мы всегда смотрим на это как на процесс развитии я группы в целом.

Общение – это все, то, что происходит в этой особенной групповой ситуации, что может быть замечено, это все то, что посылается и получается в ответе сознательно или бессознательно. Такое общение одновременно затрагивает, включает в себя многие уровни психики и имеет значение на каждом из них. В каждый данный момент времени уровень, на котором в основном происходит общение, будет зависеть от человека, Отт которого оно исходит и того, к кому оно обращено.

Когда мы думаем об уровнях психики, мы можем схематически представить их себе в виде ступеней лестницы. Ниже определенной ступени лестницы содержание психики является, как правило, «бессознательным» в психоаналитическом смысле и выражается «первичным» языком. При определенных условиях такое содержание может подниматься в более высокий слой и становиться сознательным. На вершине лестницы находится ясное логичное общение через слова. На этом уровне оперируют «вторичные» процессы психики, вторичные в психоаналитическом смысле, в противоположность первичным процессам бессознательной мысли. Слова являются главным средством для сообщения артикулированной мысли (вторичной), но нас особенно интересует процесс самого общения, а не фактическая передача информации через слова.

Когда был достигнут уровень полного общения, уже ничего нельзя сделать с определенной проблемой, кроме как разрешить ее, если она еще не разрешена после того, как она поднялась на этот уровень. Но невротическое нарушение, уже не говоря о психотическом, связано с недостатком общения и поэтому блокируется. Нет выхода к свободному, не нарушенному общению на более высоких уровнях. Язык симптомов, хотя он уже является формой общения, будет аутичным, он что-то бормочет про себя, надеясь, что его не услышат, и его эквивалентное значение, переданное словами, является социальным. Этот процесс общения является посредником всех других терапевтических действий. Он заставляет двигаться вперед терапевтический процесс и позволяет возникать конфликтам, трудностям и взаимодействиям на низших уровнях психики. Таким образом, здесь существует движение от симптома к проблеме, от сна к конфликту, лежащему в основе этого сна. Это, конечно, одно направление, в котором действует процесс общения, приближаясь к выражению обыденным языком.