Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
03_-_Teoria.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
578.56 Кб
Скачать

В

История науки в России

ажнейшей предпосылкой возникновения Э. в Р. стали рез-ты геогр. экспедиций 15-19 вв., а первая эт-ногр. работа появилась в России в 1715. В числе первых рос. ученых, отдавших дань этногр. проблематике, следует назвать Г. Новицкого, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова, К.М. Бэра, В.В. Радлова, Н.Н. Надеждина, Д.Н. Анучина, Н.Н. Миклухо-Маклая и др. Одна из особенностей становления Э. — то, что изучение собственно рус. народа в отеч. науке началось значительно позже, нежели др. народов России, что диктовалось практич. адм. интересами управления окраинами империи. При этом классификация этносов осуществлялась в основном по языкам.

Новый этап в развитии Э. в Р. начался с 1840-х гг. в ходе споров между “славянофилами” и “западниками” о происхождении и истор. судьбе рус. народа и гос-ва. В течение вт. пол. 19 в. на отеч. ученых оказывали влияние европ. теории мифол. истоков этничности, что стимулировало соответствующие изыскания в области славянских древностей и фольклора, и т.н. “школа заимствований”, ориентированная на поиски истоков европ. культуры в древнеинд. эпосе. Наибольшее влияние на дореволюц. Э. в Р. оказал эволюционизм, последователями к-рого были П.И. Кушнер, М.М. Ковалевский, Э.Ю. Петри, Д.А. Коропчевский, Н.Ф. Сумцов, И.Н. Смирнов, С.С. Шашков, Н.Н. Харузин, Л.Я. Штернберг и др. В нач. 20 в. появляются работы, в к-рых эволюционизм подвергался серьезной критике (А.Н. Максимов). Одновременно получило распространение и марксистское направление, особенно в трудах Н.И. Зиберта и Ф. Кона, посвященных исследованию производств. отношений в доклассовом об-ве. С т.зр. выбора объектов исследования в к. 19 — нач. 20 в. преобладал в основном краеведч. подход. В это же время А.Н. Пыпин подготовил 4-томную “Историю рус. этнографии”.

1917—1941 были временем становления науки советского периода. В 20-х — нач. 30-х гг. этнографы были привлечены к проведению гос. нац. политики, в основе к-рой лежали идеи о расцвете и сближении наций, необходимости скорейшего национально-гос. самоопределения народов и возможности выравнивания их социального и культурного уровней развития. Было организовано системное изучение условий материального производства, обществ, строя, культурно-бытового уклада каждого отд. народа. Э. в Р. определилась как отрасль истор. науки со специфич. “истматовской” проблематикой. Особенность работ этого периода — сосредоточение внимания на вопросах истор. эволюции обществ. строя изучаемых народов; большое внимание уделялось проблемам первобытной истории. Атеистич. направленность советской политики определила и значит. масштабы работ по изучению первобытной религии. В то же время сужение профиля сообразно идеол. установкам, привело к замораживанию в науки тех ее разделов, к-рые не имели отношения к истор. проблематике в ее узком смысле. Почти прекратилась работа в области этнич. географии и картографии, были прекращены этногр. исследования совр. быта народов, резко уменьшился объем работ по фольклористике, не проводились комплексные этнографо-археол. исследования. Предмет науки свелся преимущественно к изучению пережитков первобытнообщинного строя путем непосредств. наблюдения их в быту малоразвитых народов. Анализ проблем этногенеза был ограничен одной теорией Марра. В годы Великой отеч. войны актуализировалась идейная полемика с расистскими теориями нацизма.

В 30-е и послевоенные годы развитие науки было связано с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.П. Толстова, Б.А. Куфтина, С.И. Руденко, Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева, Ю.П. Аверкиевой, М.О. Косвена, В.И. Козова и др. С к. 40-х гг. активизировались исследования этногенеза народов мира (В.П. Алексеев и др.), история их этнич. формирования, особенностей их культуры и быта. Продолжалось изучение первобытного об-ва, его хозяйства, религии, семейно-брачных отношений. Начались исследования бытовой культуры совр. сельского и городского населения, получили развитие комплексные направления исследований, основанные на этногр., археол., антропол. и письм. источниках. С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров и М.Г. Левин разрабатывали теорию хозяйственно-культурных типов и историко-этногр. областей, Ю.В. Бромлей — теорию этносоциальных общностей. С 60-х гг. началась интенсивная работа по изучению англо-амер. социальной и культурной антропологии, франц. структурной антропологии, а также истории этнологии Германии и др. стран (С.А. Токарев, Ю.П. Аверкиева). Начиная с 70-х гг. большое распространение получило изучение теор. проблем этноса, этнич. и нац. процессов, и по сей день остающееся одним из главных. Развернулись принципиальные дискуссии о природе этноса и его генезиса: социально-деятельностной (Ю.В. Бромлей и отчасти Э.С. Маркарян), биологической (Л.Н. Гумилев), социально-информационной (Н.Н. Чебоксаров и С.А. Арутюнов), экоадаптивной (В.П. Алексеев) и др. Был поднят вопрос о том, насколько этнос реален как эмпирически локализуемая социальная общность (В.А. Тишков). Активизировались и стыковые направления исследований: этносоциология, этнопсихология, этнодемография и др. Был поставлен вопрос о прикладных задачах Э.в Р. и возможностях ее использования при решении актуальных экон., социальных и полит, проблем. Эта актуально-полит. направленность и проблематика особенно обострилась после распада СССР и возникновения многочисл. этнонац. противоречий и конфликтов на территории всего посткоммунистич. мира.

Совр. состояние Э. в Р. характерно прежде всего особенным вниманием к теор. обобщению идей и эмпирич. материала, накопленного и отеч., и мировой этнологией, развитием исследований прежде всего в зонах “стыка” со смежными науками, что характерно для

407 

всех отраслей социального и гуманитарного знания на исходе 20 в.

Термин «этнография» получил своё распространение в России во втором десятилетии XIX века (работы И.И.Срезневского). В России только к этому периоду времени предпринимаются попытки дать определение предмету исследования этнографии, что отразилось на публикациях этого периода в разного рода журналах (например, «Северный архив») и энциклопедических словарях (статья «Великая Россия» в «Энциклопедическом лексиконе», построенная на этнографическом описании народов страны).

Уже после этого в 40-е гг. XIX столетия этнография начинает обрастать своей собственной теоретико-методологической базой. Но на этом этапе методика исследований заключалась в «точности записи, аннотации и систематизации собранных материалов».

1846 г. Председатель отделения этнографии Русского географического общества К.М.Бэр выступил с программной речью «Об этнографических исследованиях вообще, в России в особенности». В этой речи Бэр определил этнографию как науку, заявив, что этнографический материал сокращается с каждым днем, видя в этом особую ценность этнографических материалов для истории и культуры, и в особенности для бесписьменных народов.

Идеи Бэра нашли отклик в трудах его последователя Н.И.Надеждина. Надеждин определил объект изучения этнографии, которым являются народы и предмет её изучения – традиционно-бытовая культура, семейная и общественная жизнь народа. Методами этнографической работы Надеждин, как и его предшественники, по-прежнему видел систематизацию и обобщение собираемых материалов.

40-50-е гг. XIX века. Научно-организационное оформление науки. В это время открываются специальные учреждения, отделения РГО, комиссии по описанию округов и т.п., издается специальный сборник научных трудов «Этнографический сборник», издаются этнографические программы, организуются этнографические экспедиции.

Вырабатываются основные принципы и методы этнографической работы:

  1. Метод непосредственного наблюдения;

  2. Анкетный метод;

  3. Сравнительно-исторический метод.

В 1839 г. организуется первое Этнологическое общество в Париже, а в 1864 г. Московское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии.

1884 г. – открытие кафедры географии и этнографии при Московском университете под руководством Д.Н.Анучина. Тогда же создается первый неплохо оборудованный музей антропологии, археологии и этнографии. Анучин определял науку как «этнологию», состоявшую из общей этнологии или истории первобытной культуры и различных разделов народоведения (этнографии). После смерти Д.Н.Анучина в 1923 году во главе кафедры становится его ученик В.В.Бунак

Из нее вышла советская марксистская школа, сменив эволюционизм русской этнографической школы и заменив учение о “культурных ареалах” на теорию хозяйственно-культурных типов. Попыткой внедрение идей марксизма в этнографию предпринимали Н.И. Зиберт, Ф.Кон, М.М. Ковалевский. Из крупнейших русских этнографов можно назвать Н.Н. Миклухо-Маклая, Г.Н. Потанина, Д.Н. Анучина, В.Г. Богораза, В.И. Иохельсовна, Л.Я. Штернберга, С.П. Толстого, Н.Н. Чебоксарова, Л.П. Потапова, С.А. Токарева, Б.О. Долгих, Р.Ф. Итса. Советскими этнографами изданы такие капитальные труды мирового значения как “Этнография народов Мира”, “Очерки общей этнографии”, серия томов “Народы Мира”, “Страны и народы”.

Деление ученых на школы определялось своеобразием их понимания предметной области этнографической науки и методов исследования. Так эволюционисты считали, что необходимо изучать социальную организацию общества и религиозные верования, считая что, развивались эти институты от простых форм к сложным: от родовой организации к классовому обществу, от ранних форм верований (тотемизма, магии) до мировых религий (христианства, ислама и др.). Последователи наиболее распространенной школы психологической антропологии считали, что каждая культура имеет свой уникальный путь развития в пределах историко-географической области (ареала) и отрицали саму возможность общеисторических закономерностей в развитии культуры и существование т.н. “общечеловеческих ценностей”. Саму культуру каждого этноса следует изучать как целостную систему.

в 1918 г. — этноотделение ЛГУ. Среди ученых наблюдалось две крайности — признание этнографии некой супердисциплины или узкой описательной науки об архаических пережитках. После 1929 г. этнография воспринималась в СССР только как описательная вспомогательная историческая дисциплина, необходима для решения практических задач — список народов для перевода их на социалистические рельсы.